Открыть меню

Словарь логиста -В-

А Б ВВ Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ВАГОНО-КИЛОМЕТР (car-kilometer)

показатель, характеризующий расстояния, пройденные вагонами в составе грузовых и пассажирских поездов. Рассчитывается раздельно для грузовых и пассажирских вагонов по маршрутам машиниста локомотивов как произведение кол-ва вагонов, включенных в состав поезда, и пройденного поездом расстояния. ВАГОНО-КИЛОМЕТР характеризует объем работы вагонного парка, используется для исчисления качественных показателей: дин. нагрузки, среднесуточного пробега, коэффициент порожнего пробега и другое. ВАГОНО-КИЛОМЕТР отражает издержки железнодорожного транспорта, связанные с перевозкой грузов и пассажиров.


ВАГОНООБОРОТ (freight cars turnover)

сумма прибывших на станцию и отправленных со станции вагонов за отчетный период: местных, с которыми на данной станции производились грузовые операции, и транзитных — как проходящих, так и не проходящих переработку на станции. Единица измерения ВАГОНООБОРОТА — физический вагон. ВАГОНООБОРОТ определяется по данным натурных листов поездов, в которых дается пономерной перечень вагонов в поезде. ВАГОНООБОРОТ характеризует перерабатывающую способность станции. На основе ВАГОНООБОРОТА устанавливается классность ж.-д. станции, нормируются расходы, связанные с производством технологических операций с вагонами, определяется способ учета простоя вагонов (номерной и безномерной).


ВАГОНО-ЧАС (freight car-hour)

единица измерения общих затрат времени грузовых вагонов в рабочем и нерабочем парках. Определяется умножением среднесуточной величины парка вагонов на число суток в отчетном периоде и на 24 (число часов в сутках). Затраты времени вагонов на станциях под грузовыми и технологическими операциями (формирование и расформирование составов поездов) определяются на основе номерного или безномерного учета, а в поездах в движении на участках рассчитываются делением пробега вагонов грузового парка на участковую скорость движения поездов.


ВАРРАНТ (warrant)

специальное складское свидетельство, состоящее из двух частей (складского и залогового), и фактически являющееся перевозочным документом. Право владения складированным товаром может быть передано другому держателю ВАРРАНТА путем проставления на последнем передаточной надписи.


ВВОЗ В РЕГИОН (inbound freights of the region index)

количество грузов в целом и по родам, ввезенных каким-либо видом транспорта из других регионов. Определяется как сумма всех ввезенных грузов из других регионов или как разность между количеством всех ввезенных грузов и количеством грузов, ввезенных из своего района.


ВВОЗ-ВЫВОЗ ПРОДУКЦИИ (inbound and outbound freights of the region index)

кол-во продукции, произведенной на территории данного региона и вывезенной из него, а также продукции, поставленной в данный регион из других регионов.


ВЕДОМОСТЬ СВОДНАЯ ЗАГРУЗОЧНАЯ (loadsheet)

основной полетный документ, служащий для подсчета загрузки самолета коммерческой и составления телеграммы о загрузке рейса. СВОДНАЯ ЗАГРУЗОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ содержит данные о массе грузов, багажа, пассажиров, почты; о разбивке коммерческой загрузки по пунктам назначения, классам обслуживания; о багажно-грузовых отсеках, куда помещены грузы и багаж, и т. д.


ВЕЛИЧИНА ОЧЕРЕДИ (queue size)

число обслуживаемых и ожидающих требований в теории массового обслуживания системе. Характеристики ВЕЛИЧИНЫ ОЧЕРЕДИ наряду с характеристиками времени ожидания игр играют основную роль в оценке качества систем с ожиданием. Для стационарного распределения ВЕЛИЧИНЫ ОЧЕРЕДИ существует формула в случае многолинейной системы с рекуррентным входящим потоком и экспоненциальным распределением времени обслуживания.


ВЕС (МАССА) НА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ (said to weight)

оговорка, вносимая судовладельцем в коносамент в случаях, когда нет возможности проверить массу погруженного на судно груза либо когда у судовладельца имеются основания полагать, что масса принятого груза определена неточно. В последнем случае капитан судна, кроме внесения в коносамент указанной оговорки, должен также заявить грузоотправителю письменный протест.


ВЗНОС АВАРИЙНЫЙ (general average contribution)

денежная сумма, истребуемая судовладельцем либо от его имени диспашером у владельца груза в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах. О требовании судовладельца внести АВАРИЙНЫЙ ВЗНОС грузополучатель немедленно информирует страховщика. В международной практике АВАРИЙНЫЙ ВЗНОС может носить название депозита.


