ABC-анализ материалов

ABC-анализ является одним из наиболее эффективных и применяемых методов классификации материалов по степени их значимости в затратах. Это простой, но мощный инструмент, позволяющий выявить наиболее важные материалы (другие объекты), требующие первостепенного внимания.

Цель такой классификации — повышение точности управления материалами, сокращение их запасов и логистических издержек.

Синонимами ABC-анализа являются: «принцип Парето», «правило 20/80», «первоначальный анализ».

При ABC-анализе потребности материалов исследуется доля и кумулята (нарастающий итог) материалов в общей потребности предприятия в материалах. Происходит распределение материалов на три группы:

  • в группе А 20% номенклатуры материалов составляют 80% их объема в стоимостном выражении;
  • в группе В 30% номенклатуры материалов – 15% их объема;
  • в группе С 50% номенклатуры материалов – 5% их объема.

Указанный порядок классификации не является догмой. В зависимости от ситуации может быть и другая классификация, например, по группе А: 8/80, 15/85, 10/70 и т. п. Кроме того, приоритеты материалов нередко меняются, так как потребность в них, а порой и цены меняются, поэтому материалы могут перейти в другую группу. Таким образом, распределение материалов по группам носит динамический, а не статический характер.

Для материалов, новых для закупок, АВС-анализ производится на основе плановой потребности предприятия в материалах и действующих цен. Для уже потребляемых — на основе данных о поставках материалов в натуральном и стоимостном выражении за прошлый период.

Этапы ABC-анализа

Для повышения качества ABC-анализа рекомендуются следующие этапы его проведения.

Этап 1. Определение целей анализа, которыми могут быть:

  • совершенствование технологии производства и улучшение нормирования расхода материалов;
  • повышение применяемости материалов, унификация деталей и сборочных единиц, комплектующих изделий;
  • более обоснованный выбор поставщиков;
  • совершенствование организации и управления закупочной логистикой; снижение затрат на материалы;
  • совершенствование складирования материалов.

Часто этому этапу уделяют недостаточно внимания или пропускают его, из-за чего не достигают ожидаемых результатов. Одно и то же множество номенклатуры материалов может быть разбито на группы по-разному в зависимости от цели анализа.

Этап 2. Определение объектов анализа, которыми могут быть:

  • номенклатура потребляемых материалов;
  • номенклатура запасов материалов;
  • поставщики;
  • номенклатура и потребители готовой продукции.

Этап 3. Определение показателей дифференциации объектов анализа, к которым могут быть отнесены:

  • стоимость и количество поставленных материалов, потребность в материалах, расход материалов (при объекте анализа — номенклатура материалов);
  • стоимость оборотных средств в запасах материалов, в том числе по поставщикам материалов (при объекте анализа — запасы материалов);
  • стоимость и количество поставляемых материалов, остатки материалов на складе, размер предоплаты поставщикам, товарные кредиты (отсрочки платежей), экономия по материалам в разрезе затрат на работу с поставщиками (при объекте анализа — поставщики);
  • стоимость и количество проданных товаров, выручка и прибыль, объем дебиторской задолженности (при объекте анализа — покупатели).

Этап 4. Формирование информации о номенклатуре, количестве и стоимости материалов в необходимых разрезах из интегрированных информационных систем, действующих на предприятии.

Этап 5. Оценка вклада каждого объекта (типоразмера материала, поставщика, потребителя и т.п.) в общий результат, ранжирование объектов в порядке убывания вклада, расчет нарастающим итогом (кумуляты) доли объектов в общем количестве (стоимость, в процентах).

Этап 6. Выделение групп: А, В, С. Известны различные методы выделения групп: эмпирический, метод суммы, дифференциальный метод, метод многоугольника, метод касательной.

Этап 7. Анализ результатов классификации (группировки) материалов и разработка рекомендаций по управлению закупками (запасами, продажами и т.д.) в соответствующей группе. Как правило, эти рекомендации имеют универсальный характер, чем и объясняется популярность и широкое применение ABC-анализа.

Решения, принимаемые по результатам АВС-анализа

В результате ABC-анализа принимаются следующие решения.

По материалам группы А, потребляемым в наибольшем количестве и требующим наибольшего внимания:

  • более глубокая детализация ассортимента (например, исследование потребности (расхода) материалов куриного мяса не в целом, а отдельно: бедра, ножки, грудки и т. д.);
  • обязательный и более тщательный анализ применяемости материалов;
  • более обоснованный и частый расчет потребности в материалах; расчет сроков поставки материалов исходя из фиксированного ритма поставки; более оперативный и достоверный учет, контроль и регулирование поставки (расхода) материалов, вплоть до ежедневного, в реальном режиме времени (в темпе производственного процесса);
  • более тщательный отбор поставщиков материалов, сокращение их количества, пересмотр условий работы с ними;
  • более частая и по фактическим (а не документальным) данным инвентаризации материалов;
  • более обоснованное принятие решений по дифференцированию представляемых кредитов (отсрочек платежей), проценту предоплаты, скидок, бонусов и т.д.
  • более частый и точный расчет норм запасов, отклонений от нормативных запасов, их величин и причин;
  • ужесточенный контроль выдачи материалов;
  • более оперативное обновление (в реальном режиме) базы данных по запасам, партиям и ритмам поставки, расходу материалов;
  • поставка материалов точно в срок и точно в определенной последовательности и т.д. Безусловно наилучший результат дает комплексное решение этих проблем, внедрение прогрессивных систем управления поставкой материалов.

По материалам группы B могут быть применены те же меры, что и для материалов группы А, но реже, с большими допусками.

По материалам группы С:

  • применяются упрощенные методы анализа рынка, цен на материалы, определения потребности, управления поставкой, контроля за запасами и выдачи материалов; главное, чтобы материалы были в наличии;
  • от некоторых материалов можно отказаться (но может быть они всегда нужны для поддержания ассортимента);
  • чаще используется предоплата поставки материалов;
  • могут быть большие ритмы поставки, сверхнормативные запасы материалов, которые не сильно увеличивают оборотные средства, затраты на хранение, так как в группе С, как правило, дешевле материалы, потребляемые в небольшом количестве; запасы материалов создаются на консигнационном складе;
  • снабжение предприятия материалами группы С часто передают на аутсорсинг логистическим партнерам.

В группы В и С могут попасть новые, перспективные материалы, которым нужно уделить повышенное внимание, в частности, улучшить мероприятия по их поставке.

XYZ-АНАЛИЗ   СОВМЕЩЕННЫЙ АВС и XYZ-АНАЛИЗ