Открыть меню

Классификация грузов

Грузы можно классифицировать по отраслевому признаку, но для транспортировки важнее физические свойства грузов. Знание физических свойств груза необходимо для выбора способа транспортировки, вида транспорта, тары и упаковки, определения возможностей погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть в различных агрегатных состояниях, различной формы, размера и плотности. К транспортировке могут быть предоставлены различные объемы грузов.

Массовые грузы принимаются к перевозке по объему или массе. Это грузы, предоставляемые к транспортировке, как правило, без упаковки. Они подразделяются на наливные, насыпные или навалочные. Например, нефть, уголь, руда и т.д.

Генеральные грузы принимаются к транспортировке по количеству грузовых мест в упаковке или специальной таре. Генеральные грузы можно разделить на:

  • тарно-штучные, являющиеся самостоятельными грузовыми единицами в виде ящиков, коробок, рулонов, бочек, транспортных пакетов и т.д. С возникновением интермодальных перевозок количество грузов, которые перевозятся как тарно-штучные, становится все меньше. Для организаций, задействованных в транспортном процессе, грузовой единицей становятся контейнеры, контрейлеры и съемные кузова. Также к тарно­-штучным грузам применяются различные способы укрупнения грузовых единиц, например, пакетирование с использованием плоского поддона;
  • грузы, транспортируемые в интермодальных транспортных единицах. В данном случае сами интермодальные транспортные единицы являются для оператора транспортно­-логистических услуг грузовыми единицами готовыми к транспортировке;
  • необалк — грузы, предоставляемые к перевозке как целостная транспортная единица, не требующая последующего укрупнения в большую грузовую единицу, например, ящики с бананами, автомобили и т.д.

Так как все транспортные средства имеют ограничения по возможному перевозимому объему и грузоподъемности, то необходимо разделить грузы по данному признаку.

Различают грузы:

  • весовые, если при полном использовании возможностей грузоподъемности транспортного средства остается недоиспользованным его объем;
  • объемные грузы, занимающие весь предоставляемый транспортной единицей объем, но при этом не до конца используется грузоподъемность;
  • особорежимные грузы, которые необходимо перевозить при определенной температуре или состоянии атмосферы, например, замороженные продукты, фрукты, овощи и т.п. Такие грузы часто называют скоропортящимися. Важным понятием при транспортировке грузов под температурным контролем является холодовая цепь — комплекс мероприятий, которые позволяют не нарушать температурный режим при транспортировке. Подход использования холодовой цепи нацелен на недопущение перегрева или переохлаждения в процессе всей транспортировки (погрузка, перевозка, разгрузка, перевалка).

Естественно, такая перевозка осуществляются в специальных транспортных единицах:

  • изотермические, не вырабатывающие самостоятельно холод, термосы, имеющие возможность подключения к внешним источникам холода;
  • ледники, имеющие запас элемента, вырабатывающего холод немеханическим способом, например, лед, сухой лед и т.д.;
  • рефрижераторы, вырабатывающие холод механическим способом.

Существуют понятия крупногабаритных и тяжеловесных грузов, для различных видов транспорта параметры отнесения к данным грузам различны. Это грузы, которые превышают стандартные ограничения транспортных средств по габаритам и массе. Транспортировка подобных грузов может быть относительно проста, например, если можно ограничиться разработкой специального крепления, в других случаях возможно создание специального проекта транспортировки.

Необходимо упомянуть и об опасных грузах. Всего существует 9 классов опасных грузов. Их описание, способы и особенности транспортировки описаны в «Оранжевой книге» ООН.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333