Открыть меню

Словарь логиста -С-

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ (self-financing)

система хозяйствования, при которой все затраты на осуществление простого и расширенного воспроизводства предприятий обеспечивается из собственных источников. В условиях САМОФИНАНСИРОВАНИЯ затраты на производственное и непроизводственное строительство, оплату труда и другие потребности покрываются за счет заработанных предприятием средств. Техническое перевооружение, реконструкция и расширение действующих предприятий финансируются за счет фонда развития производства, науки и техники, мобилизации внутренних ресурсов. При недостаточности этих средств предприятия пользуются долгосрочным кредитом, погашаемым также за счет средств этого фонда.


САНКЦИИ (sanctions)

меры имущественного воздействия, призванные обеспечить надлежащее выполнение договорных обязательств. Основные виды САНКЦИЙ — возмещение убытков, уплата неустойки (в форме штрафа или пени). Применяются и оперативные САНКЦИИ (отказ от акцепта платежного требования, задержка выдачи груза перевозчиком до полной уплаты причитающихся ему провозных платежей и т. д.). Круг и условия применения оперативных САНКЦИЙ могут быть оговорены в договоре поставки, договоре морской перевозки и т.п.


СБОР УРАВНИТЕЛЬНЫЙ (equalisation charge)

сбор, взимаемый с тонны погруженного или выгруженного груза в целях создания специального уравнительного фонда, средства которого расходуются на оплату диспача, причитающегося соответствующим лицам.


СБОРЫ ТАМОЖЕННЫЕ (customs fees)

различные сборы, взимаемые таможней помимо таможенных пошлин. К ним, в частности, относятся марочный, лицензионный, бандерольный и другие сборы.


СВЕРХУРОЧНЫЕ (overtime)

1) работы сверх установленной продолжительности рабочего времени; допускаются в исключительных случаях (выполнение аварийного ремонта, ликвидация последствий простоя производства, оформление перевозочных документов и др.). Предельное кол-во часов СВЕРХУРОЧНЫХ определяется действующим законодательством; 2) в морском праве — сверхурочное время производства погрузочно-разгрузочных работ на судне. Как правило, в чартерах обусловливается оплата СВЕРХУРОЧНЫХ стороной, их заказавшей. Однако во всех случаях судовладелец предоставляет бесплатно все необходимые судовые средства и лебедчиков. Фрахтователи обычно заказывают СВЕРХУРОЧНЫЕ в тех случаях, когда они не укладываются в сталийное время и им угрожает демередж, либо желая получить предусмотренный чартером диспач. Судовладельцы чаще всего заказывают СВЕРХУРОЧНЫЕ в тех случаях, когда окончание погрузки или выгрузки судна совпадает с субботними или предпраздничными днями. Применение СВЕРХУРОЧНЫХ часто связано также с необходимостью воспользоваться полной водой, отправить судно в рейс по расписанию, избежать его вмерзания в лед и т. п. В некоторых портах является обязательной обработка судов в сверхурочное время по требованию портовой администрации. При этом невыполнение такого требования влечет за собой определенные санкции. Расходы на СВЕРХУРОЧНЫЕ в этом случае обычно делятся поровну между судовладельцем и фрахтователем.


СВОБОДНО В ВАГОНЕ (НА ПЛАТФОРМЕ), ФОР, ФОТ (FOR/FOT-free on rail/truck)

базисные условия поставки, согласно которым доставка товара продавцом к месту погрузки на ж.-д. транспорт производится за свой счет. Риски страховые переходят на покупателя после погрузки товара в вагон или на платформу. Покупатель оплачивает перевозку.


СВОЙСТВА ТОВАРА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ (ecological properties of goods)

свойства товара, заключающиеся в его воздействии на окружающую среду в процессе транспортирования, хранения, потребления производственного или непроизводственного. В ряде случаев к ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ ТОВАРА относят также степень утилизации товара, после того как он утратил свои потребительские свойства в результате физического или морального износа и степень воздействия неутилизируемой части отходов на окружающую среду. Согласно законодательству ряда стран, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРА подлежат обязательной сертификации. В настоящее время изучается вопрос создания общеевропейской системы сертификации ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТОВАРА и разработки единой эко-маркировки. Эко-маркировка уже используется в ряде стран мира и может обозначать безвредность для окружающей среды товара в целом; возможность использования самого изделия и его частей или его упаковки в качестве отходов потребления (знак рециклирования и т.д.); конкретную опасность, которую товар представляет для окружающей среды или человека («огнеопасно»; «взрывоопасно» и т.д.). В рамках ИСО создана рабочая группа по эко-маркировке, и в будущем, по всей вероятности, эко-маркировка станет столь же привычным элементом упаковки, как и штриховые коды.


СВЯЗЬ ОБРАТНАЯ (feedbackv)

вид связей в системе, при котором воздействие выходной величины некоторой системы на вход этой же системы, или в более широком смысле — воздействие результатов функционирования некоторой системы на характер этого функционирования. Принцип ОБРАТНОЙ СВЯЗИ используется в самых различных системах управления, в которых отклонения системы от определенного состояния служат для формирования управляющих воздействий. Если действие ОБРАТНОЙ СВЯЗИ направлено на уменьшение отклонения системы от первоначального состояния, то она называется отрицательной (коэффициент обратной связи при этом меньше нуля), в противном случае говорят о положительной ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. В зависимости от характера связи различают непрерывную и дискретную, статичную (жесткую) и динамичную (гибкую), а также линейную и нелинейную ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ. В системах автомат, управления часто используют дополнительную ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ для стабилизации систем или улучшения переходных процессов в них (так называемые корректирующие обратные связи). Понятие обратной связи широко используется в логистических системах.


СВЯЗЬ РЕКУРСИВНАЯ (recursive link)

вид связей в системе, при котором ясно, какое явление является причиной и какое следствием, какая величина является аргументом и какая функцией. СВЯЗЬ РЕКУРСИВНАЯ существует, например, между сокращением длительности логистического цикла и повышением эффективности логистической системы.


СДАЧА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (finished goods transfer from workshop to warehouse)

процесс передачи произведенной продукции из производства на склад готовой продукции; оформляется актами приема-сдачи, в которых указываются наименование и шифр изделий, единицу их измерения, количество и др. Наряду с разовыми актами применяются также накопительные ведомости, которые выписываются на каждое наименование продукции. В накопительной ведомости отражаются все операции по сдаче продукции за месяц. Это облегчает контроль за выпуском изделий, сокращает кол-во первичных документов.


СДЕЛКА БАРТЕРНАЯ (barter)

разновидность встречной торговли; обменивается определенное кол-во продукции на эквивалентное по стоимости кол-ва др. продукции без использования механизма валютно-финансовых отношений. В международной торговле удельный вес БАРТЕРНОЙ СДЕЛКИ относительно невелик, однако во внешней и внутренней торговле ряда развивающихся стран БАРТЕРНЫЕ СДЕЛКИ играют заметную роль. В целях совершенствования правовых основ внешнеторговых БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК Президент РФ 18 августа 1996 г. подписал Указ N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок». Указом предусмотрено, что с 1 ноября 1996 г. экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в рамках БАРТЕРНОЙ СДЕЛКИ может быть осуществлен только после оформления паспорта БАРТЕРНОЙ СДЕЛКИ. Паспорт БАРТЕРНОЙ СДЕЛКИ оформляется Министерством внешнеэкономических связей РФ либо уполномоченными им органами. Таможенное оформление товаров, перемещенных через таможенную границу РФ в счет исполнения БАРТЕРНОЙ СДЕЛКИ, осуществляется при условии представления в таможенные органы РФ паспорта БАРТЕРНОЙ СДЕЛКИ.


СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК (carrier cost)

выраженная в денежной форме величина расходов эксплуатационных транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте определяется как отношение величины эксплуатационных расходов транспортного предприятия к величине приведенной продукции. Показатель СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК определяют, как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 10 тонно-километров грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок — как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 10 пассажиро-километров пассажирооборота. На автомобильном транспорте СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК определяется для отдельных видов трансп. работы, за единицу которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, — 10 тонно-километров, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, — 10 автомобиле-часов, по пассажирским автобусным перевозкам — 10 пассажиро-километров. Себестоимость перекачки ед. продукции определяется: на нефтепроводном транспорте — 10 тонно-километров и 10 тонн перекачанного нефтегруза, на газопроводном — 10 тыс. м3 газа. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК может быть снижена за счет устранения перевозок грузов нерациональных, уменьшения коэффициента порожнего пробега подвижного состава, увеличения коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава, внедрения прогрессивных норм погрузки-выгрузки, механизации погрузочно-разгрузочных работ; повышения эффективности материальных ресурсов, внедрения прогрессивных норм расхода горюче-смазочных материалов и т.п.


СЕРТИФИКАТ АВАРИЙНЫЙ (average certificate)

документ, подтверждающий характер, размер и причины убытка. Составляется аварийным комиссаром. В АВАРИЙНОМ СЕРТИФИКАТЕ, в частности, указывается, где застрахован груз или иное имущество, вид транспортного средства, место разгрузки, род тары и т.д. На основании АВАРИЙНОГО СЕРТИФИКАТА страховщик принимает решение об удовлетворении или отклонении претензий страхователя.


СЕРТИФИКАТ ОТПРАВИТЕЛЯ ПО ОПАСНЫМ/РАДИОАКТИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ (Certification for Restricted Articles/Redioactive Materials)

документ, составляемый грузоотправителем и содержащий точное химическое название груза, количество, способ упаковки, условия перевозки и хранения (температура воспламенения, период полураспада и т.д.). Один из экземпляров СЕРТИФИКАТА ОТПРАВИТЕЛЯ ПО ОПАСНЫМ/РАДИОАКТИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ остается у перевозчика, другой следует с грузом в пункт назначения.


СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ (certificate of conformity)

выданный специально уполномоченным органом документ, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная готовая продукция или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.


СЕРТИФИКАЦИЯ (certification)

деятельность по установлению и подтверждению соответствия продукции (изделий народного потребления, продукции производственно-технического назначения и т.д.) стандартам или иным нормативным актам. Согласно законодательству ряда стран, обязательной СЕРТИФИКАЦИИ подлежат экологические свойства товара и его безопасность для человека. Добровольная СЕРТИФИКАЦИЯ направлена в первую очередь на повышение конкурентоспособности товара, особенно во внешней торговле. В ряде стран созданы специальные органы, проводящие сертификационные испытания и уполномоченные выдавать сертификаты соответствия. Большое значение имеет СЕРТИФИКАЦИЯ и в деятельности товарных бирж: при совершении фьючерсных сделок на ряде крупнейших бирж мира предусмотрено обязательное наличие сертификата соответствия. В ряде стран (ФРГ, Финляндия и др.) сертификации подлежат также и услуги. В России с 1993 г. Госстандарт РФ вводит в действие Правила сертификации продукции с использованием заявления-декларации изготовителя на основе Системы ГОСТ Р и систем сертификации однородной продукции (автомототехника, электрооборудование и т.д.)


СИЛО-РЕЙС (power-trip)

законченный цикл работы самоходного судна от пункта отправления до пункта назначения с учетом мощности этого судна в лошадиных силах. Рассчитывается как произведение мощности судна на кол-во совершенных им рейсов.


СИЛО-СУТКИ (power-day)

единица измерения времени пребывания самоходного судна в том или ином состоянии (в работе, простое) или в том или ином виде использования (с грузом, порожняком), выраженное с учетом мощности его главного двигателя. Используется также показатель «эффективная мощность», т.е. отнесенная к единице времени полезная механическая работа, отдаваемая двигателем его валу.


СИНЕРГИЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ (logistical synergy; purchasing synergy)

эффект взаимного усиления связей одной логистической системы с другими, при котором общий эффект одновременного действия каких-либо факторов превышает арифметическую сумму эффектов этих факторов при их действии в отдельности. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИНЕРГИЯ может быть положительной или отрицательной. Положительная ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИНЕРГИЯ возможна, например, в случае выполнения всеми поставщиками своих обязательств по поставкам перед головной фирмой; выражается в повышении равномерности выпуска продукции, ритмичности (равномерности) поставок, улучшения технологической дисциплины и в конечном итоге в повышении качества продукции. Отрицательная ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИНЕРГИЯ возникает в случае одновременного невыполнения двумя и более поставщиками основными своих обязательств. В таких случаях потери от дефицита, которые несет головная фирма, являются, как правило, весьма значительными. Вероятность возникновения отрицательной ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИНЕРГИИ относительно невелика у фирм с высоким уровнем вертикальной интеграции, сохраняющих контроль или владеющих предприятиями, поставляющими им комплектующие изделия, сырье и т. д. По этой причине ряд фирм стремится создавать так называемы синергический портфель (synergy portfolio), т. е. группу предприятий, подчиненных им и связанных логистической цепью. Примером синергического портфеля может быть торговое предприятие, владеющее складами общего пользования, осуществляющее транспортно-экспедиционное обслуживание, оказывающее пакет услуг по выбору и оцениванию поставщика, по подготовке продукции к потреблению производственному; транспортная фирма, осуществляющая мультимодальные перевозки и т.п. Противоположностью синергического портфеля является конгломеративная диверсификация.


СИСТЕМА КАЛС (Computer-aided Acquisition & logistic Support; CALS)

автоматизированная система контроля и управления научными исследованиями и разработками в области создания военной техники, организации ее производства, технического обслуживания, обеспечения запасными частями. Разрабатывается под эгидой Министерства обороны США с 1985 г., внедряется поэтапно с 1988-1989 гг. Полностью внедрение системы КАЛС завершится в середине 90-х гг. В системе КАЛС предусмотрен комплекс стандартов автоматизированного обмена данными между заказчиком, размещающим правительственный заказ на разработку и производство военной техники, поставщиками комплектующих изделий и сырья, а также ведомствами, изготавливающими и эксплуатирующими военную технику. Общим для этих стандартов является принцип однократного ввода информации и многократного ее использования, безбумажных технологий передачи информации между локальными интегрированными базами данных. Предусмотрено взаимодействие системы КАЛС с гибкими производственными системами фирм-изготовителей, системами автоматизированного проектирования фирм-разработчиков, профилактик оптимизацией и др. В разработке и внедрении системы КАЛС принимает участие также Министерство торговли США, в системе которого создан информационный центр по проблемам КАЛС и конкурсного проектирования (CALS/CE Information Center). Внедрение КАЛС позволит сократить сроки разработки военной техники и освоение ее производства, уменьшить логистические циклы, повысить качество военной техники.


