Логистическая система — это комплекс материальных и нематериальных ресурсов и процессов, а также сотрудников, задействованных в выполнении логистических операций.

Логистическая операция — это действие, которое изменяет вещественное содержание, форму, местоположение и/или стоимость предмета труда.

Можно выделить различные логистические операции — производственные, транспортные, складские, сервисные. Производственные операции изменяют вещественное содержание и/или форму предмета труда. Транспортные и складские операции изменяют местоположение предмета труда. И, конечно, все логистические операции изменяют стоимость предмета труда путем перенесения на него стоимость потребленных при выполнении логистической операции ресурсов (материалов, труда, времени работы оборудования и т. д.).

Каждая логистическая операция характеризуется продолжительностью и стоимостью.

Последовательность логистических операций образует логистический процесс. Таким образом, и логистические процессы обладают продолжительностью и стоимостью.

Длительность логистических операций процесса формирует логистический цикл. При этом некоторые логистические операции могут выполняться не только последовательно, но и параллельно друг другу.

Сумма издержек логистических операций процесса формирует величину логистических издержек процесса.

На логистическую систему можно посмотреть, как с точки зрения всей цепи поставок — от добычи минерального сырья до конечного потребителя, так и с точки зрения конкретного предприятия, располагающегося в цепи поставок. В первом случае мы имеем дело с макрологистической системой, во втором — с микрологистической системой. Вопросами комплексного развития макрологистических систем занимается либо государство (чаще всего косвенным образом), либо крупные вертикально интегрированные корпорации. Конфигурация собственной микрологистической системы — это забота каждого конкретного предприятия.

Согласно SCOR-модели, в логистической системе организации выделается 6 групп процессов (называемых еще процессами первого уровня):

  • процессы планирования (Plan);
  • процессы снабжения (закупок) (Source);
  • процессы производства (Make);
  • процессы поставки продукции заказчикам (Deliver);
  • процессы возвратной логистики (Return);
  • обеспечивающие управленческие процессы (Enable).

Между этими процессами существуют множественные информационные связи как внутри предприятия, так и с процессами поставщиков и заказчиков.

Детализация процессов первого уровня выполняется по-разному. В частности, процессы закупки, производства и поставки отражают на втором уровне избранную производственную стратегию (производство на склад, производство на заказ или разработка на заказ), а обеспечивающие управленческие процессы разбиты по признаку объекта управления.

Различают следующие функциональные виды логистики (подсистемы логистической системы предприятия), которые будут рассмотрены ниже.

Закупочная логистика, обеспечивающая организации товарно-материальными ценностями, первая физически в цепи поставок. В задачи закупочной логистики входит два основных круга вопросов: управление поставщиками и снабжение предприятия товарно-­материальными ценностями и услугами. Управление поставщиками можно отнести к задачам стратегического характера, иногда эту задачу еще называют задачей формирования ресурсной базы предприятия. Качество ресурсной базы важно для обеспечения устойчивого снабжения предприятия ресурсами и услугами, поэтому часто речь идет не только о выборе поставщиков из имеющегося их спектра, но и о решении задачи развития взаимодействия с поставщиками, поскольку слабость ресурсной базы означает слабость позиции предприятия с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности. Снабжение предприятия — скорее процесс оперативного характера, когда службы снабжения взаимодействуют с выбранными поставщиками на предмет заказа, отслеживания, получения и оплаты товарно-материальных ценностей и услуг.

Производственная логистика — центральное звено в цепи поставок. Производственная логистика осуществляет преобразование полученных от поставщиков сырья и материалов в готовую продукцию, идущую к потребителям. На стратегическом уровне в производственной логистике принимают решения о создании и конфигурировании производственной мощности предприятия, то есть о создании комплекса ресурсов (оборудования, производственных площадей, кадров и др.), отвечающего стратегическим задачам предприятия. На тактическом уровне речь идет о корректировке конфигурации производственной мощности, а также об экономически рациональном балансе между спросом на продукцию предприятия в среднесрочной перспективе и производственной мощностью. На оперативном уровне принятия решений рассматриваются вопросы формирования главного календарного плана производства готовой продукции, планирования потребности в материалах и мощностях, а также вопросы оперативного диспетчерского управления исполнением производственных заданий.

Распределительная логистика обеспечивает рациональное доведение продукции от производителя к потребителю. К основным стратегическим вопросам распределительной логистики относят выбор и конфигурацию канала товародвижения, по которому продукция перемещается к конечному потребителю. При конфигурации канала товародвижения определяют его участников и их функции. К оперативным задачам распределительной логистики обычно относят задачи оперативного планирования распределения продукции, формирования заданий на перемещение продукции, а также контроль хода исполнения этих заданий.

Транспортная логистика — подсистема, результатом деятельности которой является перемещение предметов из одной точки пространства в другую в приемлемые сроки с минимально возможными затратами. Стратегическим является здесь вопрос построения транспортной сети и/или принятия решения по использованию тех или иных ее сегментов, а также вопрос выбора видов транспортных средств. К оперативным относят задачи планирования размещения грузов на транспортных средствах, оперативного планирования маршрутов перевозки, а также выбора вида транспортного средства из утвержденных альтернатив. К оперативным вопросам можно также отнести задачу документального оформления и диспетчиризации перемещения грузов.

Складская логистика в оперативном режиме занимается хранением товарно­-материальных ценностей, их приемом и выдачей на местах хранения, а также складскими операциями погрузки и разгрузки транспортных средств, прибывающих на склады. Стратегическим вопросом является географическое расположение складов, а также определение их емкости и способа организации мест хранения, то есть формируется инфраструктура складского хозяйства организаций. Вопросы определения запасов товарно­-материальных ценностей, которые должны находиться на местах хранения, не относятся к ведению складской логистики. Они относятся к ведению сотрудников, управляющих материальными потоками в цепи поставок. То есть складская логистика не определяет, сколько запасов необходимо, она определяет то, как их хранить, как манипулировать запасами и как оформлять их перемещение.

Таможенная логистика занимается вопросами таможенного оформления грузов, пересекающих государственную границу. Здесь важно понимать весь экспортно-импортный процесс, его участников и их роли, таможенные процедуры и порядок таможенного оформления товаров.

Возвратная логистика в последнее время быстро набирает популярность. Она занимается возвратными материальными потоками в цепи поставок: возврата материальных ценностей поставщику, возврата материальных ценностей от заказчиков. В обоих случаях это может быть обусловлено избытком товаров, возвратом дефектной продукции, возвратом для ремонта. Возвращенные товарно-материальные ценности могут быть использованы повторно, отремонтированы, переработаны в другую продукцию или утилизированы.

В последнее время в профессиональный глоссарий логистики вошел термин зеленая логистика.

Зеленая логистика — совокупность действий по оценке и минимизации экологических последствий логистической деятельности. Можно сказать, что зеленая логистика — это не отдельный вид логистики, а скорее подход к ее организации. Все функциональные виды логистики должны строиться на платформе принципов зеленой логистики, например, выбор поставщиков в закупочной логистике, режима транспортировки в транспортной логистике, технологического процесса производства, и т.д.

Наукой и практикой выработаны следующие принципы рациональной организации логистических процессов:

  • специализация — участники цепи поставок фокусируются на тех или иных функциях, выполняя их профессионально;
  • параллельность — отдельные процессы или операции выполняются одновременно, что позволяет сокращать время логистических процессов;
  • непрерывность — операции в цепи поставок выполняются без простоев, что позволяет сокращать время логистических процессов;
  • пропорциональность — логистические процессы, их части, операции должны быть равны или кратны между собой (синхронизированы);
  • прямоточность — прямолинейный и кратчайший путь движения материальных потоков по цепи поставок, что позволяет ускорить процессы и снизить издержки управления ими;
  • автоматичность — автоматизация логистических процессов под контролем человека. Автоматизация процессов позволяет снизить риск человеческих ошибок, повышая качество продукции, а также снижать уровень удельных затрат;
  • ритмичность — все процессы в цепи поставок повторяются через установленные периоды времени. Ритмичность процессов, где и насколько это возможно, снижает стоимость управления цепями поставок;
  • гибкость — способность логистической системы учитывать (предусматривать) различные возможные ситуации;
  • адаптивность — способность логистической системы видоизменяться при изменении внешних условий;
  • оптимальность — отдельные процессы или операции выполняются наилучшим возможным способом согласно установленного критерия оптимальности.

На страницу Теория логистики