Открыть меню

Словарь логиста -Р-

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

РАБОТА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (freight cars local turnover)

объем грузовых перевозок, выраженный количеством вагонов, погруженных на станциях данной железной дороги и принятых от других дорог в груженом состоянии. Учитывается за сутки и более длительные периоды и измеряется в вагонах (абсолютным числом или в среднесуточном выражении). Погрузка определяется по отчетам станции, а прием груженых вагонов — по сведениям со стыковых станций между дорогами (отделениями). Для железнодорожной сети показатель работы соответствует числу погруженных вагонов, так как прием груженных вагонов от других государств включается в погрузку пограничных станций.


РАЗГРУЗКА, ВЫГРУЗКА, «ВЫГРУЖЕНО» (unloading)

1) показатель, характеризующий освобождение транспортных средств от перевезенных в них грузов. Методика определения данного показателя аналогична методике расчета показателя Погрузка с той разницей, что учет ведется по конечному моменту перевозочного процесса. Учет разгрузки ведется на основе непрерывного наблюдения, а сам показатель определяется ежесуточно по состоянию на отчетный момент; 2) логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства, тары от груза; этой операции обычно предшествуют другие логистические операции (погрузка, транспортирование, хранение). В отличие от погрузки грузовой поток при разгрузке направлен не к транспортному средству или таре, а от них.


РАЗМЕРЫ ЛИНЕЙНЫЕ (linear dimensions)

одна из транспортных характеристик груза, определяющих его длину, ширину, высоту и диаметр. Основной мерой ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ служит метр (м) или фут (0,3048 м). ЛИНЕЙНЫЕ РАЗМЕРЫ могут быть ограничены как снизу (например, ряд авиакомпаний принимает к перевозке грузы, сумма ЛИНЕЙНЫХ РАЗМЕРОВ которых не менее 40 см), так и сверху.


РАЗМЕТКА СЕТЕВАЯ ЕДИНАЯ (unified network coding)

цифровое обозначение железнодорожных станций, открытых для выполнения грузовых операций, производящих перевалку грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно, и пограничных станций. Обозначение составляют код района, порядкового номера станций в районе и контрольный разряд.


РАЗМЕЩЕНИЕ ФИКСИРОВАННОЕ (dedicated storage)

закрепление за каждой отдельно хранящейся грузовой единицей определенной ячейки стеллажа склада, секций стеллажа или места под штабель.


РАЗУКОМПЛЕКТОВАНИЕ (cannibalization)

изъятие из машин или оборудования деталей или комплектующих изделий. Разукомплектованию подлежат выработавшие свой ресурс и не подлежащие ремонту транспортного средства, технологическое оборудование и т. п. Полученные в результате разукомплектования годные детали и комплектующие изделия используются, как правило, в качестве запасных частей.


РАСКРОЙ (materials cutting)

технологический процесс получения деталей и заготовок из листовых материалов (листовой и рулонной стали, фанеры, листового стекла, фибры, текстолита, пластмассы в листах и др.); производится с учетом необходимости наиболее рационального использования площади листа, с наименьшими отходами производства.


РАСХОД УДЕЛЬНЫЙ (raw materials consumption per unit of product)

показатель фактического использования сырья и материалов, представляющий собой количество фактически израсходованного материала на единицу продукции (работы). Определяется делением количества израсходованного материала на объем произведенной из него продукции.


РАСХОДЫ ДИСБУРСМЕНТСКИЕ (disbursements)

расходы судна, произведенные во время его пребывания в порту. ДИСБУРСМЕНТСКИЕ РАСХОДЫ включают затраты на оплату всех видов портовых сборов, стивидорных работ, услуг буксиров и швартовщиков, продовольствия и судового снабжения, а также услуг агентов, тальманов и прочие. Как правило, ДИСБУРСМЕНТСКИЕ РАСХОДЫ производятся через судовых агентов, которым судовладельцы переводят необходимые средства. ДИСБУРСМЕНТСКИЕ РАСХОДЫ включаются в так называемый дисбурсментский счет, направляемый агентом судовладельцу с приложением необходимых оправдательных документов.


РАСХОДЫ НА ХРАНЕНИЕ, ПОДРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ (marketing costs of wholesale)

часть издержек обращения, включающая следующие расходы: по основной и дополнительной зарплате работников; по аренде и содержанию зданий, сооружений и инвентаря; по текущему ремонту, по хранению, подработке, сортировке и упаковке; по таре, за вычетом дохода по операциям с тарой (превышение доходов над расходами по таре относится на счет прибылей); по отправке товаров, не возмещаемых покупателями (включая расходы по перевалке); прочие (начисления по страхованию, командировочные и т. п.)


