Совмещение ABC и XYZ-анализов формирует 9 подгрупп, перечень которых и краткая характеристика приведена в таблице.

Группы материалов А — высокая стоимость объема потребления — 80% В — средняя стоимость объема потребления — 15% С — низкая стоимость потребления — 5%
X — регулярное потребление X < 10% АХ СХ
Y — колеблющееся потребление 11%<Y<25% АY BY CY
Z — нерегулярное потребление

Z>26%

АZ BZ CZ

 

Приведем рекомендации по работе с материалами некоторых подгрупп.

По подгруппе АХ:

  • материалы можно закупать по долгосрочным контрактам;
  • уверенно планируются размеры партий, сроки заказа и поставки материалов;
  • не надо учитывать программу выпуска (продаж) изделий, достаточно отслеживать запасы материалов на складе, так как применяется система управления поставкой материалов «на склад»;
  • минимальны или вообще не требуются страховые запасы материалов.

По подгруппе AY:

  • необходимо изучать, чем вызваны колебания в потребности материалов и насколько эти колебания прогнозируемы и управляемы, чтобы их учесть при планировании поставки материалов;
  • по управляемой части материалов можно работать как по подгруппе AX; по неуправляемой части материалов труднее планировать и выдерживать календарный план-график поставки материалов, поэтому требуется создавать большие страховые запасы материалов, более оперативно и тщательно отслеживать портфель заказов на выпускаемую продукцию, управлять поставкой материалов (планировать размеры и сроки поставки партий материалов, осуществлять учет их выполнения, контроль и регулирование поставки);
  • в управление закупками вовлекаются большее число служб: кроме отдела закупок, производственный и финансовый отдел и др.;
  • заказам, изготавливаемым из дефицитных, несвоевременно поставленных материалов придется давать «зеленую улицу» в производстве, что влияет на сроки изготовления других заказов, увеличивает затраты на производство в целом.

Материалы подгрупп АХ и ВХ в соответствии с их массой и габаритами нужно хранить на складе на нижних ярусах склада ближе к месту их комплектации и выдачи. Это сократит время доставки заказа на рабочее место оператора склада, увеличит скорость поиска и комплектации заказа. Материалы других подгрупп можно хранить на более высоких ярусах склада подальше от мест комплектации и выдачи.

Интересны исследования связи ABC и XYZ-анализа со структурой и функциями подразделений предприятия по закупочной логистике:

  • за материалы подгруппы АХ отвечает и делает заказ на поставку очередной партии материалов склад;
  • за материалы подгруппы CZ — отдел сбыта (продаж), который должен гарантировать, что заказанные материалы (комплектующие) войдут в изделия;
  • материалы подгруппы BY можно передать на аутсорсинг (тому, где меньше издержки на закупку, хранение и транспортировку);
  • производственный отдел планирует первоочередный запуск деталей и сборочных единиц в производство (предоставляет «зеленую улицу»), изготовляемых из дефицитных материалов;
  • отдел маркетинга должен перепозиционировать продукцию группы AZ, чтобы она переместилась в подгруппу АХ или хотя бы в подгруппу АУ;
  • конструкторский отдел должен модифицировать изделия с целью повышения применяемости материалов, унификации деталей и сборочных единиц, в первую очередь группы С; использование редких дефицитных материалов и комплектующих должно быть оправдано и санкционировано;
  • технологический отдел должен модифицировать технологию изготовления, например, заменить штамповку, эффективную в массовом производстве, механической обработкой стандартных материалов (прутка, швеллера и т.п.), относящихся к группе С.

Трудно дать рекомендации по всем группам материалов. Процесс это творческий и на каждом предприятии, тем более разных отраслей, решается по-своему.

ABC-АНАЛИЗ   ХУZ-АНАЛИЗ