Открыть меню

Методы выбора поставщиков

Одна из проблем при применении системы оценки поставщиков состоит в том, что она строится на сравнении и интеграции неоднородных показателей. Другими словами, рассматривается многокритериальная задача, наибольшее распространение среди методов решения которой в настоящее время получили методы рейтинговых оценок, теории полезности, нечетких множеств, векторной стратификации и метод анализа иерархий.

МЕТОД РЕЙТИНГОВЫХ ОЦЕНОК

Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок и (или) других подразделений, возможно привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную бальную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый Ri рейтинг для конкретного i-го поставщика по формуле

Ri=Rij*aj

где i-индекс поставщика; j=1,2,…,J- индекс критерия; J- число критериев; Rij – оценка j-го критерия по i-му поставщику, баллов; аj — вес j-го критерия. Сумма весовых коэффициентов равна единице.

Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего поставщика. При одинаковых рейтинговых оценках для двух и более поставщиков по основным критериям процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев.

Критерий выбора поставщикаВес критерияОценка критерия по десятибалльной шкале по поставщикамПроизведение веса критерия на оценку по поставщикам
123123
Надежность поставщика0,307582,11,52,4
Цена0,256231,50,50,75
Качество0,158681,20,91,2
Условия платежа0,154720,61,050,3
Возможность внеплановых поставок0,107720,70,70,2
Финансовое состояние поставщика0,054370,20,150,35
Итого16,34,85,2
Рейтинг132

Нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Для каждого поставщика рассчитывают все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу, это — разновидность метода ранжирования критериев по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимости оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и ее анализа по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик. Состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода — в простоте, а недостаток — в игнорировании остальных критериев отбора.

Метод категории предпочтений, основанный на данных о поставщиках от подразделений предприятия.

ПРОВЕРКА БЛАГОНАДЕЖНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ

На этапе выбора поставщиков, как и любых других контрагентов, необходимо проверить их юридический статус, финансовое положение и деловую репутацию. Проблемные контрагенты зачастую могут стать причиной не только потерь в бизнесе, но и привлечь к организации пристальное внимание налоговых органов.

В РФ сформированы многочисленные источники деловой информации, которые позволяют проверить контрагента и его руководителя на предмет добросовестности: http://egrul.nalog.ru, http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr и другие.

 

 

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333