РАСХОДЫ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ (dead expenses)

затраты и потери, возникающие вследствие недостатков в организации производства и обращения, стихийных бедствий и другое. РАСХОДЫ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ включают потери от брака, убытки от списания недоамортизованных основных фондов, недостачи на складах, потери от засылки и утраты грузов, потери сверх норм естественной убыли при хранении и транспортировке товаров, штрафы за сверхнормативный простой трансп. средств, убытки от стихийных бедствий и др.


РАСХОДЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (carrier’s operating costs)

сумма издержек перевозчика, непосредственно связанных с перевозочной деятельностью. Определяются как сумма материальных затрат, зарплаты, отчислений на социальное страхование, амортизации основных фондов и прочих расходов. При распределении ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ по видам перевозок в зависимости от характера расходов одни из них полностью относят на определенный вид перевозок, другие распределяют пропорционально по величинам показателей, определяющих размер издержек, или ранее распределенным расходам.


РЕГИСТР ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (Unified State Register of Enterprises and Organisations)

комплексный автоматизированный регистр, фиксирующий все хозяйственные объекты на территории России независимо от форм собственности. Исходной информацией для учета предприятий и организаций в ЕГРПиО является Общероссийский классификатор предприятий и организаций. Информационный фонд ЕГРПиО состоит из четырех типов данных — классификационных (сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, форме собственности и т. д.), идентификационных — регистрационного кода субъекта; справочных (адреса, номера телефонов, фамилии руководителей и т. д.), экономические (показатели, характеризующие субъект). ЕГРПиО обеспечивает группировку любой совокупности субъектов по одному или нескольким признакам, передачу данных ЕГРПиО на машинных носителях или по каналам связи, актуализацию данных. Пользователь имеет возможность формировать запрос к ЕГРПиО с удаленного абонентского пункта, персональной ЭВМ и т. п., получать ответ по каналам связи, в виде бумажной распечатки или на дискете. Держателем ЕГРПиО является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат).


РЕГИСТР ТОМАСОВСКИЙ АМЕРИКАНСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ФИРМ (Thomas Register of American Manufacturers)

справочник промышленных фирм США, классифицированных по видам продукции; содержит сведения более чем о 135 тыс. промышленных фирм с указанием их реквизитов. Бумажный вариант справочника состоит из 20 томов. Электронный вариант справочника введен в систему баз данных «Диалог» под кодовым названием «Thomas Register Online». Абоненты этой базы данных могут получать справки на экраны своих персональных компьютеров.


РЕЙС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА) (trip; voyage)

расстояние, которое в среднем проходит вагон, судно и т. д. за один цикл перевозки. Полный РЕЙС ВАГОНА — среднее расстояние, которое грузовой вагон проходит в груженом и порожнем состоянии за время оборота, подразделяется на груженый и порожний. Если вагон после разгрузки подается на этой же станции под погрузку, то полный рейс равен груженому. РЕЙС РЕЧНОГО СУДНА учитывается по пройденному расстоянию и затраченному времени. РЕЙС с использованием менее 10% грузоподъемности судна относится к порожнему. РЕЙС с использованием более 50% грузовместимости судна, но менее 10 % грузоподъемности относится к груженому. В статистике перевозок грузов и для анализа работы флота речного пользуются также показателями тоннаже-рейса, тоннаже-километра и тоннаже-суток. РЕЙС самолета (вертолета) — транспортный полет по воздушной линии в одном направлении от начального до конечного пункта, предусмотренного расписанием. Учитывается по объему перевозок, расстоянию и времени полета.


РЕЙТИНГ (rating)

субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью РЕЙТИНГА осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). РЕЙТИНГ может служить основой для построения шкал оценок, в частности при оценке качества продукции, надежности отдельных поставщиков, популярности той или иной торговой марки. Получаемые при этом данные обычно имеют вид порядковых шкал.


РЕКЛАМА (advertising)

