Методы выбора поставщиков
Одна из проблем при применении системы оценки поставщиков состоит в том, что она строится на сравнении и интеграции неоднородных показателей. Другими словами, рассматривается многокритериальная задача, наибольшее распространение среди методов решения которой в настоящее время получили методы рейтинговых оценок, теории полезности, нечетких множеств, векторной стратификации и метод анализа иерархий.
МЕТОД РЕЙТИНГОВЫХ ОЦЕНОК
Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок и (или) других подразделений, возможно привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную бальную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый Ri рейтинг для конкретного i-го поставщика по формуле
Ri=Rij*aj
где i-индекс поставщика; j=1,2,…,J- индекс критерия; J- число критериев; Rij – оценка j-го критерия по i-му поставщику, баллов; аj — вес j-го критерия. Сумма весовых коэффициентов равна единице.
Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего поставщика. При одинаковых рейтинговых оценках для двух и более поставщиков по основным критериям процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев.
Критерий выбора поставщика | Вес критерия | Оценка критерия по десятибалльной шкале по поставщикам | Произведение веса критерия на оценку по поставщикам | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
Надежность поставщика | 0,30 | 7 | 5 | 8 | 2,1 | 1,5 | 2,4 |
Цена | 0,25 | 6 | 2 | 3 | 1,5 | 0,5 | 0,75 |
Качество | 0,15 | 8 | 6 | 8 | 1,2 | 0,9 | 1,2 |
Условия платежа | 0,15 | 4 | 7 | 2 | 0,6 | 1,05 | 0,3 |
Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 7 | 7 | 2 | 0,7 | 0,7 | 0,2 |
Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 4 | 3 | 7 | 0,2 | 0,15 | 0,35 |
Итого | 1 | — | — | — | 6,3 | 4,8 | 5,2 |
Рейтинг | 1 | 3 | 2 |
Нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.
Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Для каждого поставщика рассчитывают все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу, это — разновидность метода ранжирования критериев по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимости оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и ее анализа по каждому поставщику.
Метод доминирующих характеристик. Состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода — в простоте, а недостаток — в игнорировании остальных критериев отбора.
Метод категории предпочтений, основанный на данных о поставщиках от подразделений предприятия.
ПРОВЕРКА БЛАГОНАДЕЖНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ
На этапе выбора поставщиков, как и любых других контрагентов, необходимо проверить их юридический статус, финансовое положение и деловую репутацию. Проблемные контрагенты зачастую могут стать причиной не только потерь в бизнесе, но и привлечь к организации пристальное внимание налоговых органов.
В РФ сформированы многочисленные источники деловой информации, которые позволяют проверить контрагента и его руководителя на предмет добросовестности: http://egrul.nalog.ru, http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr и другие.