ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСЛУГ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Транспорт можно использовать в коммерческих и некоммерческих целях. При некоммерческом подходе услуги транспорта являются вспомогательными и не рассматриваются с точки зрения возможности получения прибыли, например, использование транспорта армией.

Коммерческая область состоит из предоставления транспортных услуг и использования собственного транспорта для удовлетворения собственных нужд в транспортировке при осуществлении коммерческой деятельности. Например, организация, продающая товарный бетон, осуществляет доставку собственным парком автобетоносмесителей.

Транспортные услуги предоставляются перевозчиками, работающими по найму. Они подразделяются на:

  • перевозчиков, которые предоставляют услуги в рамках своей деятельности на равных условиях любому лицу, заинтересованному в их использовании;
  • перевозчиков, заключающих договор выборочно с одной или несколькими организациями на разных условиях.

В состав транспортных услуг входят и услуги операторов инфраструктуры: терминальные услуги, предоставляемые терминальными операторами; услуги операторов путей сообщения, предоставляющих в использование железные, автомобильные дороги, шлюзы или каналы.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОПЕРАТОРОВ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Оператор — лицо, предоставляющее определенную транспортно-логистическую услугу или набор услуг, допущенное к своей деятельности в определённом порядке.

Перевозчиком называют оператора, основной деятельностью которого является транспортировка, осуществляемая собственным парком транспортных средств.

На рынке транспортно-логистических услуг присутствует большое количество различных посредников:

  • экспедиторы, представляющие интересы грузоотправителей, подыскивают для них наиболее подходящие способы транспортировки, перевозчиков, занимаются организацией транспортировки;
  • агенты, действующие от имени перевозчиков, ищут для них клиентов, составляют заявки на транспортировку от грузоотправителей, занимаются рекламой;
  • брокеры, занимающие нейтральное положения, не участвуют в долгосрочном сотрудничестве, организуют единичные транспортировки за вознаграждение.

 

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТОРОВ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Взаимодействие сторон в транспортно-логистическом комплексе в настоящее время усложняются и границы между функциями различных видов операторов размываются, что привело к появлению новой классификации операторов или провайдеров логистики.

1PL провайдер — оператор логистических услуг первого уровня, провайдер логистики, который предлагает узкоспециализированные услуги. Например, оператор предоставляет только перевозочные услуги в одном регионе или городе, складские услуги на одном складе или небольшом складском комплексе.

2PL провайдер — оператор логистических услуг второго уровня, провайдер, способный предоставить широкий спектр транспортно-логистических услуг в своем регионе или своей стране. Особенностью данного типа провайдера является то, что он выступает только в качестве посредника, не обладает никакими мощностями инфраструктуры, ответственность за груз несет не он, а та организация в поле деятельности, которой груз находится на определенном этапе транспортного процесса.

3PL провайдер — оператор логистических услуг третьего уровня, способный предоставлять логистические услуги любого вида и уровня сложности, для осуществления своей деятельности использует собственные мощности инфраструктуры транспортно­логистического комплекса, в случае необходимости привлекает дополнительные мощности других операторов. Данный провайдер выступает перед грузовладельцем как единственное лицо, осуществляющее транспортировку.

4PL провайдер — оператор логистических услуг четвертого уровня, выполняющий все функции оператора третьего уровня и способен выполнять функции фокусной компании в цепочке поставок. Данный провайдер способен оптимизировать функционирование всей цепочки поставок, распределяет функции, права и обязанности всех участников данной цепочки поставок.