А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я

ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВА АССОРТИМЕНТНАЯ (specified capacity requirements planning)

включение в производственную программу предприятия заданий по выпуску продукции в развернутом ассортименте согласно спецификации заказчиков или данным о покупательском спросе, что характерно для командной экономики. ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВА АССОРТИМЕНТНАЯ — комплекс планово-экономических расчетов по согласованию и установлению заводам-изготовителям номенклатурных и ассортиментных планов производства, а также по размещению заказов на производство и поставку готовой продукции потребителям.


ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА КОММЕРЧЕСКАЯ (airplane’s payload)

масса пассажиров и грузов, принятых на борт самолета в аэропорту. Определяется как сумма массы почты и остальных грузов и условной массы пассажиров, равной произведению средней массы пассажира и его личных вещей (0,09 т на пассажира) на число пассажиров в самолете.


ЗАДАЧА MOB, ЗАДАЧА «СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ» (Make-or-Buy Problem, MOB)

задача, заключающаяся в обоснованном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприятию комплектующего изделия, детали и др. или закупке их у иного производителя. В широком смысле ЗАДАЧА MOB — это решение вопроса об использовании собственных трансп. средств или транспорта общего пользования, собственных складов или склада общего пользования и т. п. При решении ЗАДАЧИ MOB в узком смысле необходимо учитывать ряд факторов «за» (потребность в комплектующем изделии стабильна и достаточно велика; комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании и др.) и «против» (потребность в комплектующем изделии невелика; для его производства нет необходимых мощностей; отсутствие кадров необходимой квалификации и т. д.). В решении ЗАДАЧИ MOB должны участвовать различные подразделения предприятия, в т. ч. отделы снабжения, конструкторский, технологический, бухгалтерия и др. Делались попытки формализации решения ЗАДАЧИ MOB; в качестве критерия оптимальности нередко принимается максимум прибыли, однако практические расчеты обычно осложняются тем, что приходится учитывать большое кол-во факторов, значения которых в заданном интервале времени могут с высокой степенью вероятности изменяться (падение спроса, разработка новых технологий и другое), в результате чего решение может оказаться неверным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известными специалистами в области менеджмента высказывались диаметрально противоположные рекомендации: как за максимально вертикальную интеграцию, т. е. производство всех комплектующих изделий собственными силами, так и против нее. Высокая степень вертикальной интеграции снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, но может привести к росту себестоимости продукции и снижению ее качества, вместе с тем закупка большей части комплектующих изделий на стороне означает переход к так называемой отверточной технологии (screw technology), ставит фирму в чрезмерно сильную зависимость от колебаний конъюнктуры, приводит к потере имиджа.


ЗАДАЧА О КОММИВОЯЖЕРЕ (traveling salesman problem)

вид задачи программирования, состоит в отыскании наилучшего маршрута для коммивояжера, который должен объехать все порученные ему города и вернуться назад за кратчайший срок или с наименьшими затратами на проезд. На языке графов теории ЗАДАЧА О КОММИВОЯЖЕРЕ формулируется как поиск такого пути, связывающего два или более узла, который минимизирует (или максимизирует) некоторый критерий оптимальности. На допустимые пути могут быть наложены ограничения: например, запрет возвращения к уже пройденному узлу. Алгоритмы, позволяющие решать ЗАДАЧИ О КОММИВОЯЖЕРЕ, используются для выбора оптимальным маршрутов автотранспорта, при кольцевой доставке продукции потребителям.


ЗАДАЧА О КРАТЧАЙШЕМ ПУТИ (shortest route problem)

задача о нахождении на ориентированном графе пути наименьшей длины между двумя заданными его вершинами. Длиной пути такого графа называется сумма длин дуг, составляющих этот путь. ЗАДАЧА О КРАТЧАЙШЕМ ПУТИ возникает чаще всего при решении транспортной задач, дискретных задач программирования и других. В задачах сетевых методов планирования и управления алгоритмы решения ЗАДАЧА О КРАТЧАЙШЕМ ПУТИ используют для нахождения критического пути. Известно несколько эффективных методов ее решения. Так, для анализа транспортных сетей применяют алгоритм, основанный на методе последовательного анализа вариантов.


ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ (assignment problem)

задача о наилучшем распределении некоторого числа работ между таким же числом исполнителей при условии взаимно однозначного соответствия между множествами работ и исполнителей. При ее решении ищут оптимальное назначение из условия максимума общей производительности, которая равна сумме производительностей исполнителей. Производительность каждого исполнителя при выполнении каждой из имеющихся работ задается заранее. Задача сводится к задаче линейного программирования. ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ представляет собой частный случай транспортной задачи. Наиболее эффективным методом ее решения является венгерский метод, по которому исходя из частичного плана перевозок, за конечное число итераций можно построить оптимальный план перевозок. ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ имеет много интерпретаций: распределение работ между механизмами, распределение целей между огневыми средствами для максимизации математического ожидания числа пораженных целей или среднего ущерба и др.


ЗАДАЧА О ПЕРЕВОЗКАХ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ПУНКТАМИ (transshipment problem)

обобщенная транспортная задача, когда для каждого пункта потребления составляется уравнение материального баланса. ЗАДАЧА О ПЕРЕВОЗКАХ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ПУНКТАМИ можно представить в сетевом виде (см. Сетевые методы планирования и управления). Она является прикладной задачей программирования линейного. Для ее решения применяются симплекс-метод, методы графов теории. ЗАДАЧА О ПЕРЕВОЗКАХ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ПУНКТАМИ применяется при решении задач транспортировки грузов через промежуточные базы либо транспортировки сырья с промежуточной переработкой, например, заготовка металлолома у поставщиков, перевозка, переработка его на пунктах промежуточной обработки (прессование и вывоз потребителям — металлургическим заводам).


ЗАДАЧА О РАНЦЕ (knapsack problem)

задача программирования целочисленного: имеется ранец объема V и неограниченное кол-во каждого из N различных предметов. Для каждого предмета 1-го типа при i=1,2,…, N известны его объем Vi и ценность Ui. В ранец можно положить целое число предметов разного типа. При этом цель состоит в том, чтобы суммарная стоимость всех находящихся в ранце предметов была максимальна, а их объем не превышал величины V. ЗАДАЧА О РАНЦЕ может также решаться Гомори методом, методами динамического программирования и другими. К ЗАДАЧЕ О РАНЦЕ может быть сведена задача максимального использования грузоподъемности подвижного состава, грузовместимости судна и т. п.


ЗАДАЧА О РАСКРОЕ (cut problem)

частный случай задач о комплексном использовании сырья, обычно сводящихся к методу программирования линейного или программирования целочисленного. Метод решения ЗАДАЧЕ О РАСКРОЕ помогает с наименьшими отходами производства использовать прутки и листы металла, листы стекла и картона и др. материалов при раскрое их на заданное количество деталей различных размеров. Постановку задачи в общем виде можно сформулировать так: требуется найти минимум линейной формы, выражающей число израсходованных листов материала по всем способам их раскроя.


ЗАДАЧА О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВОК (shipments distribution problem)

задача оперативного оптимального управления в системах, связанных с накоплением запасов на складах и их расходованием. Предполагается, что на складах системы создается запас однородного товара. Товар периодически заказывается у изготовителей централизованно и одновременно для всех складов системы. Заказанное кол-во товаров предполагается известным. Заказ может выполняться с задержкой во времени. Наличие товара на каждом складе в момент выполнения заказа также известно. Требуется решить, как распределить определенное кол-во товара между складами после выполнения заказа. Предполагается, что в течение определенного времени до реализации следующего заказа склады товар не получают. Заказ должен быть распределен между складами так, чтобы минимизировалась сумма издержек трансп. и ожидаемых штрафов, обусловленных неудовлетворением спроса. ЗАДАЧА О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВОК является задачей математического программирования, ее решают при оперативном управлении на транспорте, в сфере материально-технического обеспечения, в различных логистических системах.


ЗАДЕЛ (work-in-process inventory)

запас полуфабрикатов, деталей или сборочных единиц, обеспечивающий нормальную бесперебойную работу всех производственных подразделений предприятия. По назначению различают технологические, оборотные, транспортные и страховые ЗАДЕЛЫ. Технологический ЗАДЕЛ — детали и сборочные единицы, находящиеся непосредственно в обработке или на контроле; его величина определяется кол-вом рабочих мест и количеством обрабатываемых ими контролируемых партий деталей и сборочных единиц. Оборотный ЗАДЕЛ — запас деталей и сборочных единиц., создаваемый на рабочих местах для организации непрерывной их работы. Транспортный ЗАДЕЛ — детали и сборочные единицы, которые в данный момент находятся в процессе транспортировки с одного рабочего места на другое, с одного производственного участка или цеха в другой. Страховой ЗАДЕЛ создается на случай выхода из строя оборудования, брака в производстве или других нарушений нормального хода производства.


