Современные технологии транспортировки предоставляют большой выбор возможностей в плане скорости и качества доставки грузов. Вопрос заключается в стоимости данных услуг и целесообразности их использования. В процессе транспортировки возникают транспортные издержки, которые определим, как совокупные затраты, связанные с предоставлением и использованием транспортных услуг, которые несут производители и пользователи данных услуг. Для определения целесообразности производства или использования определенных транспортных услуг необходимо провести оценочные работы, которые можно разбить на следующие уровни:

  • Оценка результатов деятельности транспортного предприятия. Данная оценка осуществляется для определенного календарного периода для всего предприятия или его структурных единиц и прежде всего нацелена на сравнение прибыли и затрат;
  • Оценка результатов деятельности одного или группы однотипных транспортных средств. Проводится оценка эффективности использования транспортных средств на основе экономических и технико-эксплуатационных показателей;
  • Оценка деятельности транспортного средства за определенный цикл (рейс, ездку, смену). Данная оценка может осуществляться при создании стабильной транспортной системы на определенный период или объем работы, а также для осуществления одной транспортировки.

При расчете характеристик транспортной системы необходимо ответить на следующие вопросы:

  • какое количество средств необходимо для реализации проекта; эффективность проекта с точки зрения инвесторов; окупаемость проекта.
  • Основным показателем результатов деятельности транспортной системы является прибыль. Прибыль определяется как разность между совокупными доходами и совокупными затратами.

К затратной части относятся:

  • постоянные издержки, не связанные с объемом производимых товаров или услуг;
  • переменные издержки, зависящие от объема производимых товаров или услуг;
  • общие издержки, рассчитываемые как сумма постоянных и переменных затрат;
  • предельные затраты, возникающие в случае появления возможности предоставления дополнительных услуг, рассчитываются как отношение изменения издержек, связанных с предоставлением дополнительных услуг, к изменению объема работы.

Логично предположить, что если есть постоянные и переменные издержки, то организации необходимо предоставлять определенный минимальный объем услуг, чтобы покрыть все издержки и при дальнейшем увеличении обслуживаемого грузопотока транспортной компанией будет увеличение прибыли. Так и происходит, но, начиная с определенного момента, отдача от определенного фактора начинает уменьшаться. Существует закон убывающей отдачи, который говорит, что при увеличении использования одного фактора, при неизменном использовании других факторов на определенном этапе ведет к прекращению роста отдачи, а затем и к сокращению.

Совокупные доходы включают:

  • выручку — общее количество денежных средств, полученное от реализации любых транспортных услуг;
  • удельную выручку — отношение выручки к объему предоставленных услуг;
  • предельную выручку — приращение общей выручки в результате предоставления дополнительных транспортных услуг.

Применяют два подхода для оценки эффективности транспортно-логистической системы:

  • основанный на сопоставлении валового дохода с валовыми издержками. Прибыль определяется разностью выручки и общих издержек;
  • основанный на сопоставлении предельной выручки и предельного дохода. Используется, если динамика средних валовых издержек не определяет точку оптимального объема материального потока. Зная предельный доход и предельные издержки, можно определить точку равновесия организации. В точке равновесия предельные издержки равны предельному доходу. Соотношение предельных издержек и предельного дохода позволяет понять, достигнуто ли оптимальное значение материального потока и можно ли ожидать дальнейшего роста прибыли.