Коучинг. Часть 3.
ОСНОВНОЙ МЕТОД КОУЧИНГА
При работе с клиентом коуч пользуется моделью GROW (в переводе с английского — «РОСТ»), предложенной Дж. Уитмором. В основе этой методики лежит определенная последовательность (технология) постановки эффективных вопросов. Этот метод можно расшифровать как:
GOAL — Постановка цели
REALITY — Анализ реальности
OPTIONS — Разработка вариантов действий (опции, возможности, ресурсы)
WILL/WAY – Намерение действовать (что, когда, кем и ради чего будет делаться)
Прежде всего, вопросы направлены на определение и конкретизацию цели, затем внимание концентрируется на оценке реальности и анализе существующего положения вещей. Джон Уитмор настаивает на том, чтобы работа начиналась с определения цели, а не анализа существующего положения, т.к. анализ может послужить тормозом для постановки цели. После постановки цели и анализа реальности исследуются возможные варианты действий для достижения поставленной цели, затем внимание фокусируется на стремлении и воле к достижению целей (осуществление конкретных действий).
Примеры вопросов для GROW:
GOAL
- Является ли желание конкретной целью или просто мечтой?
- Ощущаете ли вы внутреннее воодушевление при мысли о цели?
- Поставленная цель относится к разряду «хочу» или «надо»?
- Конфликтует ли поставленная цель с другими целями, ценностями, убеждениями?
- Можно ли изменить вашу цель?
- Определена ли ваша цель по времени?
- Знаете ли вы конкретную дату реализации цели?
- Позитивна ли поставленная цель?
- Что вы потеряете в том случае, если не сможете достичь цели?
- Что будет конкретным моментом достижения цели?
REALITY
- Включены ли в вашу цель факты и цифры?
- Описана ли реальность в тех же терминах, что и цель?
- Был ли у вас в прошлом опыт достижения данной цели?
- Что в прошлом помешало достичь поставленной цели?
- Какие мнения и оценки содержатся в описании реальности?
- Какие ресурсы у вас есть для достижения цели (навыки, контакты, информация)?
- Известны ли вам шаги, которые приведут вас к поставленной цели?
- Что препятствует достижению цели?
- Осознаете ли вы риски, связанные с достижением цели?
- Реальны ли эти риски или они являются самооправданием?
- Влияет ли ваше поведение на сохранение (поддержание) ситуации в ее нынешнем виде?
OPTIONS
- Каков оптимальный путь достижения цели?
- Каким может быть первый шаг?
- Каким является идеальное решение?
- Каких ресурсов не хватает для достижения цели?
- Как можно создать недостающие ресурсы?
- Кто может дать необходимые ресурсы?
- Каким образом приобрести необходимый навык?
- Где можно найти необходимую информацию?
- Как правильно спланировать время?
- Есть ли у вас опыт решения подобных проблем?
- Существует ли надежный способ решения выделенных проблем?
- Какие ошибки были совершены другими при решении подобных проблем и что вы можете сделать, чтобы их избежать?
- Есть ли люди, готовые помочь?
- Что может вас мотивировать?
- Каковы правила, по которым вы работаете?
- Каким образом эти правила были сформулированы?
- Достаточно ли вариантов решения проблемы?
- Возможно ли достичь желаемого, не устраняя все препятствия?
- Существует ли возможность временного решения?
WILL /WAY
- Каким будет первый шаг, который вам необходимо предпринять?
- Знаете ли вы, каким будет второй шаг?
- Понимаете ли вы, каким должен быть последний шаг?
- Можете ли вы мысленно пройти от последнего до первого шага?
- Определены ли конкретные даты всех шагов?
- Каким образом вы сможете сохранить мотивацию до конца пути?
- Кто именно может поддержать вас на пути достижения цели?
- Окажут ли ваши шаги влияние на кого-нибудь?
- Каковы будут последствия и кого вы должны проинформировать о них?
- Сможете ли вы справиться с негативной реакцией других? Каким образом?
- Насколько вы уверены в возможности осуществления плана (по десятибалльной шкале)? Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в результате?
- Опасаетесь ли вы провала намеченного плана?
- Конкретны ли эти опасения? Как вы можете справиться с ними?
- Довольны ли вы планом в целом?
- Каким образом вы отпразднуете завершение плана?
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КОУЧИНГА
Достоинства коучинга:
- увеличивает продуктивность деятельности;
- способствует четкой постановке целей;
- помогает развивать сотрудников;
- способствует быстрому и эффективному обучению персонала;
- позволяет улучшить взаимоотношения внутри коллектива;
- улучшает качество жизни;
- способствует высвобождению свободного времени менеджера, пользующегося методом коучинга;
- позволяет вырабатывать большее количество конструктивных, творческих идей и предложений;
- помогает высвободить большее количество человеческих ресурсов;
- развивает у людей гибкость и адаптивность к изменениям.
Недостатки коучинга:
- Коучинг вызывает психологическое сопротивление личности, т.к. реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
- Коучинг требует упорства, терпения и времени – это кропотливый и тяжелый совместный труд коуча и клиента.
Итак, мы можем заключить, что коучинг является действенным методом постановки конкретных целей и достижения результатов. Он позволяет добиться повышения уровня продуктивности деятельности человека, способствует укреплению уверенности в собственных силах, развитию творческих идей. Этот метод не учит, но помогает учиться, и его применение в практике управления персоналом дает уникальную возможность построения более эффективных и результативных моделей организации деятельности.