Технологическое сопряжение транспортно-логистической подсистемы с другими подсистемами логистической системы: складской, производственной, закупочной и распределительной. Также вопросы улучшения взаимодействия с точки зрения технологий всех участников, взаимодействующих в рамках транспортно-логистического комплекса.

ЗАДАЧИ ВЫБОРА

Выбор способа транспортировки грузов.

Унимодальная перевозка организуется при помощи одного вида транспорта, одним или несколькими перевозчиками. В случае, когда участвуют несколько перевозчиков, то один из перевозчиков может отвечать за всю перевозку или только за свою часть.

Мультимодальная перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, одним перевозчиком, который организует и отвечает за всю перевозку, перевозка осуществляется в одном грузовом месте, либо с перевалкой.

Сегментированная перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, организуется одним или несколькими перевозчиками. Перевозчик, организующий перевозку отвечает только за свою часть, может выписать коносамент на комбинированную или интермодальную перевозку.

Комбинированная перевозка отличается от сегментированной перевозки тем, что перевозчик, организующий перевозку, отвечает за всю перевозку. Комбинированная перевозка осуществляется в одном транспортном средстве или грузовом месте без перевалки.

Интермодальная перевозка отличается от комбинированной осуществлением перевалки груза на определенных этапах перевозки.

Изначально все виды транспорта развивались самостоятельно, каждый совершенствовал свою техническую базу, но с точки зрения грузоотправителя при необходимости осуществления транспортировки в мировом масштабе всё больше становились востребованы мультимодальные перевозки. Одним видом транспорта стало невозможно осуществить транспортировку в силу естественных причин. Потребовалось придумать технологии, которые позволили бы удешевить, ускорить и упростить взаимодействие между различными видами транспорта. Так появились интермодальные перевозки. Данный вид перевозок осуществляется при помощи интермодальных транспортных единиц: контейнеры, контрейлеры, съемные кузова.

В современной системе интермодальных перевозок широкое распространение получили контейнеры. Существуют различные виды контейнеров, но их конструкция и размеры стандартизированы. Конструкция контейнера включает в себя несколько идей: удешевить изготовление контейнера, сделать его максимально лёгким и при таком весе прочным, ускорить процесс погрузки, разгрузки и крепления контейнера на транспортное средство, обеспечить максимально возможный срок службы и универсальность применения. Но есть и ряд недостатков:

  • современные контейнеры не позволяют полностью использовать длину автопоезда;
  • при транспортировке в контейнере грузов на плоских поддонах не полностью используется внутренне пространство контейнера, недоиспользованным остается порядка 15% внутреннего объема контейнера;
  • в случае необходимости оставить контейнер на территории грузоотправителя или грузополучателя необходимо применение дорогостоящего оборудования для погрузки и разгрузки, в результате чего это становится не всегда возможным.

Первая и вторая проблемы решаются созданием контейнеров увеличенной длины для максимального использования транспортных возможностей автопоезда и увеличенной ширины для того, чтобы стало возможным полностью использовать внутренний объём контейнера при перевозке грузов на плоских поддонах. Но такие контейнеры невозможно массово использовать в морских перевозках, поэтому при осуществлении межконтинентальной интермодальной транспортировки необходимо производить перевалку грузов между различными контейнерами. Для того чтобы это не становилось дополнительной нагрузкой для потребителей данных услуг, операторы, использующие данные контейнеры, предоставляют набор дополнительных терминальных услуг.

Можно выделить две основные модели интермодальных перевозок:

  • межконтинентальная модель, в которой основная перевозка осуществляется морским транспортом, а начальная перевозка по доставке груза от грузоотправителя к морскому транспорту и конечная перевозка по доставке груза от морского транспорта грузополучателю осуществляются сухопутными видами транспорта: железнодорожным и (или) автомобильным;
  • континентальная модель, в которой основная перевозка осуществляется железнодорожным транспортом, а подвоз и развозка от магистрального транспорта осуществляется автомобильным транспортом. Данный способ транспортировки является альтернативой прямой доставке автомобилем в том случае, если возможно удешевить и ускорить перевозку.

ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА

Каждый вид транспорта обладает своими преимуществами и недостатками.

Морской транспорт

Преимущества:

  • низкая стоимость доставки;
  • высокая производительность, так как суда могут единовременно перевозить большое количество грузов;
  • не зависит от времени суток, года и слабая зависимость от погодных условий (исключением являются морские пути, требующие обслуживания ледоколами); морские пути обладают неограниченной пропускной способностью; морским транспортом возможно перевозить любые грузы.

Недостатки:

  • невысокая скорость перемещения;
  • с увеличением грузоподъемности судна, начиная с определенного момента, уменьшается частота движения по маршруту;
  • необходимо уделять большое внимание тщательности и способам упаковки груза; сильная зависимость от объектов портовой инфраструктуры.

Речной транспорт

Преимуществами речного транспорта являются почти все те же, что и у морского, кроме того, что позволяет осуществлять доставку грузов в районы, недоступные другим видам транспорта.

Недостатки:

  • сильная зависимость от сезонности, все реки пресноводные и замерзают при отрицательной температуре;
  • низкая доступность к инфраструктуре речного вида транспорта; низкая скорость доставки.

Железнодорожный транспорт

Преимущества:

  • высокая скорость доставки при транспортировке на большие расстояния; низкая зависимость от погодных условий и сезонности;
  • достаточно высокая провозная способность и высокая частота отправлений;
  • пунктуальность.

Недостатки:

  • переформирование состава в пути;
  • высокие требования к прочности упаковки;
  • высокая вероятность хищения грузов.