ЗАДЕРЖАНИЕ СУДНА ИЛИ ГРУЗА (arrest of vessel of cargo)

один из способов обеспечения требований имущественного характера к судовладельцу или грузовладельцу. В портах судно или груз могут быть задержаны начальником порта по просьбе лица, имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, впредь до предоставления судовладельцем достаточного обеспечения (банковской гарантии, гарантийного письма, внесения соответствующих денежных сумм в депозит). Распоряжение начальника порта о ЗАДЕРЖАНИИ СУДНА ИЛИ ГРУЗА действительно в течение трех суток, после чего они подлежат немедленному освобождению, если в течение указанного срока не состоится постановление суда или председателя Морской арбитражной комиссии о наложении на судно или груз ареста. Лица, по требованию которых состоялось задержание, несут ответственность за убытки, причиненные необоснованным ЗАДЕРЖАНИЕМ СУДНА ИЛИ ГРУЗА.


ЗАКАЗ (order)

1) предложение потребителя поставщику изготовить (поставить) продукцию с указанием ассортимента, количества, качества, сроков доставки, или выполнить работу, оказать услугу (например, в бытовом обслуживании населения). По договору поставки ЗАКАЗ может быть представлен поставщику в форме спецификации. В ряде случаев ЗАКАЗ считается принятым к исполнению, если поставщик в установленные сроки не сообщил об отказе или о своих возражениях (акцепт заказа в форме молчания). Понятие ЗАКАЗА широко применяется при поставках кооперированных, при поставках товаров, поставках средств производства и другое;

2) требование на обслуживание.


ЗАКЛАДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ (customs mortgage bond)

документ, подтверждающий принятие под залог грузов до оплаты грузовладельцем таможенной пошлины.


ЗАКУПКИ АВАНСОВЫЕ (advance purchase)

форма встречной торговли, при которой сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает товары у него.


ЗАМЕНА МАТЕРИАЛОВ (materials substitution)

отпуск других материалов вместо предусмотренных нормами с целью экономии, использования более дешевых и менее дефицитных материалов, улучшения качества изготавливаемой продукции, а также при отсутствии на складе по разным причинам сорторазмеров, необходимых для выполнения производственной программы. После разрешения замены изменяется лимит выдачи материалов, который оформляется специальным требованием на их получение.


ЗАНАРЯДКА (order placement)

установление хозяйственных связей в командной экономике между предприятиями-изготовителями и потребителями, а также снабженческо-сбытовыми организациями. ЗАНАРЯДКА завершается выдачей нарядов, заказов или других документов поставщикам на изготовление и отгрузку потребителю в конкретные сроки продукции определенного количества и качества. ЗАНАРЯДКЕ предшествует составление балансов и планов распределения, доведение фондов до предприятий, установление и согласование ассортиментной потребности и программы производства, прикрепление потребителей к поставщикам.


ЗАНЯТО ВАГОНОВ (freight cars loaded index)

показатель, отражающий общее кол-во вагонов, которые в отчетном периоде сменили порожнее состояние на груженое. Включает количество груженых вагонов и вагонов, занятых при прочих грузовых операциях, не учитываемых в погрузке (сортировка мелких отправок и контейнеров, перегрузка грузов, вызванная неисправностью вагонов, и т. д.).


ЗАПАСОЕМКОСТЬ (inventory/sales ratio)

показатель, отражающий отношение величины запасов товарно-материальных ценностей к объему реализации продукции, работ и услуг в масштабе конкретного предприятия, фирмы, отрасли, страны. В торговых предприятиях показатель ЗАПАСОЕМКОСТИ позволяет увязывать продажу товаров и запасы товарные и рассчитывается как отношение запасов на конец периода к чистому товарообороту за период. Показатель ЗАПАСОЕМКОСТИ может использоваться, например, при краткосрочном прогнозировании в экономике. Рост ЗАПАСОЕМКОСТИ свидетельствует о сокращении спроса на продукцию и о необходимости свернуть ее производство; наоборот, снижение ЗАПАСОЕМКОСТИ показывает рост спроса на продукцию и необходимость расширения ее производства. Показатель ЗАПАСОЕМКОСТИ применяется в ряде стран мира. Так, в США показатель ЗАПАСОЕМКОСТИ для экономики в целом регулярно рассчитывается и публикуется в соответствующем бюллетене министерства торговли США.


