Возможны разные варианты организации закупочной деятельности на предприятии. По одному из вариантов рассмотренные выше функции распределяются между различными функциональными подразделениями предприятия:

  • потребность в материалах определяет производственный отдел;
  • бюджет закупок составляет экономический отдел;
  • решение об объемах закупок и выборе поставщиков принимает руководство предприятия;
  • вспомогательные подразделения отвечают за складирование и транспортировку материалов и т.д.

Департамент закупочной логистике в этом случае в основном выполняет работу по снабжению предприятия материалами: заключает договоры с поставщиками, организует их поставку, распределение между подразделениями предприятия.

По другому варианту все функции закупочной деятельности на предприятии, осуществляется самостоятельным подразделением в структуре органов управления предприятием. Эти подразделения на разных предприятиях имеют различные наименования: департамент (отдел) материально-технического снабжения, материально-технического обеспечения, закупок, закупочной деятельности, закупок и сети поставок, закупок и снабжения и др. Считается, что сосредоточение закупочной деятельности в одном подразделении создает возможности ее логистической оптимизации. Возможна и смешанная организация закупочной деятельности на предприятии. На крупных предприятиях могут быть созданы отдельно департамент внешней кооперации, отдел импортных товаров и другие.

Отдел закупок тесно взаимодействует и с другими подразделениями предприятия. В группах взаимосвязанных предприятий (холдингах, концернах и т. п.) часто закупочную деятельность, в первую очередь работу с поставщиками, централизуют на одном предприятии (как, правило, в управляющей организации), которое осуществляет управление поставщиками, централизацию и консолидацию закупок для предприятий холдинга. Другие предприятия холдинга организуют снабжение материалами непосредственно производственного процесса своего предприятия.

Часть работ по закупочной деятельности, в первую очередь транспортно-­экспедиционной, складской, таможенной, управление поставщиками, а возможно всю закупочную функцию в целом, предприятиям бывает выгоднее передать на аутсорсинг специализированным организациям, например, логистическим провайдерам (3PL, 4PL и уже 5PL), имеющим современное оборудование, квалифицированных специалистов.

Целесообразно передавать на аутсорсинг также работы, для выполнения которых в штате предприятия (отдела закупок) не выгодно держать узкого специалиста, который не может быть загружен полный рабочий день (месяц, год). Например, для таможенного оформления закупок лучше привлечь стороннюю организацию — таможенного брокера.

Большое значение имеет бенчмаркинг — постоянное и систематическое совершенствование закупочной логистики на основе изучения опыта передовых предприятий и использовании лучшего на своем предприятии. К сожалению, применение бенчмаркинга в логистике затруднено из-за отсутствия или недоступности данных о логистических затратах у конкурентов.

Для эффективного выполнения своих функций отдел закупок должен обладать полномочиями в выборе поставщиков, установлении цен и условий договора на поставку материалов, сертификации материалов, контроле за поставщиками, лимитировании выдачи материалов подразделениям предприятия и контроле за их расходованием, за наличием и движением материалов на складах и т.д.

Большое значение имеет система показателей эффективности организации и качества закупок, по которым можно оценить закупочную деятельность и соответственно отдела закупок в организациях.