Открыть меню

Значение содержания программы тренинга

Содержательное наполнение программы тренинга — это именно то, что заказывает заказчик тренинга, то, что собственно проводит тренер, и то, ради чего участники приходят на тренинг. Разработка содержания программы тренинга является важнейшим этапом всего процесса обучения. Часто тренеры его недооценивают, и работа над этим этапом сводится лишь к выбору или разработке упражнений и игр на тему тренинга. Однако такой подход является в корне неверным и губительно влияет на эффективность тренинга. От того, насколько грамотно и вдумчиво подготовлено содержание тренинга, напрямую зависит качество знаний, усвоенных участниками.

Все модули должны укладываться в заранее определенную концепцию, соответствовать заданной теме, цели и задачам тренинга. Это означает, что ведущий на каждом этапе тренинга должен четко соблюдать заранее намеченные границы содержания.

Подготовка содержательных модулей — это центральный вопрос в разработке программ тренинга. Интересная, логичная, актуальная информация способна привлечь внимание участников, повысить их мотивацию на обучение, открыть новые горизонты развития, а устаревшая, противоречивая или уже известная группе теория приведет к потере интереса, снижению качества усвоения материала и нежеланию участников конструктивно работать.

Чтобы достичь успеха в процессе разработки тренинга, тренеру необходимо последовательно формировать содержательное «тело» тренинга как единый организм, в котором все части связаны друг с другом.

Каким образом можно добиться структурированного подхода при создании тренинга? Для этого необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

Алгоритм содержательного наполнения программы:

  1. Определение темы тренинга;
  2. Формулирование концепции тренинга;
  3. Постановка цели тренинга;
  4. Определение области знаний, необходимой и достаточной для реализации концепции;
  5. Написание задач тренинга;
  6. Подбор теоретического материала адекватного целям и задачам тренинга;
  7. Подбор методических средств для достижения целей и задач тренинга.

Соблюдение последовательности перечисленных выше действий помогает тренеру сформировать «смысловой стержень» тренинга, создать целостную модель, которая будет отражена в программе обучения.

Пример:

В одной из компаний, в связи с возникшими сложностями в проведении совещаний, решили провести обучение. Руководство было уверено, что время, отведенное на совещание, расходуется неэффективно, т.к. задачи чаще всего остаются нерешенными. После совещаний сотрудники выходят неудовлетворенными, многие из них убеждены, что «потратили время зря». Также, во время совещаний портятся отношения между коллегами, возникают споры и даже конфликты. В результате происходит потеря информации, нет синергетического эффекта от групповой работы, решение простых задач требует значительных затрат времени, что отражается на эмоциональном климате и результатах компании в целом.

После прояснения запроса тренер приступил к разработке программы обучения.

1 этап Была определена тема тренинга: «Эффективное совещание»;

2 этап Была сформулирована концепция тренинга: «Совещание как управление информационными потоками в организации»;

3 этап Была поставлена цель обучения: «Освоить метод совещания как инструмент информирования персонала»;

4 этап Была определена основная область знаний, необходимых для реализации концепции и достижения цели: «Подготовка к совещанию, этапы проведения совещания».

Также, была определена дополнительная область знаний:

«Совещание как инструмент поиска и решения проблем». А вопросы, связанные с взаимодействием в команде, на данном тренинге затрагиваться не будут, т.к. они не вписываются в определенную тренером концепцию.

5 этап Были сформулированы задачи обучения:

  1. Познакомить участников с возможными целями и форматами проведения совещаний.
  2. Изучить основные этапы проведения совещания.
  3. Освоить инструменты подготовки (психологической, содержательной, процессуальной) к совещанию.
  4. Ознакомить участников с правилами эффективных совещаний.
  5. Научить участников проведению дискуссий в ходе совещания.
  6. Отработать техники управления сложными ситуациями в ходе совещания.
  7. Освоить процесс завершения совещания.

На этом же этапе тренер распределил содержание по тренинговым модулям, выбрав оптимальную их комбинацию. Таким образом была сформирована общая структура тренинга.

6 этап. Был осуществлен подбор теоретического материала адекватного целям и задачам тренинга. От того, насколько грамотно тренер подберет информацию, насколько она структурирована и понятна слушателям, зависит, насколько эффективным будет обучение.

7 этап Были найдены и созданы методические средства для тренинга:

1) Разработана ролевая игра на основе информации, полученной от руководства.

2) Разработана ролевая игра на основе информации, полученной от сотрудников.

3) Подобран кейс для группового решения.

4) Подобраны упражнения на отработку навыков проведения совещания.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333