ЗАПАСЫ (inventory, stock)

находящиеся на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного потребления или потребления производственного. Единицами измерения ЗАПАСОВ могут быть абсолютные (в натуральном или денежном выражении) или относительными (в днях, неделях и т. п. потребления или в % в годовой, квартальной и т. д. потребности). В отличие от материального потока ЗАПАС являются моментной величиной. В логистике одним из объектов исследования являются ЗАПАСЫ, анализ которых ведется с применением математического аппарата теории запасов.


ЗАПАСЫ В КАНАЛАХ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ (inventory in logistical channels)

запасы на пути следования от поставщика к потребителю; на складах готовой продукции предприятий-изготовителей, на предприятиях (объединениях) оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Точный учет всех запасов в каналах обращения необходим для выявления имеющихся ресурсов материальных, организации бесперебойного обеспечения ими потребителей, рационализации их использования и ускорения процесса товарного обращения. Для выявления ЗАПАСОВ В КАНАЛАХ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ проводится перепись материальных ресурсов и осуществляется текущий учет.


ЗАПАСЫ В ПУТИ (in-transit inventory; transportation stock)

запасы продукции производственно-технического назначения, на момент учета находящиеся в процессе транспортировки, территориального перемещения от поставщиков к потребителям или на предприятии оптовой торговли (трансп. запасы). Факторами, определяющими размер ЗАПАСОВ В ПУТИ, являются время транспортировки, расстояние, на которое перевозятся грузы, рациональность установленных хозяйственны связей между поставщиками и потребителями, коэффициент звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевая и региональная специализация и другое. Время пребывания ЗАПАСОВ В ПУТИ, т. е. время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения; оно регламентируется утвержденными для различных видов транспорта нормативами сроков доставки грузов (в днях). Сокращение времени транспортировки — важный резерв ускорения процессов товарного обращения.


ЗАПАСЫ НЕЛИКВИДНЫЕ (excess inventory; surplus stock; overstocked producer goods)

длительно неиспользуемые (нереализуемые) запасы производственные или товарные. Образуются вследствие ухудшения качества товаров в процессе хранения, а также морального износа. Иногда излишние запасы, потребность в которых отсутствует, также считаются неликвидными. Излишние (неиспользуемые) запасы образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназначались; замены более рациональными, прогрессивными видами материальных ресурсов и другое.


ЗАПАСЫ ПЕРЕХОДЯЩИЕ (residual inventory; final stock)

остатки ресурсов материальных на конец отчетного периода. Предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном (или следующим за отчетным) периоде на период до очередной поставки.


ЗАПАСЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ (preparatory inventory)

часть запасов товарных средств производства, наличие которых вызвано необходимостью подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям: оформления приемки или отпуска, подсортировки, погрузки и разгрузки, комплектации и т. п. Величина ЗАПАСОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ зависит от количества времени, необходимого на осуществление указанных операций по подготовке материальных ресурсов к потреблению, а также от объема их среднесуточного потребления в производстве.


ЗАПАСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (manufacturing inventory)

часть запасов совокупных средств производства, предназначенная для производственного потребления, находящаяся на предприятиях-потребителях всех отраслей сферы материального производства. ЗАПАСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ обеспечивают бесперебойность производственного процесса. В зависимости от назначения ЗАПАСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ подразделяются на запасы текущие, запасы страховые, запасы сезонные, запасы подготовительные. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ учитываются и рассчитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ЗАПАСАМ относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. На величину ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ влияют следующие факторы: потребность предприятий-потребителей в материальных ресурсах; периодичность запуска материала в производств или непрерывность его расходования; транзитные нормы; соотношение снабжения складского и снабжения транзитного; сезонность производства, потребления или транспортировки.


ЗАПАСЫ СЕЗОННЫЕ (seasons inventory)

запасы, образующиеся при сезонном характере производства продукции или при сезонном характере потребления производственного, а также при сезонном характере транспортировки. Их назначение — обеспечить нормальную работу предприятий и бесперебойность производственного потребления на время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке. Нормативная величина сезонного запаса определяется как произведение величины среднесуточного потребления данного вида материала на время перерыва в поступлении или потреблении.


