Открыть меню

Зеленая логистика

ПОНЯТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЛОГИСТИКИ

Зеленая логистика — название удобное для понимания и запоминания большей частью населения. Она является одной из главных составляющих устойчивого развития (Sustainable Development) в системе взаимодействия составляющих: общество, экономика и окружающая среда.

Основной идеей устойчивого развития является удовлетворение современных потребностей в потреблении таким образом, чтобы будущие поколения имели возможность удовлетворить свои потребности. Планету Земля можно считать закрытой системой. Если в одном месте что-то прибыло, то в другом убыло. Единственным входящим потоком из-за пределов этой системы является солнечная энергия. Удовлетворять потребности необходимо, соблюдая основные принципы логистики устойчивого развития:

  • эффективное использования энергетических ресурсов;
  • эффективное использование сырьевых и материальных ресурсов;
  • минимизация потерь сырья, материалов, продукции и энергии, связанных с производством, распределением и управлением различными потоками после потребления продукции;
  • эффективное планирование и создание мощностей логистической системы; своевременная модернизация существующих мощностей логистической системы; минимизация экологического воздействия на окружающую среду.

Ниже приведены некоторые понятия зеленой логистики.

«Зеленая» логистика. «Новое научное направление, предполагающее применение прогрессивных технологий логистики и современного оборудования с целью минимизации загрязнений и увеличения эффективности использования логистических ресурсов. С точки зрения бизнеса, методы зеленой логистики в основном включают: управление системой транспортировки (объединенные перевозки, 3PL-логистика), управление процессом упаковки (с целью уменьшить воздействие упаковочных материалов на окружающую среду), организацию «зеленых» коммуникаций и производства, управление складским хозяйством и отходами»

Зеленая логистика. «Совокупность действий по оценке и минимизации экологических последствий логистической деятельности» Д. Роджерс, Р. Тиббен- Лембке

Зеленая логистика. «Экологически приемлемая и эффективная транспортная система распределения» Ж.-П. Родриге и др.

Экологическая логистика. «Один из видов современной логистики, нацеленный на интеграцию экономической выгоды, социальных и экологических аспектов» Дж. Янг, Х. Пэн

Экологическая логистика. «Система планирования, проектирования и управления с использованием передовых технологий логистики и методов экологического проектирования в сфере уменьшения загрязнения и ресурсопотребления, продиктованных экологическими принципами. Основная цель — координация логистической деятельности и социально-экологического эффекта» Л. Янбо, Л. Сонгхьян

Экологическая логистика. «Наука и комплекс мер, который обеспечивает движение материала при осуществлении любых производственных процессов вплоть до его превращения в товар и отходы производства с последующим доведением отходов до утилизации или до безопасного хранения в окружающей среде, а также сбор и сортировку отходов потребления, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде» Алан Маккион

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТА НА ЭКОЛОГИЮ

Транспорт — один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40%, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности. По видам транспорта выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом: 87% общего выброса приходится на автомобильный транспорт, около 8% — на железнодорожный, 2% — на дорожный комплекс, чуть более 1% — на воздушный транспорт и 2% — на речной и морской.

Потребление водных ресурсов на нужды транспорта составляет примерно 10% суммарного объема водопользования в РФ.

Воздействие транспорта на экосистемы выражается:

  • в загрязнении атмосферы, водных объектов и земель, изменении химического состава почв и микрофлоры, образовании производственных отходов, в том числе токсичных и радиоактивных, шламов, замазученного грунта, котельных шлаков, золы и мусора;
  • в потреблении природных ресурсов — атмосферного воздуха, необходимого для протекания рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств;
  • нефтепродуктов и природного газа, являющихся топливом для ДВС;
  • воды для систем охлаждения ДВС и мойки транспортных средств, производственных и бытовых нужд предприятий транспорта; земельных ресурсов, отчуждаемых под строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, речных и морских портов и других объектов инфраструктуры транспорта;
  • в выделении тепла в окружающую среду при работе ДВС и топливо сжигающих установок в транспортных производствах;
  • в создании высоких уровней шума и вибрации;
  • в возможности активизации неблагоприятных природных процессов типа водной эрозии, заболачивания местности, образования селевых потоков, оползней, обвалов;
  • в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого материального ущерба при авариях и катастрофах;
  • в разрушении почвенно-растительного покрова и уменьшении урожайности сельскохозяйственных культур.

ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ОТ СТАЦИОНАРНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Доля подвижных источников в общем объеме выброса составила 96,9%, а стационарных — 3,1%.

Загрязнение воздуха транспортом происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния.

Отработавшие газы ДВС содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет.

Загрязнение окружающей среды стационарными источниками на транспорте происходит от производств, обеспечивающих ремонт транспортных средств, вспомогательных производств, зданий и сооружений.

Шумовое воздействие транспорта. Шумом называются любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду или отдыху, создающие акустический дискомфорт.

Факторы, влияющие на уровень транспортного воздействия на окружающую среду. Основным источником загрязнения в городах является транспорт и его воздействие постоянно растет. На уровень загрязнения влияет ряд факторов:

  • интенсивность транспортного потока;
  • скорость транспортного потока;
  • состав транспортного потока;
  • тип двигателя;
  • тип и качество дорожного покрытия;
  • планировочные решения территорий;
  • наличие зеленых насаждений.

УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Ущерб от загрязнения окружающей природной среды выражается:

  • для населения — медицинское обслуживание, оплата лечебных отпусков, компенсация невыходов на работу, страхование жизни, дополнительные расходы по обеспечению работы в опасной зоне;
  • для промышленности и ЖКХ — ремонт и содержание зданий и сооружений, уборка и рекультивация территорий, содержание зеленых насаждений, износ транспорта, ремонт и содержание металлоконструкций;
  • для сельского хозяйства — потери урожая, транспортные расходы по доставке урожая; для водных ресурсов — потери вылова рыбы, обеспечение населения питьевой водой; для лесных ресурсов — потери продуктивности леса, тушение пожаров.

ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Политика экологической безопасности реализуется путем проведения комплекса природоохранных мер, направленных на повышение экологических характеристик подвижного состава и инфраструктуры транспорта. Эти меры по направлениям деятельности подразделяются на четыре группы:

  • организационно-правовые мероприятия, включающие формирование нового эколого-правового мировоззрения, эффективную реализацию государственной экологической политики, создание современного экологического законодательства и нормативно-правовой базы экологической безопасности, а также меры государственного, административного и общественного контроля за выполнением функций по охране природы;
  • архитектурно-планировочные мероприятия, обеспечивающие совершенствование планирования всех функциональных зон города (промышленной, селитебной — предназначенной для жилья, транспортной, санитарно-защитной, зоны отдыха и др.) с учетом инфраструктуры транспорта и дорожного движения, разработку решений по рациональному землепользованию и застройке территорий, сохранению природных ландшафтов, озеленению и благоустройству;
  • конструкторско-технические мероприятия, позволяющие внедрить современные инженерные, санитарно-технические и технологические средства защиты окружающей среды от вредных воздействий на предприятиях и объектах транспорта, технические
  • новшества в конструкции подвижного состава;
  • эксплуатационные мероприятия, осуществляемые в процессе эксплуатации транспортных средств и направленные на поддержание их состояния на уровне заданных экологических нормативов за счет технического контроля и высококачественного обслуживания.

Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха заключено более 300 международных актов, регулирующих нормативно-правовую базу взаимоотношений в области транспорта со 131 зарубежной страной. Членство России в международных соглашениях и организациях обусловливает необходимость выполнения ею принятых обязательств.

Требования предусматривают ограничение выбросов основных токсичных компонентов, присутствующих в отработавших газах карбюраторных и дизельных двигателей.

Снижение уровня экологической опасности от воздействия транспорта возможно путем реализации комплексной программы развития города, включающей архитектурно­-планировочные мероприятия. К ним относятся:

  • обеспечение безостановочного движения транспортных средств за счет строительства путепроводов, транспортных развязок на разных уровнях, тоннелей и пешеходных переходов;
  • увеличение числа полос движения на магистралях, развитие улично-дорожной сети, ликвидация узких въездов и выездов с шоссе;
  • регулирование транспортных потоков с помощью управляемых компьютером светофоров, внедрение информационных технологий управления дорожным движением, позволяющих использовать принцип «зеленой волны» для сокращения простоев подвижного состава;
  • организация одностороннего движения на участках городской застройки с узкой проезжей частью, имеющих сложившийся характер планировки;
  • выделение в центральной части городов территорий с запретом или ограничением на движение большегрузных автомобилей;
  • строительство жилых зданий в отдалении от транспортных магистралей с соблюдением санитарно-защитных норм;
  • прокладка дорог в обход заповедников и исторических памятников;
  • выделение специальных полос для движения городского транспорта и велосипедных дорожек в целях поощрения жителей к отказу от использования личных автомобилей;
  • учет в планировочных решениях городской застройки мест размещения зеленых насаждений, способствующих снижению загрязнения атмосферного воздуха.

ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Традиционные инструменты регулирования:

  • стандарты эмиссионных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; топливные стандарты;
  • метод «top runner», подразумевающий установление нижней границы эффективности на уровне лучшего результата, достигнутого одной из организаций за предыдущий период;
  • ввод ограничений на доступ транспортных средств различных видов к определенным территориям;
  • низко эмиссионные зоны;
  • ограничение скорости движения транспортных средств.

Экономические инструменты:

  • эмиссионная торговля — торговля эмиссионными квотами между организациями, которые смогли снизить уровень воздействия на окружающую среду, и организациями, которым этого добиться не удалось;
  • транспортные налоги;
  • углеродные налоги;
  • дорожные налоги.

Инструменты инфраструктуры:

  • строительство перехватывающих парковок;
  • создание складской и терминальной инфраструктуры на окраинах крупных городов для того, чтобы большегрузные автомобили не въезжали на территорию города; строительство скоростных магистралей в обход населенных пунктов.

Вообще, применение логистических подходов позволяет уменьшить воздействие на окружающую среду, но есть и расхождения с экологическими подходами. Например, пути должны быть максимально короткими, но при этом дороги, путепроводы, трубопроводы могут быть проложены в нежелательных районах с точки зрения экологии.

Можно привести несколько примеров того как «зеленые технологии» помогают экономить средство и время:

  • использование оборотной тары и создание добровольных объединений предприятий, использующих эту тару;
  • теплоизоляция складов с использованием солнечных батарей; отказ от бумажного документооборота;
  • планирование оптимальных маршрутов и времени осуществления перевозки и развозки;
  • консолидация грузопотоков по направлениям, партионности и разным перевозчикам; использование мультимодальных перевозок, позволяющих оптимально сочетать лучшие свойства различных видов транспорта.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333