Открыть меню

VMI в закупочной логистике

В настоящее время в мировой практике управления закупками активно исследуется и внедряется такая технология как VMI (Vendor Managed Inventory) — запасы, управляемые поставщиком, которая базируется на тесном сотрудничестве поставщика и потребителя в цепи поставок.

В настоящее время данную технологию используют такие компании как Wal-Mart, Procter&Gamble, Gilette, Whitbread beer company, Coca Cola, Media Markt и многие другие. В России она встречается пока очень редко, всего лишь на нескольких предприятиях с иностранным капиталом: Вимм-Билль-Данн, Metro, Real.

Основная концепция VMI технологии состоит в следующем: поставщик берет на себя управление запасами своих материалов у потребителя (дистрибьютора), а потребитель, в свою очередь, своевременно дает информацию о наличии у него материалов, производственном плане, нормативах запасов материалов и их изменении, о запасах в пути, об отложенных запасах и возвратах.

Для реализации системы VMI необходимо решить следующие вопросы:

  • выбрать место расположения запасов: на складе у потребителя или у поставщика, или на промежуточных складах;
  • решить вопросы о праве собственности на запасы, кто берет на себя риски устаревания материалов и образования неликвидов, о создании консигнационных складах, при которых материалы будут оплачены потребителем только в случае их использования или продажи;
  • определиться с системой оперативного управления поставкой материалов: «на заказ», «на склад» или другие;
  • обеспечить своевременность передачи информации между поставщиком и потребителем, информационную интеграцию и прозрачность информации.

Система VМI подходит для материалов групп AX и BX, расходуемых в больших количествах при регулярном спросе и частой поставке. Расход материалов этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

В системе VMI активно применяется стандарт CPFR (Collaborative Planning Forecasting and Replenishment) — совместного планирования, прогнозирования и пополнения товарных запасов в цепочке поставок.

Основные преимущества технологии VMI для потребителя:

  • сокращение материальных запасов, особенно страховых;
  • сокращение дефицита материалов;
  • сокращение логистических затрат потребителя на управление запасами и затрат по закупке, поскольку ответственность несет поставщик;
  • увеличение продаж, так как у потребителя всегда есть товар в нужное время; улучшается надежность поставки от поставщика, потому что он более сфокусирован на решении этой проблемы.

Основные преимущества технологии VMI для поставщика:

  • лучшее прогнозирование и планирование поставок, так как сам поставщик управляет производством своей продукции и транспортировкой;
  • сокращение ошибок в заказах и возврата товаров за счет более точного планирования продаж;
  • оптимизация своего производства, использования ресурсов, снижение уровня товарно-­материальных запасов;
  • повышение конкурентоспособности за счет оптимизации запасов, улучшения обслуживания потребителей;
  • установление партнерских отношений с клиентом в цепи поставок.

Возможные риски при использовании данной технологии:

  • у потребителя должна быть хорошо развита ИТ-инфраструктура;
  • поставщик может использовать информацию о потребителе в своих целях;
  • могут возникнуть проблемы с передачей информации;
  • поставщики могут неожиданно отказаться от поставки материалов, перейти на изготовление других материалов, заключить более выгодные контракты с другими потребителями, обанкротиться.

Для России данная технология новая, неизвестная. Уже есть организации, использующие данную технологию, но их очень мало: мало кто хочет рисковать, экспериментировать в данной области.

Система VMI должна применяться, в первую очередь, между поставщиками и потребителями — партнерами с большим товарооборотом, у которых тесные долгосрочные связи по кооперации, строящиеся на базе совместной работы и обмена информацией. Такие отношения характерны для небольшого количества поставщиков, требуют от партнеров совместных решений проблем, учет мнения партнера, сообщение друг другу важной информации (производственной и прочей), широкое использование интегрированных информационных систем. Поэтому внедрение VМI систем возможно, скорее всего, в комплексе взаимосвязанных юридических лиц, в которых основное предприятие может определять решения, принимаемые дочерними предприятиями.

Внедрение системы VMI требует больших подготовительных и проектных работ по согласованию систем кодирования материалов, передаче накопленных учетных данных об истории поставок и потреблении материалов, о нормах запасов и т.д. Непростая работа предстоит по прогнозированию выпуска продукции потребителем, ее замене, планируемых маркетинговых мероприятиях по товарной политике, провокациями и т.д. Требуется внедрение единых интегрированных систем управления (SAP, 1C и т.д.) или согласование действующих.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333