КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА
Компетенция — область знаний, которыми менеджер владеет и готов их применить для выполнения своей деятельности в определенной сфере.
Компетентность — характеристика комплекса личных качеств менеджера, которые приобретены в процессе получения всех видов обучения, образования и воспитания в семье, школьном, студенческом и трудовом коллективах:
- физические характеритстики (активность, энергетика, мобильность, интеллект, непринужденность речи, работоспособность, внешность и др.);
- особенности характера (представления о морали, этических ценностях, честности, креативности, уверенности, целеустремленности, ответственности и др.);
- социальные черты (способность привлекать к сотрудничеству других людей, умение работать в коллективе, популярность, репутация, общительность, навыки межличностного общения, участие в общественной жизни, дипломатичность, тактичность).
Профессиональные компетенции — способность менеджера выполнять работу в соответствии с должностными обязанностями, принятыми в организации. К этой группе компетенций, прежде всего, относят:
- Видение стратегических и тактических целей организации.
- Формулирование миссии организации.
- Создание ценностей организации.
- Способность подбирать сотрудников.
- Формирование деловых коммуникаций.
- Организация собственного рабочего времени.
- Умение отдыхать.
Методы и инструменты менеджера
Методы менеджмента — методы управляющего воздействия, которые учитывают особенности и характер воздействия на объект управления:
- административные — представлены совокупностью средств правового воздействия на отношения сотрудников в процессе производства. К таким приемам относятся:
- нормирование деятельности сотрудника;
- наделение сотрудника полномочиями и обязанностями;
- регламентация сфер деятельности подчиненных;
- постановка задач и контролирование их выполнения и т.д.
- психологические — представлены совокупностью средств, используемых в управлении социальными процессами:
- способы мотивации сотрудников;
- подходы к созданию режима благоприятной атмосферы для всестороннего развития каждого члена коллектива;
- экономические — направлены на реализацию экономических интересов учредителей и сотрудников в пределах достигнутых результатов функционирования и развития организации.
Включают:
- коммерческий расчет, призванный обеспечить необходимое соотношение затрат и результатов в процессе достижения целей, поставленных перед организацией;
- ценообразование, предполагающее установку уровня цен на основе целевой нормы прибыли с учетом издержек производства;
- обеспечение необходимого финансирования подразделений;
- страхование и т.д.;
В настоящее время наблюдается постепенный переход от административных методов к экономическим.
Инструменты менеджмента — совокупность методов, методик и моделей, используемых при решении задач и достижении целей менеджмента, его информационного, методического и организационного обеспечения. Эффективность и перспективность управленческой деятельности в современных сложных и крайне динамичных условиях невозможна без использования современных инструментов менеджмента (методик, методов, концепций и т.д.).
Инструменты современного менеджера:
- экономические — применяются в процессе воздействия на людей, вступивших в экономические отношения с организацией: заработная плата, себестоимость продукции, ценообразование, прибыль и т. д.;
- организационные — методы проектирования, планирования, регламентации и нормирования процессов функционирования, развития организации и повышения уровня дисциплины в коллективе. Данные инструменты применяются благодаря силе и авторитету власти на основе законов, приказов, распоряжений, инструкций и т.д.;
- институциональные — используются при воздействии на индивидуальное и групповое сознание людей. Инструменты этой группы основываются на нормах морали, этики, воспитания и т. д.;
- технические — нацелены на активное использование новейших технических средств для установления коммуникаций в управленческой системе, установления ее связи с внешней средой и для реализации функций менеджмента: планирования, организации, координации, принятия решений, контроля и т. д.
- целевые предназначены для применяются в критических, нештатных ситуациях, например, в условиях кризиса, стихийного бедствия, аварии или чрезвычайной ситуации: тренинги и сборы, которые позволяют оперативно скоординировать действия руководства и подразделений, выявить неверно принятые решения.