ВИДЕОТЕКС (videotex)

система доступа к автоматизированным базам данных на основе использования телефонных каналов, бытовых телевизионных приемников и клавиатуры. Эти устройства в сочетании позволяют создавать локальные терминалы, или абонентские пункты, имеющие доступ к коммерческим автоматизированным базам данных как по физическим каналам связи, так и посредством искусственных спутников земли. Системы этого типа широко распространены в Великобритании, Франции, США и других странах. С их помощью пользователь может оперативно получать на экране терминала различные справки, например, расписание движения различных видов транспорта общего пользования, о тарифах, о ценах на различные товары и другое.


ВИДЫ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ НОВЫЕ (new raw materials)

впервые применяемые природные, искусственные, а также природные с искусственно измененными свойствами сырье и материалы, удовлетворяющие новые потребности производства. Экономический эффект применения НОВЫХ ВИДОВ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ отражается через следующие показатели: количество дефицитных материалов, высвобожденных в данном производстве в результате их замены; денежная экономия, полученная в результате замены; коэффициент эффективности замены (относительный показатель, показывающий, во сколько раз применение НОВЫХ ВИДОВ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ выгоднее, чем традиционных). Второй из названных показателей может быть, как положительным, так и отрицательным. Повышение себестоимости продукции за счет применения НОВЫХ ВИДОВ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ обычно компенсируется повышением качества и ресурса продукции, т.е. экономический эффект реализуется не у изготовителя, а у потребителя данной продукции.


ВМЕСТИМОСТЬ МОРСКОГО СУДНА РЕГИСТРОВАЯ (capacity of vessel)

объем всех помещений судна; измеряется регистровой тонной, равной 2,83 м3. Вместимость может быть валовой, или полной (брутто), подпалубной и чистой (нетто). Валовая (полная) ВМЕСТИМОСТЬ РЕГИСТРОВАЯ — объем, полученный в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок; подпалубная ВМЕСТИМОСТЬ РЕГИСТРОВАЯ — объем всех помещений до верхней палубы у однопалубных и двухпалубных судов или до второй палубы снизу у судов, имеющих более двух непрерывных палуб; чистая (нетто) ВМЕСТИМОСТЬ РЕГИСТРОВАЯ — объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна.


ВОЗМЕЩЕНИЕ СТРАХОВОЕ (insurance indemnity; amount of indemnity)

сумма, уплачиваемая страховщиком страхователю в покрытие убытков последнего, явившихся следствием предусмотренного договором страхового случая.


ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ПОСТАВОК СРЕДНЕЕ (average delay per delivery)

показатель, характеризующий превышение времени поставок товаров и поставок средств производства (в днях) по сравнению с нормативными (расчетными) интервалами поставок.


ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ПОСТАВОК СРЕДНЕЕ

определяется, как средняя арифметическая путем деления суммы длительностей превышений нормативных интервалов поставок на количество: D/n, где D — длительность превышения по 1-й поставке; n — кол-во поставок, по которым имелся факт отклонения. Данный показатель может применяться для оценки эффективности МТО, при выборе и оценивании поставщика, при определении эффективности логистической системы.


ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ (goods turnover time)

показатель товара-оборачиваемости, продолжительность периода (в днях), в течение которого товары находятся в сфере обращения (или в отдельном торговом предприятии). ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ определяется делением средних запасов товарных на однодневный товарооборот. Для торговой системы ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ следует рассчитывать по методу чистого оборота, исключая внутрисистемный товарооборот. ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ — показатель, обратный скорости товарооборота. Уменьшение ВРЕМЕНИ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ позволяет более эффективно использовать оборотные средства торговли, экономит издержки обращения.


ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЖИДАНИЯ (waiting time; queuing time)

время от момента возникновения требования в системе массового обслуживания до момента начала обслуживания этого требования. Представляет собой случайную величину, распределение вероятностей которой зависит от номера требования. В приоритетных системах массового обслуживания играет важную роль распределение ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ требований каждого приоритетного типа в отдельности от момента возникновения требования в системе массового обслуживания до момента начала обслуживания этого требования. Представляет собой случайную величину, распределение вероятностей которой зависит от номера требования. В приоритетных системах массового обслуживания играет важную роль распределение ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ требований каждого приоритетного типа в отдельности.


ВРЕМЯ ОЧЕРЕДИ (turn time)

время ожидания постановки к причалу с момента прибытия судна до момента получения указания следовать к нему. В тех случаях, когда чартер содержит условие «в порядке очереди» (in regular turn), ВРЕМЯ ОЧЕРЕДИ не засчитывается в сталийное время. Если же в чартере указано «без очереди» (free of turn), то счет сталийного времени начинается с момента прибытия судна и подачи нотиса о готовности судна к погрузке, выгрузке. Если к моменту получения указания о постановке к причалу судно окажется не готовым к осуществлению грузовых операций, оно теряет очередь. Фрахтователь обычно за это не отвечает.