СИСТЕМА КАССОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ (point-of-sale system)

система обработки данных, в которой устройствами ввода данных в вычислительную систему являются специализированные устройства, воспринимающие информацию с кредитных карточек, со штриховых кодов. В СИСТЕМЕ КАССОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ обработка первичной информации осуществляется процессором кассового терминала; результаты первичной обработки передаются в центральную ЭВМ, где они подвергаются дальнейшей обработке и используются для корректировки файлов запасов, учета движения товаров, кредитных операций. В некоторых СИСТЕМАХ КАССОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ предусмотрена проверка кредитоспособности клиента.


СИСТЕМА КОНТРАКТНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ (federal purchasing system)

система размещения заказов и контроля поставок товаров и средств производства для государственных нужд, создаваемая в России с конца 1992 г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА основана на экономических методах управления, призвана заменить систему размещения государственных заказов, существовавшую в рамках централизованной системы материально-технического обеспечения, возглавлявшийся Госснабом СССР (до 1 июля 1991 г.), затем Министерством материальных ресурсов СССР и Министерством торговли и материальных ресурсов Российской Федерации (до 1 октября 1992 г.). В рамках ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ предусмотрено производить государственные закупки по рыночным ценам, при этом объемы закупок не подлежат утверждению, распределению и доведению до поставщиков и потребителей (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством). Государственные закупки производятся на основе конкурса поставщиков; при этом в качестве подрядчиков могут выступать как товаропроизводители, так и посредники. В рамках ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ учреждены акционерные общества «Росконтракт» и «Росхлебопродукт», являющиеся правопреемниками Минторгресурсов Российской Федерации и обеспечивающие гос. закупки товаров общепромышленного применения и народного потребления, зерна, хлебопродуктов. Основным источником финансирования этих акционерных обществ являются отчисления от стоимости контрактов и доходы от посреднических операций. К задачам этих об-в отнесены также формирование резервов материальных Правительства России, оказание услуг населению и другое, выбор и оценивание поставщиков, в том числе путем проведения аукционов, ярмарок, предоставление поставщикам гарантий по оплате товаров и т.д. Предусмотрено преобразование ряда оптово-посреднических фирм, производственных и других предприятий в государственные акционерные общества.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (Global Positioning System, GPS)

автоматизированная глобальная спутниковая система, разработанная в США и предназначенная для определения широты и долготы точки местонахождения трансп. средства (судна, самолета, грузового автомобиля и др.), а также для управления перемещениями войск. В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ используются искусственные спутники Земли (три из которых являются резервными), оснащенные атомными часами. Каждый спутник непрерывно передает в эфир сигналы времени и координаты своего местонахождения. Транспортное средство должно быть оснащено специальным приемным устройством, имеющим индикатор. Приемное устройство принимает сигналы с трех спутников одновременно, обрабатывает их и выводит координаты точки местонахождения на индикатор (погрешность СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ составляет 3-15 м). Общая стоимость СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ составила около 10 млрд. долл.


СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ МНОГОКАНАЛЬНАЯ, РЕЗЕРВИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (multiple sourcing system)

логистическая система, в которой размещение потребителем заказов на поставку однотипного комплектующего изделия, сырья одного наименования и т.п. производится у нескольких поставщиков одновременно или поочередно. Возможен случай, когда один из этих поставщиков рассматривается как поставщик основной, другие — как поставщики-дублеры. Теоретически, МНОГОКАНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА повышает надежность снабжения, однако доля транспортно-заготовительных расходов в логистических издержках в этой системе выше, чем в логистической системе одноканальной.


СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОДНОКАНАЛЬНАЯ, НЕРЕЗЕРВИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (single sourcing system)

логистическая система, в которой размещение заказа на поставку продукции определенного вида производится у одного поставщика (без страхования поставок у поставщика-дублера). Теоретически, ОДНОКАНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА обеспечивает более низкую надежность снабжения по сравнению с логистической системой многоканальной. Однако в реальных ОДНОКАНАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (например, в системе Канбан) случаи простоев производства из-за недопоставок или поставок просроченных имеют место достаточно редко.


СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ С ПРЯМЫМИ СВЯЗЯМИ (direct logistical system)

логистическая система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.


СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ГИБКАЯ (flexible logistical system)

логистическая система, в которой доведение материального потока до потребителя может осуществляться как по прямым связям, пак и с участием посредников. Примером ГИБКОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ является система снабжения запасными частями, в которой отгрузка деталей редкого спроса производится обычно с центрального склада непосредственно в адрес потребителя, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спроса — со склада дилера или дистрибьютора.


СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЭШЕЛОНИРОВАННАЯ, МНОГОКАСКАДНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, МНОГОУРОВНЕВАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (echelon logistical system)

логистическая система, в которой материальный поток на пути от производителя до потребителя проходит по крайней мере через одного посредника.


СИСТЕМА МАРШРУТОСЛЕЖЕНИЯ РОБОКАРОВ ОПТИЧЕСКАЯ (optical AGV guidance system)

система задания маршрута робокара, основанная на эффекте отражения светового сигнала. Маршрут прокладывается в виде полосы на поверхности пола (используется светоотражающая лента или флюоресцирующая краска). Светоотражающая полоса освещается источником света, расположенным на робокаре. Отраженный от полосы свет воспринимается расположенными на робокаре чувствительными элементами, посылающими сигнал управления к сервоприводам ходовой части. Светоотражающая полоса освещается источником света, расположенным на робокаре, который отличается от источников света для освещения производственных помещений по частоте или цветности. Свет, отраженный от полосы, воспринимается расположенными на робокаре фотосопротивлениями или фотодатчиками, посылающими сигналы управления через усилители и преобразовательное устройство к сервоприводам ходовой части. Сопротивление и ток изменяются в зависимости от величины освещенности датчиков, т.е. в зависимости от отклонения робокара от трассы движения. Робокары следуют тем командам движения и остановки, которые нанесены на трассе движения. Остановки осуществляются путем прерывания светлой полосы, пуск — вручную или с помощью дистанционного управления. Оптические направляющие полосы можно прокладывать быстро и с малыми затратами, они не потребляют электроэнергии. Оптическая система слежения отличается высокой гибкостью, т.к. изменение трассы движения не представляет труда. Однако полосы недостаточно надежны и долговечны: попадающие на них грязь, масло и другие вещества могут вызвать сбои в работе системы.


СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ КОМПЛЕКСНАЯ (Total Productive Maintenance, TPM)

система, обеспечивающая оптимальное сочетание эффективного использования производственных мощностей и расходов на поддержание их в исправном состоянии за счет сокращения поломок и простоев (в том числе на переналадку), а также повышения производительности и совершенствования оборудования. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ охватывает не только техническое обслуживание производственных мощностей в процессе эксплуатации, но и их конструирование и изготовление. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ предусматривает активное участие в процессе улучшения использования оборудования работников всех уровней самых различных служб предприятия. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ, теоретические основы которой разработаны в США, впервые была внедрена в Японии, где создана Ассоциация предприятий, использующих КОМПЛЕКСНУЮ СИСТЕМУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ. По данным этой Ассоциации, использование КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ позволяет сократить брак заготовок и готовой продукции в 3-10 раз. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ широко применяется в рамках системы всестороннего управления качеством.


СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИБКАЯ, ГПС (Flexible Manufacturing System, FMS)

совокупность в разных сочетаниях оборудования с числовым программным управлением, роботизированных технологических комплексов, гибких производственных модулей, отдельных единиц технологического оборудования, систем обеспечения функционирования ГПС в автомат, режиме в течение заданного интервала времени. ГПС обладает свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах значений их характеристик. ГПС позволяют практически полностью исключить ручной труд на погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, осуществить переход к малолюдной, а в перспективе — и к безлюдной технологии.


СИСТЕМА С ДВУМЯ ФИКСИРОВАННЫМИ УРОВНЯМИ ЗАПАСОВ БЕЗ ПОСТОЯННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТИ ЗАКАЗА (order point, order-up-to level system; (s, S)system; optional replenishment system; min-max system)

система контроля за состоянием запасов, в которой уровень запаса регулируется как сверху, так и снизу. Кроме максимального верхнего уровня запаса, устанавливается и нижний уровень, определяемый точкой заказа. Однако если запас снижается до точки заказа до истечения установленного периода между заказами, то возможно размещение внеочередного заказа. В остальных случаях рассматриваемая система функционирует как система с фиксированной периодичностью заказа. Если период между заказами не фиксируется, то данная система может рассматриваться как частный случай системы с двумя фиксированными уровнями запасов без постоянной периодичности заказа.


СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАКАЗА (fixed-order-interval system; fixed cycle system; replenishment level system; periodic review, order-up-to-level system)

система контроля за состоянием запасов, в которой период между заказами является постоянной величиной (декада, месяц и т.д.). В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из этого определяется размер партии поставки. В процессе функционирования этой системы запас пополняется каждый раз до уровня, не превышающего максимальный запас, но с помощью различных партий поставок, размер которых зависит от степени расходования запаса в предшествующем периоде. Рассматриваемая система наиболее эффективна, когда имеется возможность варьировать размер партии поставки, а транспортно-заготовительные расходы относительно невелики.


СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННЫМ РАЗМЕРОМ ЗАКАЗА (order quantity system; two-bin system; order point-order quantity system; (s, Q) system)

система контроля за состоянием запасов, в которой размер заказа на пополнение запаса является постоянной величиной, а заказ на поставку продукции размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. В процессе функционирования данной системы запас пополняется на одну и ту же величину (практически равную партии поставки или оптимальной партии поставки), но интервалы поставки могут быть различными в зависимости от расходования запаса. Рассматриваемая система часто называется «двухбункерной» (two-bin system), т. к. запас хранится как бы в двух бункерах: в первом — для удовлетворения спроса в течение периода от даты поставки до даты заказа, во втором — в течение периода от даты заказа до даты поставки. СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННЫМ РАЗМЕРОМ ЗАКАЗА предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа.


СИСТЕМА СКЛАДСКОЙ ГРУЗОПЕРЕРАБОТКИ ГИБКАЯ, ГССГ (Flexible materials handling system)

совокупность в разных сочетаниях гибких складских и гибких производственных модулей, роботизированной внутрискладской транспортной сети, систем обеспечения их функционирования в автомат, или полуавтомат, режиме в течение заданного интервала времени. ГИБКАЯ СИСТЕМА СКЛАДСКОЙ ГРУЗОПЕРЕРАБОТКИ предназначена для автоматизации технологических процессов на складах, рассматриваемых как организационное и функциональное целое, т.е. прежде всего на складах снабженческо-сбытовых и торговых организаций, не связанных непосредственно с процессом производства продукции. ГИБКАЯ СИСТЕМА СКЛАДСКОЙ ГРУЗОПЕРЕРАБОТКИ обеспечивает местных потребителей продукцией в нетранзитных количествах и обладает свойством адаптации к изменяющимся параметрам перерабатываемой продукции в установленных пределах. ГИБКИЕ СИСТЕМЫ СКЛАДСКОЙ ГРУЗОПЕРЕРАБОТКИ дают максимальный эффект на складах с широкой и постоянно меняющейся номенклатурой перерабатываемой продукции (например, склады запасных частей), но их применение может быть экономически оправдано и на складах с узкой и относительно стабильной номенклатурой (например, склады бумажной продукции).


СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ АКТИВНАЯ (active supplies system)

способ доставки материалов со склада предприятия (объединения) подразделениям, при котором выдачу, погрузку и передачу материалов осуществляет отдел снабжения или склад. АКТИВНАЯ СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ предусматривает: установление лимитов и графиков доставки материалов; расчет потребности в погрузочно-разгрузочных и транспортных средствах, установление графиков их работы и рациональных маршрутов, расчет размеров партий доставки; контроль за использованием материалов; установление материальной ответственности за сохранность поставляемых грузов и передачу их материально ответственным лицам.


СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ (decentralized supplies system)

получение, погрузка и доставка материалов работниками цехов-потребителей. Для получения материала со склада отдела снабжения предварительно оформляется требование, в котором указывается подлежащее отпуску кол-во материалов. Такой способ получения материалов требует больших затрат времени и средств, чем при активной системе снабжения. Поэтому ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ целесообразна при получении материалов с небольшой потребностью, разового или случайного потребления производственного. Для сокращения затрат времени рекомендуется направлять требования в отдел снабжения заблаговременно или оформлять месячные лимитные карты, лимитные ведомости.


СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (economic system)

вероятностная динамическая система, охватывающая полностью или частично процессы производства, обмена, распределения, потребления производственного и непроизводственного. В качестве ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ может рассматриваться экономика отдельно взятой страны, региона, отдельного промышленного предприятия. В первом случае нередко используется термин «макроэкономическая система»; при этом внутренние связи и структура системы обычно игнорируются, а рассматриваются ее входы и выходы. В последнем случае принято говорить о микроэкономической системе.


СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИБКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ (FMS supporting systems)

совокупность взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих проектирование изделий, технологическую подготовку их производства, управление гибкой производственной системой при помощи ЭВМ и автомат, перемещение предметов труда и технологической оснастки. В состав СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИБКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ входят автоматизированная трансп.-складская система, автоматизированная система инструментального обеспечения (АСИО), система автоматизированного контроля (САК), автоматизированная система удаления отходов, автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП), автоматизированная система научных исследований (АСНИ), система автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП) и другие.


СИФ (СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ, ФРАХТ) (CIF — cost, insurance, freight)

базисные условия поставки, согласно которым продавец обязан зафрахтовать судно, доставить товар в порт и погрузить его на борт судна, застраховать товар от гибели или порчи на время перевозки и оплатить страховку.


