Открыть меню

Понятие и роль логистики в управлении цепями поставок

В научной литературе можно найти разные определения логистики. Логистика как наука и как область деятельности развивалась с давних времен. Приведем определения, которые используем мы.

Логистика — наука об организации и управлении материальными и сопутствующими им информационными, финансовыми потоками в цепях поставок.

Материальный поток — перемещение товарно-материальных ценностей от отправителя к получателю.

Информационный поток — это движение информации от её источника к её потребителю.

Финансовый поток — это движение денег в наличной или безналичной форме от плательщика к получателю.

Каждый из перечисленных выше видов потоков характеризуется скоростью и интенсивностью. Скорость потока показывает, как быстро материалы, информация или деньги перемещаются от одной точки до другой точки логистической системы.

Интенсивность потока показывает его объём в единицу времени, то есть количество материалов, информации или денег, перемещённых от источника к получателю в единицу времени (секунду, минуту, час, смену, сутки, неделю, месяц и т. д.).

Цепь поставок — совокупность организаций, людей, видов деятельности и информации, вовлечённых в процесс преобразования первичного сырья в готовый продукт и движения сырья (готовой продукции) от поставщика первичного сырья до конечного потребителя.

Управление цепями поставок — комплекс методов и подходов, направленный на интеграцию усилий всех участников цепи поставок по удовлетворению спроса потребителей максимально эффективным путем.

Таким образом, основными задачами управления цепями поставок можно считать две задачи:

  • обеспечение целевого уровня обслуживания потребителей;
  • оптимизация затрат по всей цепи поставок.

Цель управления цепями поставок, таким образом, это достижение заданного уровня обслуживания заказчиков (что является одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия) наиболее экономически эффективным способом. При этом обычно приходится искать компромиссы, так как одновременно наилучшее решение каждой из этих задач трудно достижимо.

Цепь поставок содержит 4 основных потока:

  • поток товаров и услуг от поставщиков к потребителям;
  • поток информации о спросе и свойствах продукции и услуг от потребителей к поставщикам;
  • финансовый поток, в основном движущийся от потребителей к поставщикам;
  • обратный поток товаров: возврат излишков продукции, дефектных продуктов, продукции для её ремонта и т. п. (возвратная логистика).

Выделяют основные и поддерживающие процессы. К основным процессам относят процессы, формирующие добавленную ценность и располагающиеся в так называемой цепи создания ценности. Под ценностью для клиента понимают свойства продукции или услуг, которые заказчик хотел бы видеть и которые он готов оплатить. В управлении цепями поставок можно выделить три наиболее существенных момента:

Координация в цепи поставок — усилия по синхронизации цепи поставок и повышения ее пропускной способности. Координация включает в себя следующие основные элементы:

  • доступ участников цепи поставок к информации, сквозное быстрое движение информации по всей цепи (как о спросе на продукцию, так и о поставках продукции, сырья и материалов);
  • согласование систем и методов планирования, перемещения материалов, ценообразования, уровней запасов и т.д.;
  • снижение сложности цепи поставок, снижение издержек в цепи поставок и повышение пропускной способности предприятий в цепи поставок.

Дифференциация в цепи поставок — обеспечение соответствия политики в цепи поставок целям обеспечения конкурентоспособности продукции. В частности, речь может идти о различных каналах поставки продукции (по скорости перемещения продукции, гибкости и надёжности канала, стоимостных его параметров) в зависимости от вида продукции. Различные виды продукции могут требовать различных характеристик канала её поставки.

Реконфигурация цепи поставок — так называют изменение состава и количества звеньев цепи поставок или отношений между ними. Изменения могут быть в длине, ширине, интенсивности каналов, специализации каналов на определенных рынках сбыта (географических, товарных). Практически в любой цепи поставок рано или поздно настаёт момент, когда нужно переосмыслить характеристики канала поставки и переконфигурировать его в соответствии с характеристиками спроса и факторами конкурентоспособности процесса поставки продукции клиентам.

Концептуально можно выделить два основных подхода к управлению цепями поставок: вертикальная и горизонтальная интеграция. Интеграция позволяет конфигурировать цепь поставок и координировать её функционирование.

При вертикальной интеграции одна организация контролирует напрямую звенья цепи поставок, то есть в этом случае решения по конфигурированию цепи поставок и координации её работы принимаются из единого управляющего центра.

При горизонтальной интеграции разные звенья цепи поставок принадлежат разным владельцам, и для координации работы цепи поставок организациям необходимо договариваться о том, как цепь поставок будет функционировать. Иногда при горизонтальной интеграции между предприятиями формируются партнёрские отношения, перерастающие порой в стратегические альянсы.

На страницу Теория логистики

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333