ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Термин management в значении «управление коммерческими делами»; «способ, манера обращения с людьми»; «власть и искусство управления»; «особый род умения» и «навыки администрирования» стал использоваться во второй половине XVII века.
Термин «менеджмент» имеет смешанные корни:
- латинское manus — рука, власть и сфера полномочий;
- итальянское manneggiare — управления собственностью;
- французское manegerie — управление предприятием;
- английские manage, manager, management первоначально имели отношение к управлению лошадьми, искусству верховой езды. А слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь.
За последние три столетия многое изменилось. Понятие «современный менеджмент», сегодня представляет собой, по сути, явление XX — начала XXI вв. Пришло время, когда отношения между людьми стремительно изменились. Меняются и взаимоотношения менеджера, воздействующего на исполнителя и исполнителя, испытывающего воздействие в процессе достижения целей и выполнения задач. Поэтому, мы вправе говорить о том, что в настоящее время менеджмент развивается как противоречивое единство двух сторон: менеджера (управляющего) и исполнителя (управляемого). Менеджер отличается определенной моделью поведения, применяет различные методы и инструменты воздействия на исполнителя для достижения целей и выполнения задач. Исполнитель имеет свою модель поведения, отличается собственными качествами, которые в различной степени могут ему помогать или препятствовать в достижении цели и выполнении поставленных задач.
В результате, взаимоотношения менеджера и исполнителя, наиболее вероятно, могут развиваться по одному из двух направлений:
Первое: у сторон есть взаимное понимание и обоюдное стремление к достижению цели и выполнению задач. Менеджер ставит цели и задачи, сроки исполнения, обеспечивает исполнителя ресурсами. Исполнитель выражает готовность активно выполнить поставленные задачи в назначенный срок используя выделенные ресурсы. Эта ситуация для выполнения задач потребует минимума обоюдных усилий, а цели, вероятнее всего, будут достигнуты не позднее установленного срока.
Второе: у сторон нет взаимного понимания. В этом случае ситуация может развиваться иначе. Для достижения целей и выполнения задач сторонам могут потребоваться новые усилия. Менеджеру, возможно, необходимо будет затратить дополнительное время и эмоции, или привлечь какое-либо число сотрудников и дополнительные расходы для движения по обозначенному им пути. Исполнителю предстоит борьба с собственным эго: вступить в конфликт с менеджером, доказывая наличие альтернативного пути, отказаться от сопротивления и следовать указаниям менеджера, или сменить место работы.
Взаимоотношения менеджера и исполнителя развиваются, испытывая мощное «давление» результатов информационной революции, к которой привело широкое применение цифровых технологий, сети Internet, облачных вычислений, больших данных и т. д. Информационные технологии становятся в настоящее время важнейшим фактором изменений в менеджменте. Под влиянием информационных технологий меняется характер поведения как менеджеров, так и исполнителей; растут скорость подготовки и принятия решений, оборачиваемость ресурсов, интенсивность производства, динамика продаж, требования потребителя к качеству продукта и сервиса. Массовое использование различных вычислительных устройств и сети Internet как менеджерами, так и исполнителями, создали условия для получения информации, которая стала источником новых конкурентных преимуществ для предпринимательских организаций. Эти события повышают актуальность исследования трендов развития современного менеджмента, испытывающего растущее влияние информационной революции и, соответственно, возрастает необходимость показать растущее влияние информационных технологий на повышение эффективности управления организациями будущего.
Представление о менеджменте как системе взаимоотношений менеджера и исполнителя, ведет к целесообразности разделения терминов «менеджмент» в «управление».
Понятие «управление» характеризует различные виды процессов воздействия субъекта на объект, происходящих в природе, науке, технике, экономике, обществе и повседневных делах каждого человека. Термин «управление» имеет глубокие корни и варианты самых различных толкований, которые означают не только всевозможную деятельность, но и названия различных систем, административных и структурных органов, осуществляющих функции управления, и т. д. Несмотря на то, что «управление» является привычным термином для русскоговорящего населения, а английское слово «менеджмент» широко стало использоваться в российской практике сравнительно недавно, в отечественной науке эти термины, чаще всего, рассматриваются как идентичные и взаимозаменяемые.
Однако, на наш взгляд, понятие «менеджмент» имеет более узкую, специфическую сферу применения и рассматривается как наука и особый вид профессиональной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования людей в группах и организациях, взаимоотношений менеджера и исполнителей.
Понятие «управление», так же как понятие «менеджмент» имеет несколько значений, но большинство из них касается организации управленческой деятельности коммерческих и некоммерческих образований, где это понятие полнее и конкретнее отражает содержание работы должностных лиц, выполняющих функции руководителя (менеджера). В сфере хозяйствования использование понятия «менеджмент» не всегда удачно согласуется с общепринятым определением управленческих процессов, а в некоторых случаях искажается их смысловое значение.
Итак, то, что фактически рассматривается в качестве менеджмента, в разных культурах может иметь более узкие или широкие границы в зависимости от научных, профессиональных или иных местных особенностей.