ЗАПАСЫ СОВОКУПНЫЕ (aggregate inventory; total stock)

общий объем запасов продукции производственно-технического назначения, включающий запасы средств и предметов труда, предназначенные для обеспечения непрерывности производства и бесперебойности материально-технического обеспечения потребителей. ЗАПАСЫ СОВОКУПНЫЕ включают запасы готовой продукции производственно-технического назначения, предназначенной к реализации на предприятиях территориальных органов материально-технического обеспечения и у предприятий-изготовителей, на предприятиях оптовой торговли и в пути от производителя или предприятия оптовой торговли к потребителю, а также поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые обработке. Натурально-вещественная классификация СОВОКУПНЫХ ЗАПАСОВ включает: сырье, материалы основные и материалы вспомогательные; покупные полуфабрикаты, детали и изделия; оборудование, не находящееся в эксплуатации; топливо и горючее; тару и тарные материалы; запасные части для ремонта; инструменты, хозяйственный инвентарь и другие малоценные быстроизнашивающиеся предметы, а также семена и посадочные материалы; корма и фураж; животных на откорме и молодняк животных и др. ЗАПАСЫ СОВОКУПНЫЕ учитываются в различных группировках: по отраслям (запасы продукции промышленности, сельского хозяйства и т. п.); по месту нахождения в процессе обращения; по экономическому назначению (запасы средств труда и предметов труда); по натурально-вещественному составу и товарным группам; по роли в процессе производства; по срокам и целям формирования и направлениям использования (запасы текущие, запасы сезонные, запасы страховые средств производства и другие). Показатель объема СОВОКУПНЫХ ЗАПАСОВ может быть использован для характеристики запасоемкости производства, структуры СОВОКУПНЫХ ЗАПАСОВ по разным признакам, для оптимизации их объема и размещения. Оптимальным уровнем запаса средств производства каждого вида и их совокупности следует считать его минимальный объем, достаточный для бесперебойного материально-технического обеспечения производства и потребления, обеспечивающий ускорение процесса обращения средств производства.


ЗАПАСЫ СТРАХОВЫЕ (safety stock)

запасы, предназначенные для непрерывного снабжения производства в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от плановых или предусмотренных в договорных обязательствах; в связи с недовыполнением плана выпуска продукции поставщиком или перевыполнением плана потребителем; в случаях возможных задержек материалов в пути при доставке от поставщиков и т.п. В отличие от текущих запасов СТРАХОВЫЕ ЗАПАСЫ являются величиной постоянной и в нормальных условиях — неприкосновенной. Нормы СТРАХОВЫХ ЗАПАСОВ определяются на основе среднесуточного потребления каждого вида ресурсов материальных, величины партии поставки и средневзвешенного отклонения интервалов поставки от среднего интервала.


ЗАПАСЫ ТЕКУЩИЕ (cycle stock; working stock)

основная часть производственных запасов и товарных запасов (средств производства). Обеспечивают непрерывность снабжения производственного процесса между двумя очередными поставками и рассчитываются исходя, в частности, из интервала поставки. Текущая часть запасов товарных средств производства обеспечивает возможность непрерывного снабжения предприятиями оптовой торговли потребителей.


ЗАПАСЫ ТОВАРНЫЕ (merchandise inventory; trade inventory)

запасы готовой продукции у поставщиков и запасы в каналах сферы обращения (запасы первого типа в специальной литературе известны также под названием сбытовых запасов). ЗАПАСЫ ТОВАРНЫЕ подразделяются также на ЗАПАСЫ ТОВАРНЫЕ средств производства и ЗАПАСЫ ТОВАРНЫЕ предметов потребления. Как и запасы производственные, ЗАПАСЫ ТОВАРНЫЕ подразделяются на текущие, страховые и подготовительные. Одним из показателей, увязывающих продажу товаров и ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ, является запасоемкость. Используется также показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами (отношение ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ на конец периода к однодневному товарообороту). Процесс возобновления ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ характеризуется показателями товарооборачиваемости.


ЗАПАСЫ У ПОСТАВЩИКОВ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА (finished goods stocked by manufacturers and wholesalers)

запасы товарные продукции производственно-технического назначения, находящиеся у предприятий-изготовителей, на предприятиях (объединениях) оптовой торговли, предназначенные к реализации (сбыту), — сбытовые запасы. В их объем включается и продукция, переданная к транспортировке, но к концу отчетного периода не оформленная перевозочными документами, а также находящаяся в пути следования от предприятий-изготовителей в оптовую торговлю. Величина их у производителей зависит от объема среднесуточного производства каждого вида продукции и кол-ва времени, требующегося на подготовку к ее реализации: упаковку, сортировку, комплектацию, погрузку, оформление документов и пр. Запасы средств производства, находящиеся на складах снабженческо-сбытовых организаций (запасы складские), предназначены для снабжения большого числа потребителей, как правило, мелкими отправками.