Автомобильный транспорт

Преимущества:

  • высокая доступность к различным точкам территорий и высокая маневренность; гибкость провозных возможностей;
  • возможность осуществления доставки «от двери до двери»;
  • невысокие издержки при осуществлении доставки на небольшие расстояния.

Недостатки:

  • относительно небольшая грузоподъемность транспортных средств;
  • высокие тарифы и ограничение использования небольшими расстояниями.

Воздушный транспорт

Преимущества:

  • самая высокая скорость доставки на большие расстояния;
  • высокая степень сохранности груза.

Недостатки:

  • самая высокая стоимость доставки;
  • сильная зависимость от погодных условий;
  • жесткие ограничения по массе и размерам грузов.

Трубопроводный транспорт

Преимущества:

  • нет зависимости от погодных условий;
  • непрерывная подача транспортируемого груза;
  • низкая стоимость;
  • высокий уровень автоматизации.

Недостатки:

  • транспортировка может осуществляться только в одну сторону;
  • небольшое количество различных видов грузов, которые можно транспортировать;
  • высокая стоимость создания инфраструктуры.

Помимо характеристик различных видов транспорта при их выборе необходимо учитывать и ряд других факторов:

  • вид груза;
  • партионную поставку груза;
  • временные требования к осуществлению транспортировки;
  • расположение пунктов отправления и назначения относительно транспортной инфраструктуры;
  • дальность перевозки;
  • стоимость груза;
  • расходы на начально-конечные операции (погрузка и разгрузка); расходы на перевозочные операции;
  • дополнительные затраты, связанные с оказанием дополнительных услуг при транспортировке, потерей грузов, порчей и т.д.

Чаще всего пользуются двумя подходами для определения вида транспорта, которым будет осуществлена перевозка на определенном участке транспортировки:

  • анализ полной стоимости предполагает выделение нескольких альтернатив осуществления транспортировки и расчет всех затрат, связанных с этими способами;
  • определение равно выгодных расстояний использования различных видов транспорта.

При выборе перевозчика используются различные методы.

Метод ранговой экспертной оценки. Эксперты выставляют балльные оценки перевозчикам по принципу чем меньше оценка, тем лучше. Вес определяется при помощи специально разработанной ранговой системы показателей. Рассчитывается интегральная оценка.

Метод элиминирования по параметрам, который заключается в последовательном исключении параметров, начиная с малозначимых, оставляя только самые важные.

Метод рейтинговой оценки и ротации перевозчиков по итогам работы.

Выставляется балльная оценка различных перевозчиков по стандартному шаблону. Затем суммируются все баллы и лучший выбирается по наибольшему количеству баллов. Данный метод можно применять только при наличии опыта сотрудничества с оцениваемым перевозчиком.

Метод интегральной балльной экспертной оценки. При помощи данного метода можно выбрать перевозчика по параметрам, которые трудно измерить. Эксперты выставляют балльную оценку по каждому параметру всем перевозчикам. Определяется важность (вес) каждого параметра и рассчитывается интегральная экспертная оценка с учетом этого веса.

Выбор перевозчика методом интегральной оценки на основании данных, полученных из опыта работы с данным перевозчиком.

Осуществляется сбор статистических данных, характеризующих результаты работы с различными перевозчиками. К таким показателям можно отнести:

Показатели пунктуальности:

  • средняя величина отклонения времени прибытия груза от назначенного срока, рассчитывается как среднее арифметическое модулей разности фактического времени прибытия и запланированного;
  • максимальная величина отклонения от назначенного срока;
  • степень отклонения времени фактического прибытия от планируемого срока, рассчитывается как отношение средней величины отклонения времени прибытия груза к максимальной величине отклонения времени прибытия груза;

Показатели регулярности выполнения транспортировки:

  • среднее число прибытий груза в единицу времени, рассчитывается как отношение количества грузовых партий или других единиц измерения груза ко времени, характеризующему определенный отчетный период;
  • минимальное или максимальное время между соседними поставками груза, а также среднее время между поступлениями груза;
  • отклонения от установленной регулярности осуществления поставок.

Показатели скорости осуществления транспортировки:

  • среднее время осуществления перевозки;
  • среднее и максимальное отклонение от среднего времени осуществления перевозки;
  • средняя скорость перевозки груза.

Показатели сохранности груза:

  • удельные потери рассчитываются как отношение потерянного или испорченного груза к общему объему перевозок за определенный временной период в натуральном выражении;
  • стоимость потерь;
  • средняя величина ущерба от повреждений;
  • доля грузов, доставленных без потерь.

Показатели перевозки грузов без пропаж.

Показатели перевозки грузов без загрязнений.

После определения основных параметров для сравнения необходимо установить значимость (вес) каждого параметра и рассчитать средневзвешенную оценку каждого перевозчика. Устанавливается нижняя граница интегрального рейтинга, ниже которого принимается решении о прекращении сотрудничества с данным перевозчиком.

Метод применяется в тех случаях, если есть опыт работы со сравниваемыми перевозчиками. Является более объективным по сравнению с методом, основанным на экспертных оценках.

Метод, учитывающий технологические особенности осуществления транспортировки. Выбор перевозчика осуществляется на основании максимального соответствия параметров системы перевозки (средняя скорость, частота отправлений, возможность предоставления дополнительных транспортных услуг, расстояния перевозки и т.д.) физическим свойствам груза (объем, масса, отношение груза к особорежимным, стоимость груза и т.д.). Выбор параметров для сравнения осуществляется на основании опыта.