Открыть меню

Методы выбора поставщиков

Одна из проблем при применении системы оценки поставщиков состоит в том, что она строится на сравнении и интеграции неоднородных показателей. Другими словами, рассматривается многокритериальная задача, наибольшее распространение среди методов решения которой в настоящее время получили методы рейтинговых оценок, теории полезности, нечетких множеств, векторной стратификации и метод анализа иерархий.

МЕТОД РЕЙТИНГОВЫХ ОЦЕНОК

Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок и (или) других подразделений, возможно привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную бальную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый Ri рейтинг для конкретного i-го поставщика по формуле

Ri=Rij*aj

где i-индекс поставщика; j=1,2,…,J- индекс критерия; J- число критериев; Rij – оценка j-го критерия по i-му поставщику, баллов; аj — вес j-го критерия. Сумма весовых коэффициентов равна единице.

Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего поставщика. При одинаковых рейтинговых оценках для двух и более поставщиков по основным критериям процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев.

Критерий выбора поставщика Вес критерия Оценка критерия по десятибалльной шкале по поставщикам Произведение веса критерия на оценку по поставщикам
1 2 3 1 2 3
Надежность поставщика 0,30 7 5 8 2,1 1,5 2,4
Цена 0,25 6 2 3 1,5 0,5 0,75
Качество 0,15 8 6 8 1,2 0,9 1,2
Условия платежа 0,15 4 7 2 0,6 1,05 0,3
Возможность внеплановых поставок 0,10 7 7 2 0,7 0,7 0,2
Финансовое состояние поставщика 0,05 4 3 7 0,2 0,15 0,35
Итого 1 6,3 4,8 5,2
Рейтинг 1 3 2

Нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Для каждого поставщика рассчитывают все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу, это — разновидность метода ранжирования критериев по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимости оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и ее анализа по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик. Состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода — в простоте, а недостаток — в игнорировании остальных критериев отбора.

Метод категории предпочтений, основанный на данных о поставщиках от подразделений предприятия.

ПРОВЕРКА БЛАГОНАДЕЖНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ

На этапе выбора поставщиков, как и любых других контрагентов, необходимо проверить их юридический статус, финансовое положение и деловую репутацию. Проблемные контрагенты зачастую могут стать причиной не только потерь в бизнесе, но и привлечь к организации пристальное внимание налоговых органов.

В РФ сформированы многочисленные источники деловой информации, которые позволяют проверить контрагента и его руководителя на предмет добросовестности: http://egrul.nalog.ru, http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr и другие.

 

 

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333