ВРЕМЯ СТАЛИЙНОЕ (daytime)

установленное договором морской перевозки время на производство фрахтователем погрузочно-разгрузочных работ. СТАЛИЙНОЕ ВРЕМЯ устанавливается обычно в виде определенного числа дней или часов либо в виде нормы погрузки-выгрузки, т.е. определенного кол-ва тонн груза, которое фрахтователь обязуется грузить или выгружать в рабочий погожий день. Иногда в чартерах вместо конкретного СТАЛИЙНОЕ ВРЕМЯ оговаривается, что грузоотправители обязаны подавать груз, а грузополучатели принимать его так быстро, как судно может получать или сдавать груз. В некоторые чартеры включается условие, в соответствии с которым продолжительность СТАЛИЙНОЕ ВРЕМЯ определяется обычаями порта. Началом исчисления СТАЛИЙНОГО ВРЕМЕНИ является момент готовности судна к погрузке, выгрузке и вручения фрахтователю (или его агенту) нотиса о готовности. При задержке судна под грузовыми операциями сверх обусловленного СТАЛИЙНОГО ВРЕМЕНИ судовладелец вправе взыскать с фрахтователя демередж. При досрочном окончании грузовых операций фрахтователь вправе получить диспач, если это предусмотрено в чартере. В зависимости от условий договора СТАЛИЙНОЕ ВРЕМЯ может исчисляться раздельно по портам погрузки и выгрузки либо суммарно.


ВСЕГДА НА ПЛАВУ (always afloat)

условие чартера, в соответствии с которым фрахтователь обязан предоставить судну такое место для погрузки (выгрузки), где оно могло бы стоять, всегда имея под килем достаточный запас воды. Нарушение этого условия влечет ответственность фрахтователя за причиненный судну ущерб, если он возник в результате касания судном грунта. В некоторых приливных портах с мягким грунтом допускается посадка мелких судов на грунт во время отлива. При фрахтовании судов на такие порты в чартерах применяется оговорка «не всегда на плаву, но безопасно на грунте» (not always afloat, but safe aground), которая также влечет ответственность фрахтователя за повреждения судна при его посадке на фунт.


ВЫБОРКА ПРОДУКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕМ (the EX WORKS passing of property from vendor to customer)

получение покупателем (получателем) продукции, предусмотренной договором (заказом, принятым к исполнению нарядом), непосредственно на складе предприятия-изготовителя (поставщика) и поставка ее на свой склад собственным или привлеченным транспортом (самовывоз). Порядок и сроки проведения выборки устанавливаются договором.


ВЫБРАСЫВАНИЕ ГРУЗА ЗА БОРТ (jettison)

выбрасывание части груза, произведенное намеренно с целью спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Практика ВЫБРАСЫВАНИЯ ГРУЗА ЗА БОРТ известна с древнейших времен. Сведения о ней имеются в Библии (Книга прока Ионы 1, 5; Деяния апостолов 27, 18).


ВЫВОЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (index of outbound freights and passenger traffic of the railroad)

перевозки грузов и пассажиров, при которых станции отправления находятся на одной железной дороге, а станции назначения — на другой. Вывоз грузов учитывается по моменту их прибытия в пункты назначения в тоннах и тонно-километрах, а вывоз пассажиров — по моменту отправления и измеряется числом пассажиров и пассажиро-километров.


ВЫВОЗ ИЗ РЕГИОНА (index of outbound freights of the region)

количество грузов (в целом и по родам), отправленных транспортом за пределы региона.


ВЫГРУЗКА ГРЕЙФЕРНАЯ (grab discharge)

условие в чартере при перевозке навалочных грузов, запрещающее укладку груза в тех местах грузовых помещений судна, которые недоступны для выгрузки грейферами.


ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ (relation of deliveries to requested dates and quantities)

относительный показатель, характеризующий степень выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции в установленные договорами сроки по номенклатуре и ассортименту продукции. В годы командной экономики являлся одним из важнейших показателей поставок средств производства и рассчитывался как отношение планового (за период с начала года) объема продукции за вычетом стоимости продукции, недопоставленной в отчетном периоде против договоров, к плановому (на период с начала года) объему реализации продукции. Стоимость недопоставленной продукции определялась по конкретным номенклатуре и ассортименту, предусмотренным договорами на этот период, без учета перевыполнения плана поставки и др. видам продукции.


ВЫРАВНИВАНИЕ, СГЛАЖИВАНИЕ (smoothing)

метод исследования рядов статистических данных о социально-экономических явлениях. Заключается в нахождении расчетных (теоретических выровненных) значений их показателей (уровней) и замене ими фактических с целью выявления закономерностей развития процессов, отображаемых этими рядами. ВЫРАВНИВАНИЕ применяется обычно в тех случаях, когда в изменениях фактических статистических данных ряда не наблюдается никакой (или почти никакой) последовательности и закономерности, тенденции развития неясны. Применяется много способов ВЫРАВНИВАНИЯ в зависимости от характера изменения данных в ряду. Например, метод скользящих средних, выравнивание аналитическое по определенной функции — линейной, параболической, гиперболической и другие.

А Б ВВ Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333