Совмещенный АВС и XYZ-анализ материалов
Совмещение ABC и XYZ-анализов формирует 9 подгрупп, перечень которых и краткая характеристика приведена в таблице.
Группы материалов | А — высокая стоимость объема потребления — 80% | В — средняя стоимость объема потребления — 15% | С — низкая стоимость потребления — 5% |
X — регулярное потребление X < 10% | АХ | BХ | СХ |
Y — колеблющееся потребление 11%<Y<25% | АY | BY | CY |
Z — нерегулярное потребление Z>26% | АZ | BZ | CZ |
Приведем рекомендации по работе с материалами некоторых подгрупп.
По подгруппе АХ:
- материалы можно закупать по долгосрочным контрактам;
- уверенно планируются размеры партий, сроки заказа и поставки материалов;
- не надо учитывать программу выпуска (продаж) изделий, достаточно отслеживать запасы материалов на складе, так как применяется система управления поставкой материалов «на склад»;
- минимальны или вообще не требуются страховые запасы материалов.
По подгруппе AY:
- необходимо изучать, чем вызваны колебания в потребности материалов и насколько эти колебания прогнозируемы и управляемы, чтобы их учесть при планировании поставки материалов;
- по управляемой части материалов можно работать как по подгруппе AX; по неуправляемой части материалов труднее планировать и выдерживать календарный план-график поставки материалов, поэтому требуется создавать большие страховые запасы материалов, более оперативно и тщательно отслеживать портфель заказов на выпускаемую продукцию, управлять поставкой материалов (планировать размеры и сроки поставки партий материалов, осуществлять учет их выполнения, контроль и регулирование поставки);
- в управление закупками вовлекаются большее число служб: кроме отдела закупок, производственный и финансовый отдел и др.;
- заказам, изготавливаемым из дефицитных, несвоевременно поставленных материалов придется давать «зеленую улицу» в производстве, что влияет на сроки изготовления других заказов, увеличивает затраты на производство в целом.
Материалы подгрупп АХ и ВХ в соответствии с их массой и габаритами нужно хранить на складе на нижних ярусах склада ближе к месту их комплектации и выдачи. Это сократит время доставки заказа на рабочее место оператора склада, увеличит скорость поиска и комплектации заказа. Материалы других подгрупп можно хранить на более высоких ярусах склада подальше от мест комплектации и выдачи.
Интересны исследования связи ABC и XYZ-анализа со структурой и функциями подразделений предприятия по закупочной логистике:
- за материалы подгруппы АХ отвечает и делает заказ на поставку очередной партии материалов склад;
- за материалы подгруппы CZ — отдел сбыта (продаж), который должен гарантировать, что заказанные материалы (комплектующие) войдут в изделия;
- материалы подгруппы BY можно передать на аутсорсинг (тому, где меньше издержки на закупку, хранение и транспортировку);
- производственный отдел планирует первоочередный запуск деталей и сборочных единиц в производство (предоставляет «зеленую улицу»), изготовляемых из дефицитных материалов;
- отдел маркетинга должен перепозиционировать продукцию группы AZ, чтобы она переместилась в подгруппу АХ или хотя бы в подгруппу АУ;
- конструкторский отдел должен модифицировать изделия с целью повышения применяемости материалов, унификации деталей и сборочных единиц, в первую очередь группы С; использование редких дефицитных материалов и комплектующих должно быть оправдано и санкционировано;
- технологический отдел должен модифицировать технологию изготовления, например, заменить штамповку, эффективную в массовом производстве, механической обработкой стандартных материалов (прутка, швеллера и т.п.), относящихся к группе С.
Трудно дать рекомендации по всем группам материалов. Процесс это творческий и на каждом предприятии, тем более разных отраслей, решается по-своему.