Эффект«СИНЕРГИИ» — индивидуальная и групповая эффективность
В работах В. М. Бехтерева и М. В. Ланге по изучению эффекта синергии (групповой эффективности) было установлено, что по успешности в работе группа может значительно превосходить отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, отдельные участники группы могут превосходить среднегрупповые достижения.
Задание придумать эффектную и захватывающую презентацию лучше давать в малых группах, так как здесь может сработать эффект синергии и задание будет выполнено великолепно. Ведь в процессе группового обсуждения появляются новые идеи, одна идея цепляется за другую, и в результате рождается общая концепция, которая превосходит идею каждого отдельного участника.
Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозгового штурма», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления. Здесь групповая работа, без сомнения, более эффективна, чем индивидуальная – творческие идеи одних участников дают толчок ассоциациям у других, и в результате общий список идей гораздо внушительнее и разнообразнее. Напротив, если для выполнения задания требуется координация действий (например, при огранке бриллиантов или выполнении иной требующей высокой точности задачи), отдельный человек будет эффективнее. Если же для выполнения задания требуется применение силы, то продуктивнее окажется работа группы.
Таким образом, в зависимости от вида задания, более эффективной будет индивидуальная или групповая работа. При оценке количества и величины группы более точны, чем индивиды. При решении головоломок и других вопросов, связанных с логикой, самый умный член группы работает лучше, чем группа в целом. При ответах на вопросы из области общего знания группы обычно превосходят среднего индивида, но лучший член группы не уступает или превосходит группу в целом.
Американский психолог Стейнер выяснил, что в групповой деятельности существует так называемая процессуальная потеря – неспособность группы действовать наиболее продуктивным из возможных способов.
Тренеру следует подбирать упражнения таким образом, чтобы количество участников соответствовало задаче и прогнозируемому результату упражнения.
Например, в тренинге по продажам при составлении списка основных возражений клиента или выработке презентации компании участников лучше объединить в малые группы по 3-4 человека — так работа будет эффективнее. Участники будут дополнять идеи друг друга и это позволит им выполнить задание наиболее полно и разнообразно.
При сборе ожиданий и опасений эффективнее, когда участники составляют списки индивидуально и только потом вырабатывают общий список. Ведь эта работа предполагает анализ целей обучения, некое сосредоточение, и идеи коллег в этом процессе будут только мешать.
А вот способы подготовки к продаже, которыми пользуются участники тренинга по продажам, эффективнее собирать с помощью общей групповой дискуссии. Это будет быстрее, чем если список способов участники будут составлять индивидуально, так как можно будет избежать повторений и подпитывать мозговой штурм идеями других участников.