Метод обратной связи в тренинге
Обратная связь – это сообщение человеку информации о его действиях, их результатах и последствиях. Еще в начале ХХ в. важность обратной связи была подтверждена в лабораторных экспериментах известного психолога Эдварда Торндайка: одной группе испытуемых, которые по заданию выполняли точные движении, информация о результатах предоставлялась незамедлительно после каждого действия, а другой — после выполнения всего задания. Эксперименты показали, что незамедлительная обратная связь была более эффективна и помогала быстро достичь высокой точности действий.
Обратная связь – мощное средство освоения нового опыта, важнейший механизм для изменения своего поведения и личностных качеств.
ВИДЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Существует несколько видов обратной связи:
- Оценочная и безоценочная обратная связь. Оценочная обратная связь — это сообщение своего отношения или точки зрения на то, о чем идет речь. Оценка может быть положительной («а ты умеешь убеждать людей!») или отрицательной («опять у тебя ничего не получилось!»). С помощью положительной обратной связи в тренинге можно поддержать участников, создать безопасные условия для выполнения заданий. С помощью негативной обратной связи можно корректировать поведение участников, мотивировать их на дальнейшее развитие. Безоценочная обратная связь — это сообщение, которое не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Ее используют, когда хотят прояснить ситуацию или помочь человеку раскрыться («что ты думаешь по этому поводу?», «как изменилось теперь твое отношение?»). Этих целей можно достичь с помощью приемов активного слушания и открытых вопросов.
- Межличностная обратная связь – это такая обратная связь, которая может исходить от тренера, участника или группы.
- Метафорическая обратная связь;
- Аудио— или видео-обратная связь;
- Материализованная обратная связь — это такая обратная связь, которая предоставляется при помощи анализа результатов деятельности: отчета, теста, проекта, рисунка.
- Непосредственная или отсроченная обратная связь; Непосредственная обратная связь предоставляется непосредственно после выполнения участниками заданий на тренинге. Отсроченная обратная связь дается участникам или участниками спустя некоторое время, например, на посттренинге.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ВИДА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
К факторам, влияющим на выбор обратной связи, относятся:
- Цели и содержание тренинга;
- Отношения между участниками в группе (предшествующие отношения; отношения, сложившиеся на тренинге);
- Личностные и профессиональные особенности участников (имеющийся опыт участия в тренинге);
- Личностные особенности тренера;
- Профессиональный уровень тренера.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
На основании экспертных данных, полученных на различных бизнес- тренингах, можно с уверенностью утверждать, что эффективность обратной связи зависит от ее вида.
Виды обратной связи по убыванию ее эффективности:
- Межличностная обратная связь от участников группы;
- Аудио- и видео-обратная связь;
- Межличностная обратная связь от тренера;
- Материализованная обратная связь.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ
Важную роль в эффективной организации обратной связи играет поведение самого тренера — в данном случае оно является моделью для участников.
Если тренер умеет давать и принимать обратную связь, то он сможет побудить участников раскрыться и свободно проявлять себя.
Пример:
Игра на умение давать обратную связь.
«Тренер зачитывает участникам конкретную ситуацию и просит двух участников тренинга встать в центре комнаты на некотором расстоянии друг от друга. Задача одного человека говорить, а другого – слушать. Тот, кто говорит, должен рассказывать о своих чувствах, мыслях и идеях по поводу этой ситуации. Тот, кто слушает, должен либо делать шаг вперед к говорящему, либо на шаг отступать от него. Шаг вперед можно делать, если говорящий будет конструктивно высказываться по поводу решения проблемы: предлагать варианты решения, побуждать слушающего принять участие в решении проблемы, высказывать уверенность в успехе дела и пр. Если же говорящий будет обвинять слушающего, предъявлять многочисленные претензии, пытаться манипулировать, давить на него, вести себя агрессивно, то есть демонстрировать неконструктивные способы коммуникации, то слушающий делает шаг назад.»
Эта игра называется «Барометр» и используется тогда, когда необходимо показать участникам, как работает обратная связь на тренинге и в жизни.
Трехступенчатая модель подачи обратной связи:
- Я воспринимаю (вижу, слышу…);
- Я представляю (мне кажется);
- Я реагирую (ощущаю, чувствую, намереваюсь, я-сообщение).
КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
При подаче обратной связи следует руководствоваться следующими правилами:
- Говорить кратко;
- Говорить конкретно;
- Говорить о своей реакции;
- Говорить сначала о позитиве, и только потом о негативе.
Пример:
— «Мне нравится твое предложение, но я не со всем согласна. Если тебе интересно, я могу рассказать о своем видении…»
— «Я ценю наши отношения, и мне очень приятна твоя забота. Но я не очень комфортно себя чувствую, когда смешиваю деловые и личные отношения».
КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
При приеме обратной связи следует:
- Слушать внимательно;
- Запрашивать дополнительную информацию;
- Не объяснять своего поведения.
Пример:
— «Жаль, что ты не со всем согласна. Однако мне интересно знать твое мнение».
— «Да, дело отдельно, отношения отдельно. Я подумаю, как нам это сделать».
Что помогает принимать обратную связь | Что мешает принимать обратную связь |
новизна информации; дополнения, уточнения, ответы на интересующие вопросы; насущность и практичность; наличие связи между словами/действиями одного человека и реакцией другого; точность, отсутствие интерпретаций; использование одного словаря; доброжелательность; референтность человека или группы; метафоричность; структурированность. | информация о неосознаваемых действиях; агрессивность, недоброжелательность со стороны дающего обратную связь; внутренняя неготовность услышать правду; обобщенная (по нескольким видам опыта) обратная связь.
|
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Под своевременностью обратной связи принято понимать оптимальное время ее предъявления участникам тренинга. Обратная связь не существует сама по себе, она дается по конкретному поводу. И если упустить нужный момент, то участнику будет трудно соотнести свои действия с обратной связью.
Пример:
При выработке условных рефлексов у животных используют положительное и отрицательное подкрепление. Это именно то, что мы называем обратной связью. Если действие животного поощряется не сразу после выполнения задания, а, например, через час, то животное не выработает связь «выполненное действие – поощрение».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ
На этапе создания работоспособности обратная связь:
- Случайная;
- Позитивная;
- Безоценочная.
На этапе ориентации обратная связь:
- Баланс оценочной ОС смещен в пользу позитивной;
- Межличностная;
- Аудио-и видео-обратная связь.
На этапе изменений обратная связь:
- Баланс оценочной ОС смещен в пользу негативной;
- Межличностная;
- Метафорическая;
- Материализованная.
На завершающем этапе тренинга обратная связь:
- Баланс оценочной обратной связи смещен в пользу позитивной;
- Метафорическая;
- Межличностная.