ЗАПРОДАЖА (blanket order)

договор продажи определенного товара без окончательного уточнения его количества и ассортимента в момент подписания сделки.


ЗАТРАТЫ ЗАМЕЩЕНИЯ (substitution costs)

величина экономически оправданной компенсации некоторого уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса другими ресурсами без уменьшения выпуска продукции (или при получении равного результата в иной форме). Например, потеря тонны нефти потребует от народного хозяйства соответствующего по калорийности количества угля — его стоимость и составит ЗАТРАТЫ ЗАМЕЩЕНИЯ этой тонны нефти. ЗАТРАТЫ ЗАМЕЩЕНИЯ широко применяются при оценке природных ресурсов, но в принципе это понятие может быть отнесено при решении оптимизационных задач и к другим ресурсам.


ЗАТРАТЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (material costs)

затраты сырья, материалов, топлива и энергии; амортизационные отчисления со стоимости основных фондов, включаемые в себестоимость продукции. Снижение материальных затрат — один из резервов увеличения чистой продукции промышленного предприятия и роста национального дохода.


ЗАТРАТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЗАПАСОВ (inventory carrying costs; stock holding costs)

разновидность издержек логистических; расходы торгового предприятия, промышленного предприятия и т. д., связанные с отвлечением оборотных средств в запасы сырья, материалов и другого; текущим обслуживанием запасов (inventory service costs), в т. ч. налоги (в некоторых штатах США налоги на запасы составляют до 19,8 % стоимости запасов), издержки на проведение инвентаризаций, процентные ставки за банковский кредит и т. п.; издержками хранения, изменяющимися в пределах 10-41 % стоимости запасов; стоимостью рисков. В данном случае речь идет о последствиях различных страховых случаев и оценке стоимости риска в денежной форме (риск морального износа запасов, риск превышения норм естественной убыли, риски потерь от хищений, пожаров и т. п.). Стоимость этих рисков с той или иной степенью точности может быть выражена через расходы на страхование, через тарифы и ставки страховых премий. Часть ЗАТРАТ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЗАПАСОВ носит условно-постоянный характер, часть — переменный.


ЗАТРАТЫ ПО ЗАВОЗУ ТОВАРОВ (inbound merchandise transfer costs)

часть транспортных издержек и фактической себестоимости продукции. Включают оплату тарифов и сборов транспортных организаций при завозе товаров на предприятия (объединения) оптовой торговли. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки на 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза. ЗАТРАТЫ ПО ЗАВОЗУ ТОВАРОВ включают также сборы транспортных организаций за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, за подачу и уборку вагонов, трансп.-экспедиторское обслуживание и др. услуги, а также затраты на содержание собственного транспорта. В конце отчетного месяца расходы по завозу на остаток нереализованной продукции исчисляются исходя из среднего процента этих затрат за данный месяц с учетом переходящего остатка на начало этого месяца.


ЗАТРАТЫ ПО ОТПРАВКЕ ТОВАРОВ (outbound merchandise transfer costs)

часть издержек транспортные включают расходы по оплате тарифов при отправке товаров потребителям (издержки трансп. относятся на поставщика или на потребителя в соответствии с прейскурантом на продукцию или иными обязательными для сторон правилами), а при их отсутствии — в соответствии с договором. Включают расходы по оборудованию вагонов, по переадресовке грузов; сборы транспортных организаций; расходы по оплате счетов сторонних организаций; по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке товаров от предприятий (объединений) оптовой торговли продукции производственно-технического назначения.


ЗАЯВКА (statement of material required; order; purchasing order)

1) документ, на основе которого устанавливается потребность в продукции производственно-технического назначения на плановый период. В командной экономике выделялись фонды, устанавливались хозяйственные связи. Унифицированные формы заявок заполнялись потребителями на всех уровнях: от предприятий и организаций до министерств и ведомств для обоснования количества требуемых фондов. При этом учитывались имеющиеся в наличии ресурсы, потребности в них для выполнения плана основного производства, ремонтно-эксплуатационных и других нужд, а также нормы расхода материальных ресурсов и другие факторы;

2) запрос на обслуживание в системе массового обслуживания.


ЗАЯВКА НА ФРАХТОВАНИЕ (application for chartering; chartering application; chartering request)

документ, в котором поставщик просит перевозчика зарезервировать место для определенной отправки и указывает желательное средство транспорта, время погрузки и другое.


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я