СКЛАД БОНДОВЫЙ, ЗАЛОГОВЫЙ СКЛАД (bonded warehouse)

склад, на котором находятся принятые на ответственное хранение товары, облагаемые акцизными сборами и различными налогами. Местные власти, как правило, пользуются залоговым правом на хранящиеся товары в обеспечение причитающихся платежей.


СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ СРЕДНЯЯ (block speed; average speed)

среднее число км (миль), пройденное подвижным составом в единицу времени (час, сутки). Зависит от конструктивных характеристик транспортных средств, профиля пути, сопротивления движению и некоторых других факторов. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ. Различают техническую и эксплуатационную скорости. Техническая — расстояние, пройденное в среднем за 1 час времени в движении; определяется как отношение величины пробега автомобиля общего к величине времени автомобиля в движении; эксплуатационная — расстояние, пройденное в среднем за 1 час в наряде, определяется как отношение величины пробега автомобилей общего к величине пробега автомобилей в наряде. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВА. Различают техническую и участковую скорости. Техническая рассчитывается как отношение величины пробега линейного ко времени нахождения локомотивов на перегонах в локомотиво-часах; участковая — как отношение величины пробега линейного к затратам времени локомотивов в работе (времени нахождения локомотивов на перегонах и промежуточных станциях). СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ МОРСКОГО СУДНА. Для совокупности судов определяется на единицу грузоподъемности судов как отношение величины пройденного судами расстояния в тоннаже-милях к величине затрат времени судов в тоннаже-сутках. Различают эксплуатационную и валовую скорости. Эксплуатационная скорость определяется на единицу времени судов в ходу, валовая — на единицу времени в ходу, на маневрах и швартовке. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ РЕЧНОГО СУДНА. Для совокупности судов исчисляется на единицу грузоподъемности грузовых или мощности пассажирских, грузопассажирских и буксирных судов как отношение соответственно величины пробега судов в тоннаже километрах/сило-километрах к величине затрат времени судов в тоннаже-сутках/сило-сутках. Различают техническую и путевую скорости. Техническая рассчитывается на единицу времени чистого хода судна; путевая — на единицу времени нахождения несамоходного судна с грузом (время хода плюс время стоянок с грузом).


СЛУЖБА ДОСТАВКИ ПОСЫЛОК ОБЪЕДИНЕННАЯ (Ю.ПИ.С.) (United Parcel Service, UPS)

один из крупнейших в мире перевозчиков, предоставляющий пакет услуг по доставке различных грузов определенных линейных и объемно-массовых характеристик (посылок, мелких отправок и др.) и их консолидацию. Созданная в США в 1907 г. ОБЪЕДИНЕННАЯ СЛУЖБА ДОСТАВКИ ПОСЫЛОК первоначально доставляла товары в универсальные магазины, затем расширила сеть своих услуг, предоставляемых как физическим, так и юридическим лицам. Уже в 70-е гг. ОБЪЕДИНЕННАЯ СЛУЖБА ДОСТАВКИ ПОСЫЛОК смогла гарантировать доставку груза на расстояние до 250 км в течение суток. В отличие от почты фирма забирает груз из указанного грузоотправителем места и доставляет его указанному грузополучателю. В 90-е гг. ОБЪЕДИНЕННАЯ СЛУЖБА ДОСТАВКИ ПОСЫЛОК предоставляет пакет услуг по доставке грузов в 180 стран, оформлению перевозочных документов, выполнению таможенных формальностей и др. Для управления логистическими операциями фирма использует, в частности, автоматизированную систему слежения за доставкой грузов (Electronic Tracking System), автоматизированную систему передачи таможенной информации (Electronic Customs Pre-Alert System).


СЛУЧАЙ СТРАХОВОЙ (insurance event; loss)

предусмотренное договором страхования и реально произошедшее событие (напр., авария автомобиля). Ненаступивший СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ, вероятность наступления которого известна, называется риском страховым. Статистическая характеристика СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ — частность (отношение числа СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ к числу застрахованных объектов). Так как исход одного и того же (по виду) СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ может быть различным, то в статистике страхования принимается в расчет не только частность, но и величина потерь от СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ, находящие свое отражение в показателе убыточности страхования.


СНАБЖЕНИЕ БЕЗЛИМИТНОЕ (non-rationed distribution)

обеспечение потребителей продукцией производственно-технического назначения без ограничения количества в соответствии с потребностью в ней и финансовой возможностью потребителя. Осуществляется по прямым хозяйственным связям предприятий между собой, а также с органами материально-технического обеспечения. В годы экономики административно-командного типа термин «БЕЗЛИМИТНОЕ СНАБЖЕНИЕ» использовался как антоним термина «снабжение по лимитам и фондам«.


СНАБЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ (centralized and decentralized supplies)

формы материально-технического обеспечения предприятий-потребителей средствами производства (в командной экономике — по централизованному плану снабжения в счет выделенных лимитов (фондов) на отдельные виды продукции), в децентрализованном порядке — самозаготовки или приобретение средств производства по заказам потребителей в форме оптовой торговли.


СОГЛАШЕНИЯ ОБЩИЕ (global agreements)

соглашения с длительными сроками поставки, заключаются на безвалютной основе на фирменном уровне. Такие соглашения могут подписываться в форме общих протоколов, включающих списки взаимопоставляемых продукции и услуг. На основе общих протоколов заключаются отдельные контракты. ОБЩИЕ СОГЛАШЕНИЯ дают партнерам определенные преимущества. Во-первых, экспортеры получают возможность стабильного и, как правило, расширяющегося сбыта своей продукции на конкретном рынке. Во-вторых, вместо обязательства встречной закупки по каждой сделке в ОБЩИХ СОГЛАШЕНИЯХ определяются категории товаров для обмена, их общий объем или меновое соотношение по стоимости.


СОХРАННАЯ РАСПИСКА (warehouse receipt)

документ, выдаваемый банку хозяйственным органом в подтверждение принятия поступившего или оставленного на ответственное хранение груза или в случае отказа от акцепта и оплаты этого груза или оставления его до особого распоряжения на отгрузку. Выдается также в том случае, если в отношении хозяйственного органа банком применена санкция — запрещение распоряжения грузом до его оплаты. Хозяйственный орган берет на себя обязанность хранить груз, не допуская его расходования на собственные нужды или реализации на сторону до его оплаты или получения приказа грузоотправителя о дальнейшем направлении.


СПЕЦИФИКАЦИЯ СВОДНАЯ (aggregate specification)

документ, применявшийся в командной экономике при планировании материально-технического обеспечения на этапе специфицирования фондов. СВОДНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ составлялась на основе спецификаций и заказов потребителей и направлялась фондодержателем органу, выдавшему наряды (до их выдачи) с указанием ассортимента продукции в пределах фонда.


