Важный вопрос, влияющий на многие аспекты таможенной логистики, — распределение обязанностей и расходов между продавцом и покупателем (в данном случае мы говорим о договоре купле-продажи товаров). Существенно облегчает процесс заключения внешнеторгового договора использование так называемых «базисов поставки» — сокращенных обозначений типовых условий договора международной купли-продажи товара. Наибольшее распространение среди них получили правила «ИНКОТЕРМС». С их помощью в договоре кроме обязанностей сторон и условий поставки указывается момент перехода рисков от продавца к покупателю. В некоторых странах, например в Испании, правила «ИНКОТЕРМС» применяются на основании закона. Следует помнить, что Постановлением Торгово-Промышленной Палаты РФ №117-13 от 28.06.2001 международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» признаны в России торговыми обычаем. При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или к его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли (пп.1,2 ст.9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 1980). Обоснованность применения торговых обычаев признается всеми центрами международного коммерческого арбитража.

Последняя редакция указанных правил — «ИНКОТЕРМС-2010».

Для любых видов транспорта могут применяться следующие правила.

EXW (Ex Works / Франко завод) означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (на предприятии, складе и т.д.). Продавцу не обязательно осуществлять погрузку товара на какое-либо транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются.

FCA (Free Carrier / Франко перевозчик) означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, указанному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте. Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, так как риск переходит на покупателя в этом пункте.

CPT (Carriage Paid to / Перевозка оплачена до) означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, указанному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.Рисунок 12.1 — Правила ИНКОТЕРМС-2010

CIP (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, указанному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения. Продавец также заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки.

DAT (Delivered at Terminal / Поставка на терминале) означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или в месте назначения. «Терминал» включает любое место, закрытое или нет, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения.

DAP (Delivered at Place / Поставка в месте назначения) означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место.

DDP (Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин) означает, что продавец осуществляет поставку, когда в распоряжение покупателя предоставлен товар, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для ввоза, на прибывшем транспортном средстве, готовым для разгрузки в поименованном месте назначения. Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения, и обязан выполнить таможенные формальности, необходимые не только для вывоза, но и для ввоза, уплатить любые сборы, взимаемые при вывозе и ввозе, и выполнить все таможенные формальности.

Для морского и внутреннего водного транспорта могут применяться следующие правила.

FAS (Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна) означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта номинированного покупателем судна (т.е. на причале или на барже) в согласованном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар расположен вдоль борта судна, и с этого момента покупатель несет все расходы.

FOB (Free on Board / Свободно на борту) означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем, в поименованном порту отгрузки, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна, и с этого момента покупатель несет все расходы.

CFR (Cost and Freight / Стоимость и фрахт) означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения.

CIF  (Cost, Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт) означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения. Продавец также заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки.