Часто грузы предъявляются к транспортировке в виде некоторого количества грузовых единиц. Груз, предъявляемый единовременно к транспортировке, называется партией, а груз, перевозимый по одному транспортному документу, отправкой.

Можно выделить несколько способов организации транспортировки грузов в зависимость от их партионности:

  • массовые перевозки, организуемые в случае, если предъявляемая к перевозке партия больше грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства;
  • помашинные, повагоные или перевозки судовыми партиями, организуемые в случае соответствия размеров партии параметрам грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства;
  • мелкопартионные перевозки, организуемые, если размер партии меньше транспортных возможностей транспортного средства.

Вообще, увеличение размера партии приводит к уменьшению себестоимости транспортировки грузовой единицы.

Грузовая единица (грузовое место) представляет собой неделимое количество груза при осуществлении транспортировки. Груз, который предъявляется без предварительной к транспортировке подготовки, называется естественной грузовой единицей. После подготовки груза таким образом, чтобы с ним можно было осуществлять все необходимые при транспортировке операции, он становится искусственной грузовой единицей или укрупненной грузовой единицей. Некоторое количество груза собирают и скрепляют вместе до размера необходимой грузовой единицы, например, в транспортный пакет. На сегодняшний день наиболее часто используемым средством для создания транспортного пакета является плоский поддон.

В масштабах транспортной системы управление осуществляется над грузопотоками — количеством груза, перемещаемым между пунктами транспортной сети в определенный временной промежуток. Для описания грузопотоков необходимо определить наиболее важные характеристики:

  • пункты образования и потребления грузопотоков; объемы перевезенного груза в единицу времени; структуру грузов в данном грузопотоке; изменение величины грузопотока с течением времени;
  • разницу между величинами прямого и обратного грузопотока для данного направления.

Для представления грузопотоков пользуются различными способами: схемами, таблицами, эпюрами.