СПРОС АССОРТИМЕНТНЫЙ (specified producer goods requirements)

количество конкретных видов, необходимое предприятиям и организациям для выполнения ими объемов работ. В зависимости от особенностей производственной деятельности предприятий и наличия необходимых для расчета данных АССОРТИМЕНТНЫЙ СПРОС может устанавливаться расчетным или другими методами. Окончательный АССОРТИМЕНТНЫЙ СПРОС — это количество конкретных видов продукции, принятой поставщиками к изготовлению. Он устанавливался на одном из последующих этапов планирования — в процессе специфицирования фондов, согласования и заключения договоров поставки между поставщиками — изготовителями и снабженческо-сбытовыми организациями, а также потребителями; определяется на основе выделенных фондов, возможностей производства и транспортировки продукции.


СРЕДА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ (logistics environment)

понятие, характеризующее совокупность условий обращения продукции. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА включает уровень тарифов трансп., оптовых цен, развитие инфраструктуры района, состояние рынка посреднических услуг и т. п.


СРОК ГАРАНТИЙНЫЙ (warranty period)

период, в течение которого поставщик отвечает перед потребителем за доброкачественную работу переданного последнему товара, строительная организация — за качество переданного заказчику объекта и т.д. Понятие ГАРАНТИЙНОГО СРОКА широко используется в договорах купли-продажи, договоре поставки, договоре подряда с др. Используются понятия ГАРАНТИЙНОГО СРОКА эксплуатации, ГАРАНТИЙНОГО СРОКА годности, ГАРАНТИЙНОГО СРОКА хранения и др. ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК может исчисляться с момента изготовления товара (ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК годности и хранения) либо с момента продажи или ввода в эксплуатацию (ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК эксплуатации). В ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК поставщик устраняет за свой счет выявленные в товаре дефекты, если не докажет, что они возникли не по его вине. Потребитель вправе взыскать с поставщика убытки, которые он понес из-за выхода изделия из строя в период ГАРАНТИЙНОГО СРОКА. Продолжительность ГАРАНТИЙНОГО СРОКА, так же как и сроков устранения выявленных в период ГАРАНТИЙНОГО СРОКА дефектов, определяется стандартами, условиями поставки и др., а также по соглашению сторон.


СРОК ХРАНЕНИЯ ГАРАНТИЙНЫЙ (shelf life)

гарантийный срок, устанавливаемый для хранения и транспортирования различной продукции в упаковке поставщика, а также монтажных и пусконаладочных работ. ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК ХРАНЕНИЯ исчисляется, как правило, со дня изготовления продукции (окончания ее ремонта) и устанавливается на продукцию, которая по условиям поставки складируется до начала эксплуатации. Разновидностью ГАРАНТИЙНОГО СРОКА ХРАНЕНИЯ применительно к продукции, использование которой по истечении установленного срока может представлять опасность для здоровья, жизни и имущества граждан, является срок реализации (best before…), а также срок годности (use by …). Последние два понятия используются применительно к продовольственным товарам, медикаментам и др.


СРОКИ ДОСТАВКИ (time of delivery)

период времени, в течение которого груз должен быть перемещен из места отправления в место назначения. СРОКИ ДОСТАВКИ на различных видах транспорта общего пользования регулируются уставами, кодексами и другими нормативными актами. В международных морских перевозках СРОКИ ДОСТАВКИ, как правило, не устанавливаются, однако в чартерах может быть оговорена обязанность перевозчика следовать в порт назначения со всей возможной скоростью. Нарушение этого условия влечет ответственность перевозчика так же, как и при девиации. В СРОКИ ДОСТАВКИ включается также время, необходимое для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, вспомогательных операций и т.д. Груз считается доставленным морским транспортом в место назначения с момента извещения грузополучателя о готовности груза к выдаче. На железных дорогах СРОКИ ДОСТАВКИ устанавливаются с учетом времени на операции по отправлению и прибытию грузов, расстояния между станциями отправления и назначения; скорости продвижения грузов, зависящей от категории отправки (повагонная, маршрутная, мелкая отправка); времени на дополнительные операции (переадресовка, перевалка) и т.д. В случае задержки груза для выполнения таможенных формальностей, ветеринарного досмотра и т.п. СРОКИ ДОСТАВКИ удлиняются на все время задержки. СРОКИ ДОСТАВКИ грузов негабаритных определяются исходя из условий перевозки, на железных дорогах при перевозках в местном сообщении определяются начальником дороги. При смешанных перевозках СРОКИ ДОСТАВКИ определяются по совокупности сроков доставки, предусмотренных нормативными актами для соответствующих видов транспорта. Груз, не выданный грузополучателю по истечении определенного срока с даты его приема к перевозке или с окончания срока доставки, считается утраченным. За нарушение сроков доставки, происшедшее по вине перевозчика, последний уплачивает грузовладельцу штраф, исчисляемый, как правило, в процентах от провозной платы.


СТАВКА ФРАХТОВАЯ (rate of freight)

цена морской перевозки одной фрахтовой единицы груза. Размер ФРАХТОВОЙ СТАВКИ обычно зависит от вида и трансп. характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов и конъюнктуры фрахтового рынка.


СТАТИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (material supplies and wholesale statistics)

отрасль статистики, объектом исследования которой является одноименная отрасль сферы материального производства, а предметом — количественная характеристика процессов распределения, обращения и потребления средств производства. СТАТИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ характеризует ресурсы продукции производственно-технического назначения; их распределение, реализацию и использование; обеспечение потребителей этой продукцией; выполнение договорных обязательств, формы организации и оценку их рациональности; результаты производственно-хозяйственной деятельности снабженческо-сбытовых организаций; издержки обращения; эффективность материальных ресурсов и затрат на процесс обращения средств производства и резервы ее повышения и др.


СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (freight traffic statistics)

раздел статистики транспорта, изучающий объем, состав и направление перевозок грузов за определенный период и в динамике. Единицей наблюдения является отправка, оформленная перевозочными документами. Система взаимосвязанных отчетных показателей характеризует перевозки в целом и по отдельным родам грузов, по видам транспорта общего пользования и его подразделениям (железная дорога, пароходство и др.) и территориям. Основные группировочные признаки: род груза, позиция перевозки, сообщений виды (плавания), категория скорости, дальность перевозок. Важнейшие показатели: отправлено грузов, прибыло грузов, перевезено грузов, грузооборот транспорта; дальность и густота перевозок средняя; средняя продолжительность доставки груза.


СТАТИСТИКА ТАМОЖЕННАЯ (customs statistics)

составная часть статистики внешнеэкономических связей, осуществляющая учет экспорта и импорта товаров. В России основной первичный документ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ — Грузовая таможенная декларация (ГТД). ГТД поступают непосредственно от таможен или через региональные пункты сбора информации в вычислительный центр Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГГК), где производится их обработка в различных разрезах. ГТК ведет классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности», построенный с учетом мировой практики, в частности Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. ГТК подготовил Концепцию организации ведения таможенной статистики внешней торговли, Методологию таможенной статистики, разработал выходные формы статистических публикаций, обеспечивающие сопоставимость национальных и международных показателей ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ.


СТАТИСТИКА ТРАНСПОРТА (transport statistics)

отрасль статистики, изучающая количественную и качественную стороны явлений и процессов, происходящих при перевозке грузов и пассажиров как на отдельных видах транспорта общего пользования, так и при взаимодействии различных видов транспорта. СТАТИСТИКА ТРАНСПОРТА подразделяется по видам транспорта (железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный) и включает статистику перевозок грузов и статистику перевозок пассажиров.


