ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Процессный подход рассматривает функции менеджмента во взаимосвязи. Менеджмент, согласно данному подходу, представляет серию непрерывных взаимосвязанных действий, то есть — процесс. Каждое из действий, осуществляемое в процессе управления, выполняет базовые функции: планирования, организации, мотивации и контроля.
- Планирование предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать участники организации, чтобы достичь этих целей. Посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Цели и планы периодически пересматриваются, так как среда отличается изменчивостью, неопределенностью и рисками.
- Организация означает структурирование работ и задач для выполнения планов и достижения целей. Работы и задачи выполняют люди, которых подбирает руководитель, делегируя отдельным из них полномочия по использованию ресурсов организации. Субъекты, которым делегированы полномочиями принимают на себя ответственность за выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются на отношения подчинения по отношению к руководителю.
- Мотивация заключается в создании у людей внутреннего побуждения к выполнению запланированных работ и задач в соответствии с их обязанностями. Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того, чтобы мотивировать работников, руководителю следует определить, каковы их потребности, и обеспечить удовлетворение потребности посредством работы и выполнения поставленных задач.
- Контроль предполагает обеспечение мер по достижению целей организации. Контроль означает:
- точное определение целей;
- измерение результатов, которые достигнуты;
- сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.
Если результаты существенно отличаются от ожиданий, то цели и планы пересматриваются, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
Взаимодействие между функциями осуществляется в процессе руководства, коммуникаций и принятия решений. Для осуществления целей организации, надо руководить этим процессом: принимать решения и устанавливать коммуникации между людьми, организуя обмен информацией.
Руководство — деятельность, предполагающая возможность влияния на отдельных сотрудников и их группы так, чтобы они работали и выполняли задачи в направлении достижения целей организации.
Принятие решений — выбор способа достижения целей из всех имеющихся альтернативных вариантов. Принятие решений составляет основное содержание деятельности руководителя, так как предполагает понимание истинных масштабов и сложности проблем организации. Понимание проблем и выбор способов решений невозможно без информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация — процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет структуру отношений между людьми, то обеспечение ее эффективного функционирования, в значительной степени, зависит от коммуникаций.
Процесс управления подчеркивает взаимозависимость функций управления, что отличает его от системного подхода, в котором взаимозависимость элементов организации и ее взаимодействие с факторами внешней среды.