Транспортную логистику или транспортное обеспечение в логистике следует рассматривать с двух позиций. С одной стороны, все составляющие транспортной логистики должны удовлетворять потребности потребителей транспортных услуг, с другой, транспортная инфраструктура является мощным развивающим элементом экономики территорий, на которых она создается.

Затраты на транспортировку для различных отраслей экономики могут составлять от 20 до 70 % общих логистических затрат. Так, например, в сфере электроники транспортные затраты составляют от 2 до 3% стоимости продукции, продуктов питания — 5-6%, спецтехники и оборудования — 7-12%, сырья — 40-60%, минерально-строительных материалов — 80-85%. Но это вовсе не означает, что необходимо всеми возможными средствами стараться уменьшить транспортные издержки. Транспортную логистику как подсистему следует рассматривать вместе с остальными составляющими логистической системы для повышения ее конкурентоспособности.

Транспортная логистика — это подсистема результатом деятельности, которой является перемещение предметов из одной точки пространства в другую в приемлемые сроки с минимальными затратами.

Свою деятельность транспортная логистика осуществляет при помощи транспортной системы, которая состоит из: технической и организационной составляющих, а также персонала, обеспечивающего функционирования всей системы.

Техническая составляющая транспортной логистики — это все те элементы, которые обеспечивают физическое перемещение грузов в пространстве:

  • основная инфраструктура:

пути сообщения (автомобильные и железные дороги, водные пути и воздушные линии, трубопроводные сети);

транспортные узлы (порталы, хабы, логистические центры);

промежуточные пункты транспортных сетей.

  • транспортные средства;
  • вспомогательная инфраструктура:

системы энергоснабжения;

коммуникационные системы;

системы обеспечения безопасности.

Пути сообщения и транспортные узлы образуют транспортную сеть. Транспортные средства, движущиеся в этой сети, образуют транспортные потоки, грузы, перемещаемые в этих транспортных средствах, образуют грузопотоки, а путь, по которому все это перемещается, называют маршрутом.

Транспортные узлы — места, где встречаются различные грузопотоки и происходит их перераспределение. Транспортные узлы могут быть унимодальными, если обслуживаются одним видом транспорта, или мультимодальными, если обеспечивают взаимодействие двух или более видов транспорта.

Различают два основных типа транспортных узлов:

портал обеспечивает взаимодействие транспортной системы с территориями, на которых появляются и потребляются грузопотоки. Порталы размещают в территориальных точках, наиболее подходящих для выполнения данных функций;

в хабе в основном происходит перевалка грузов, большую часть из которых составляют грузы, перевозимые в укрупненных грузовых единицах. Месторасположение хаба определяется параметрами и потребностями транспортной системы;

терминал представляет собой место, где потребители транспортных услуг получают к ним доступ. Терминалы размещаются в транспортных узлах и промежуточных пунктах транспортной сети.

Необходимо дать определения следующим понятиям: транспортировка, перевозка, транспортный процесс и перевозочный процесс.

Транспортировка является понятием более широким, чем перевозка. Чтобы не повторяться, раскрывают их через следующие понятия:

транспортный процесс представляет собой функционирование всей транспортной системы, результатом деятельности является перемещение грузов со всеми сопутствующими операциями, в том числе и дополнительными услугами;

перевозочный процесс тоже направлен на перемещение грузов, но ограничен погрузочно-разгрузочными (терминальными) операциями и операциями по перемещению груза.

Терминальные операции: погрузка, разгрузка, подготовка грузов и транспортных единиц к перевозке, оформление документов.

Транспортные операции заключаются в перемещении груза, они могут включать некоторые дополнительные услуги, например, поддержание определенной температуры при транспортировке грузов под температурным контролем.