СТОИМОСТЬ ДОБАВЛЕННАЯ (value added)

прирост стоимости продукции, образующийся в различных звеньях ее производства и реализации; в промышленности представляет разницу между стоимостью готовой продукции и стоимостью использованных при ее производстве сырья, топлива, услуг сторонних организаций и т.п. В состав ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ входят оплата труда, амортизация, прибыль и некоторые другие элементы. ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ может вычисляться как на чистой, так и на валовой основе (т.е. до и после вычета потребления основных фондов).


СТОИМОСТЬ СТРАХОВАЯ (insurance value)

действительная стоимость застрахованного имущества. Порядок исчисления размера СТОИМОСТЬ СТРАХОВАЯ в разных странах имеет особенности, вытекающие из местного законодательства или сложившейся там страховой практики.


СТРАТЕГИЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ (logistics strategy)

стратегия долгосрочного планирования (на уровне предприятия или района) размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складское хозяйство и другие элементы инфраструктуры; формирования длительных хозяйственных связей, методик расчета за логистические операции и др. элементов хоз. механизма на перспективу. В рамках ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ определяются места строительства новых складов, дорог автомобильных, терминалов, железных дорог; анализируются грузовые потоки, определяются центры района тяготения и т.д.


СТРАТЕГИЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ (global logistics strategy; global sourcing)

формирование устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами или группами стран на основе международного разделения труда, особенно в форме подетальной и технологической специализации и межотраслевого кооперирования. Предпосылками ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ явились переход к крупному машинному производству и современная научно-техническая революция. Об уровне ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ можно судить, например, по отношению объема внешней торговли и валового национального продукта, по показателю удельного веса импортных комплектующих изделий в общем объеме выпуска продукции и др. Эти тенденции нашли отражение и были закреплены в ряде политических решений, принятых в конце 80-х — начале 90-х гг., в том числе решении Европейского сообщества по программе ЕС-92 и завершении перехода к единому внутреннему рынку до конца 1992 г. (упрощение и отмена таможенных формальностей, интенсификация внедрения общеевропейских стандартов; равноправие фирм из стран-участниц программы ЕС-92 в получении гос. контрактов в любой из стран ЕС и др.). Важную роль играет ГЛОБАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ в промышленности США, особенно в ее отношениях с Японией и Южной Кореей. В 80-е гг. коэффициенты связи поставщик-потребитель применительно к хоз. связям фирм США с их зарубежными поставщиками возрос, по данным ряда исследователей (С. Э. Фосет и другие), в 3 раза. При этом характерной чертой хозяйственных связей фирм США с их японскими и южнокорейскими поставщиками является большая ритмичность (равномерность) поставок товаров (вероятность срыва поставки у них в 5 раз ниже средней величины) и меньше интервалы поставки (как правило, 1 неделя при среднем интервале поставки свыше 2 недель). Территориальная разобщенность фирмы и ее поставщиков повышает вероятность снижения коэффициента синхронности поставок и простоев производства, в связи с чем фирмы вынуждены увеличивать размеры страховых запасов средств производства, используя для их хранения и склады общего пользования (запасы производственные у средней фирмы США в начале 90-х гг. составляли 29 дней), а также создавать резерв поставщиков-дублеров. Характерной чертой ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ является уменьшение количества посредников и перевозчиков; фирмы предпочитают пользоваться услугами одного перевозчика, который при смешанных перевозках несет перед грузополучателем ответственность за груз и производит перевозку по единому перевозочному документу (например, коносаменту сквозному). Однако переход к ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ требует решения ряда правовых, организационных, технических и других вопросов (в том числе внедрения новых информационных технологий: ЭДИФАКТ, Система контроля местонахождения транспортных средств и др.). Около 1/3 фирм США, использующих ГЛОБАЛЬНУЮ ЛОГИСТИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ, применяют электронный обмен данными (в т. ч. по стандарту ЭДИФАКТ) с перевозчиками, поставщиками и экспедиторами. Кроме того, переход к ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ может привести к удлинению логистических циклов, потерям от колебания курсов валют и т. д.


СТРАХОВАНИЕ (insurance)

особая система обеспечения интересов юридических или физических лиц от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата товарно-материальных ценностей и трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий одной стороной на другую сторону за определенное вознаграждение. Экономическая сущность СТРАХОВАНИЯ состоит в создании централизованного страхового фонда, формируемого из взносов большого числа страхователей, из которого возмещаются убытки, понесенные кем-либо из застрахованных лиц. СТРАХОВАНИЕ делится на имущественное и личное, причем различают две его формы — обязательное и добровольное. Первое возникает в силу закона, второе — на основе соглашения между страховщиком и страхователем, т.е. на основании договора. Объектом страхования в логистических системах могут быть товарно-материальные ценности, складские помещения, транспортные средства и т.п. Например, на морском транспорте объектом страхования может быть всякий имущественный интерес (судно, груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата; прибыль, ожидаемая от груза, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и другие виды вознаграждения судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком). Наличие и содержание договора СТРАХОВАНИЯ могут быть подтверждены исключительно письменными доказательствами. Таким доказательством является страховой полис или страховой сертификат. При заключении договора СТРАХОВАНИЯ страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес. Если страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости, страховщик отвечает за убытки пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Если же страховая сумма, указанная в договоре, превышает страховую стоимость, договор является не действительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Такой же порядок существует и при СТРАХОВАНИИ объекта одновременно у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость. В этом случае все страховщики отвечают лишь в пределах страховой стоимости объекта пропорционально страховой сумме по заключенному каждым из них договору СТРАХОВАНИЯ. За принятие на себя обязательств по возмещению убытков страховщик получает от страхователя обусловленное вознаграждение, размер которого зависит от условий, на которых произведено СТРАХОВАНИЕ.


СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ (cargo insurance)

один из важнейших видов страхования транспортного, основные условия которого перечислены ниже. По условию страхования «с ответственностью за все риски» подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения или гибели полной всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме военных рисков, прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, а также особых свойств и специфики транспортирования груза. По договоренности сторон исключенные из объема ответственности риски могут быть застрахованы за дополнительную страховую премию. По условию «с ответственностью за частную аварию» возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате пропажи судна без вести; расходы по спасению груза и др. Применяется также условие «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». В отличие от предыдущего условия по данному условию возмещаются только убытки от полной гибели всего или части груза.


СТРАХОВАНИЕ ОТ ПРОСТОЯ ПРОИЗВОДСТВА (business interruption insurance; industrial risks insurance)

вид страхования, в соответствии с условиями которого страховщик компенсирует потери в связи с остановкой производственной деятельности страхователя. В качестве страховых случаев могут рассматриваться простои производства из-за недопоставок, забастовок, поломки оборудования и др. Убытком от простоя считается упущенная производственная прибыль, дополнительные затраты по сокращению размеров убытков и текущие расходы страхователя. Время простоя, в течение которого страховщик несет ответственность, обычно находится в пределах от 3 до 24 месяцев. Обычно устанавливается и минимальные срок простоя, по истечении которого страхователь получает право на возмещение. Общим принципом при расчете страхового возмещения является то, что оно не должно вести к обогащению страхователя. Размер утраченной прибыли рассчитывается относительно суммы выручки, не полученной в связи с простоем. Текущие расходы на производство возмещаются только в том случае, если бы они имели место при нормальном ходе производственного процесса. Дополнительные затраты могут быть связаны с введением сверхурочных работ, аварийным ремонтом, передачей части заказов другим фирмам и т.д.


СТРАХОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЕ (transport insurance)

совокупность различных видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения (водных, воздушных, наземных). Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы. В специальной литературе ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ первого вида может упоминаться как каско, второго — как карго. В договор ТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ может быть также включено страхование багажа, водителя, пассажира (пассажиров) и самого автотранспортного средства (в литературе этот вид комбинированного страхования известен под названием авто-комби). ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ может проводиться как с применением франшизы, так и без нее.


СТРАХОВАНИЕ ФРАХТА (freight insurance)

один из видов страхования судовладельцев. Страховой интерес во фрахте имеет не только судовладелец, но и грузоотправитель или грузополучатель, в зависимости от того, на чьем риске страховом находится фрахт. Это обстоятельство зависит от условий оплаты фрахта, предусмотренных договором морской перевозки, и действующего законодательства. Если страховой интерес имеет перевозчик, то фрахт страхуется в том же порядке, что и судно (как правило, в качестве доп. условия). Если же в СТРАХОВАНИЕ ФРАХТА заинтересован грузовладелец, то фрахт страхуется в том же порядке, что и груз.


СТРАХОВАНИЕ ЧАСТИЧНОЕ (partial insurance)

страхование имущества на неполную стоимость, при котором страховщик принимает на себя убытки пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.


СУДНО ПРИБЫВШЕЕ (arrived ship)

судно, прибывшее к предусмотренному чартером месту погрузки или выгрузки, подавшее нотис и во всех отношениях готовое к производству грузовых операций. Если в чартере указан определенный порт, то судно считается ПРИБЫВШИМ, как только достигнет его и во всех отношениях будет готово к производству грузовых работ. Под портом здесь понимается та часть его, где обычно производятся погрузочно-разгрузочные операции или где судно в нормальных условиях ожидает причала. Если же судно в соответствии с условиями чартера должно следовать к определенному причалу или доку, оно считается ПРИБЫВШИМ только с момента отшвартовки в указанном месте, при условии его полной готовности к грузовым работам. В связи с тем, что постановке судна к причалу либо входу его в док или порт могут препятствовать не зависящие от судовладельца обстоятельства, не могущие быть преодоленными им с помощью разумных средств, в чартерах обычно при указании места назначения делается оговорка «или так близко к нему, как судно может подойти, оставаясь в безопасности всегда на плаву…». К событиям, могущим помешать судну достигнуть обусловленного в чартере места назначения, относятся, в частности, ледовая обстановка, приливно-отливные явления, блокада, скопление судов. При наличии подобных препятствий судовладельцу предоставляется право выбора места подачи судна, по достижении которого оно считается ПРИБЫВШИМ. Понятие ПРИБЫВШЕЕ СУДНО связано с необходимостью определения момента начала отсчета сталийного времени.


СУДО-СУТКИ (vessel-day)

показатель, характеризующий использование судна за определенный период времени на трансп. работе по перевозке грузов и пассажиров и связанных с ней вспомогательных работах, нетранспортной работе, а также пребывание в резерве с сокращением команды, навигационном ремонте или капитальном ремонте, нахождении на приколе со снятием команды и т.п.


СУДОХОДСТВО ЛИНЕЙНОЕ (line shipping)

морские перевозки грузов по направлениям устойчивых грузовых потоков. ЛИНЕЙНОЕ СУДОХОДСТВО предполагает организацию движения закрепленных за линией судов по расписанию с взиманием провозной платы по заранее объявленному тарифу.


СУДОХОДСТВО ТРАМПОВОЕ (tramp shipping)

способ транспортирования массовых грузов, перевозимых судовыми отправками, при котором работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки устанавливается по соглашению сторон в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка.


СУТКИ ХОДОВЫЕ С ГРУЗОМ (vessel-day assigned to service)

показатель, характеризующий время пребывания судов в движении с грузом в цельносуточном исчислении (без учета их мощности). Из-за различия мощности и грузоподъемности судов время их пребывания в движении с грузом определяют: по буксирным судам — в сило-сутках с составом грузовых судов или плотов, по самоходным и несамоходным судам — в тоннаже-сутках с грузом.


СХЕМЫ НОРМАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГРУЗОПОТОКОВ (rational routing schemes)

документ, определяющий, с каких железных дорог или участков на какие дороги или участки разрешено перевозить данный груз. СХЕМЫ НОРМАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГРУЗОПОТОКОВ могут быть разработаны на основе транспортной задачи; требуется найти такую корреспонденцию грузовых перевозок, чтобы издержки транспорта были минимальными. Имеются методики, позволяющие при составлении СХЕМ НОРМАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГРУЗОПОТОКОВ учитывать пропускную способность путей сообщения.


СЧЕТ  ДИСБУРСМЕНТСКИЙ (disbursement account)

документ, содержащий перечень понесенных дисбурсментских расходов. Все включаемые в ДИСБУРСМЕНТСКИЙ СЧЕТ расходы, за исключением расходов на оплату обязательных сборов, взимаемых по твердым тарифам, должны быть подтверждены оправдательными документами, заверенными капитаном судна. При наличии у капитана судна сомнений в предъявляемой к оплате сумме либо условий, на которых она начислена, он подтверждает ее условно с внесением в документ оговорки о том, что указанная сумма должна быть одобрена судовладельцем (subject to owner’s approval). Порядок оплаты ДИСБУРСМЕНТСКОГО СЧЕТА обычно устанавливается соглашением между судовладельцем и агентом.


СЫРЬЕ (raw materials)

предмет труда, подлежащий дальнейшей переработке. В статистике изучается расход отдельных видов СЫРЬЯ в натуральном выражении, удельный расход СЫРЬЯ на единицу продукции. Однако чаще СЫРЬЕ (как объект статистического исследования) изучается в составе других материальных ресурсов, необходимых для функционирования производства. Организован учет и статистический анализ СЫРЬЯ материалов основных и материалов вспомогательных, топлива и энергии — материалоемкости продукции.


СЫРЬЕ ДАВАЛЬЧЕСКОЕ (customer-furnished raw materials)

1) сырье контрагента, ввозимое в другую страну с целью его переработки в готовую продукцию с послед, вывозом готовой продукции в страну владельца сырья. Подобные операции учитываются в статистике внешней торговли следующим образом: по стоимости переработки ДАВАЛЬЧЕСКОЕ СЫРЬЕ — в экспорт страны, осуществляющей его переработку, и в импорт страны — владельца ДАВАЛЬЧЕСКОГО СЫРЬЯ; 2) ресурсы материальные или фонды на их получение, передаваемые заказчиком предприятию-изготовителю для производства определенного кол-ва продукции в соответствии с заключенным договором.


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

 

 

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333