целенаправленное воздействие на потенциального потребителя с помощью средств массовой информации (радио, телевидение, печать и т. п.), путем установления рекламных щитов, световых экранов и т. п. в местах массового скопления людей (стадионы, концертные залы, выставки и т. д.) РЕКЛАМА не только формирует потребности, но и оказывает значительное влияние на производство и потребление. РЕКЛАМА доводит информацию о потребительской стоимости продукции до потребителя, стимулируя тем самым потребление, а, следовательно, косвенно участвует как в воспроизводстве, так и в формировании новых потребностей. При этом она должна учитывать не только интересы производителя, но и в равной степени и интересы потребителя. Основные этапы работ по подготовке печатной рекламы включают разработку товарного знака и логотипа, присутствующих в каждом печатном рекламном объявлении; подготовку серии рекламных объявлений, включая видео-, кино- и фотосъемку в цветном и черно-белом изображении (для печатной рекламы и телевизионной); музыкальное оформление (для радио- и телерекламы); распространение рекламы. Основной заголовок (слоган) и текст рекламного объявления создаются в зависимости от его характера — престижное ли это объявление или обычное, нацеленное на продажу товара или создание имиджа марки и т. д. Слоган должен быть или коротким (два-три слова), или умеренно длинным (обычно не более 10 слов). В заголовок выносится основная идея рекламного объявления. Все рекламное объявление должно быть построено так, чтобы остановить на себя взгляд читателя: заставить его прочитать написанное до конца; вызвать положительные эмоции; запомнить; побудить к совершению в интересах рекламодателя действия. Менее дорогой канал рекламы — «директ мейл» — прямая почтовая реклама, когда рекламное объявление в виде письма рассылается по адресам потенциальных партнеров или покупателей. Целям рекламы служат мероприятия «сейлз промоушн» (содействие продвижению товара на рынок путем бесплатной раздачи образцов, организации лотерей и т. п.) и «паблик рилейшнз» (создание имиджа фирмы путем участия в благотворительной деятельности, финансирования общественно полезных мероприятий и т.п.). Действующая редакция Международного Кодекса рекламной практики принята в 1986 г.


РЕКОНСИГНАЦИЯ (reconsignment)

передача права на получение принятого к перевозке или находящегося в процессе перевозки груза другому грузополучателю, отличному от первоначально указанного в договоре перевозки или перевозочных документах. В ряде стран законодательством предусмотрено право грузоотправителей на РЕКОНСИГНАЦИЮ при транспортировке ряда товаров (лес, скоропортящиеся продовольственные товары и другое) с уплатой за это вознаграждения перевозчику, а также право перевозчика на РЕКОНСИГНАЦИЮ, например, в обеспечение причитающихся ему провозных платежей. Правом РЕКОНСИГНАЦИИ пользуется и грузополучатель. В США при приеме к перевозке некоторых массовых грузов оговаривается право грузоотправителя на РЕКОНСИГНАЦИЮ и/или переадресовку груза.


РЕСУРСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (material resources)

предметы труда: сырье, материалы основные и вспомогательные, полуфабрикаты, топливо, незавершенное производство и отходы производства, а также запасные части машин, предназначенные для ремонта оборудования, тара и тарные материалы.


РИСК МОРАЛЬНОГО ИЗНОСА (obsolescence risk)

вероятность того, что товар полностью или частично утратит свою потребительную стоимость до того, как он выработает свой ресурс или придет в негодность в результате физического износа. РИСК МОРАЛЬНОГО ИЗНОСА наиболее высок у наукоемкой машиностроительной продукции и является одним из факторов быстрого развития лизинга этой продукции.


РИСКИ ИСКЛЮЧЕННЫЕ (excepted perils)

обстоятельства, при наступлении которых перевозчик освобождается от ответственности за грузы. По Гаагским правилам стороны освобождаются от взаимной ответственности при наличии любого из установленных обстоятельств, в число которых входит обстоятельство непреодолимой силы, внутренние пороки перевозимого груза, неправомерные действия грузоотправителя и другое. Условие об ИСКЛЮЧЕННЫХ РИСКАХ рассматривается как подразумеваемое во всяком договоре морской перевозки. Это означает, что независимо от того, включены они в договор или нет, наступление обстоятельств по ИСКЛЮЧЕННЫМ РИСКАМ освобождает стороны от ответственности. Однако, чтобы снять ответственность за потери и повреждения перевозимого груза, недостаточно простой ссылки на действия ИСКЛЮЧЕННЫХ РИСКОВ как на причину несохранности.


РИСКИ СТРАХОВЫЕ (perils insured)

опасности или случайности, ввиду возможного наступления которых заключается договор страхования. 1) В логистике под СТРАХОВЫМИ РИСКАМИ понимаются не все опасности и случайности вообще, а лишь те, которые непосредственно связаны с логистическими операциями. При этом они характеризуются следующими признаками: случайности и опасности носят возможный, а не неизбежный характер; обстоятельства, могущие вызвать убытки, не должны быть следствием умышленных или грубо неосторожных действий со стороны страхователя или его представителей; к моменту заключения договора стороны не должны располагать сведениями о наступлении страхового случая, так как по договору страхования возмещаются лишь возможные, а не уже возникшие убытки. 2) В международной практике — конкретный объект страхования (например, транспортное средство) или вид ответственности (например, гибель полная).


РИТМИЧНОСТЬ (РАВНОМЕРНОСТЬ) ПОСТАВОК (delivery variability)

поставка в сроки, установленные договором поставки, равномерность — поставка товаров равными партиями за равные отрезки времени. Нарушение РИТМИЧНОСТИ (РАВНОМЕРНОСТИ) ПОСТАВОК приводит к затовариванию, росту уровня издержек обращения, потерям времени покупателей и т. д.


РОСПИСЬ ДОСМОТРОВАЯ (customs examination list)

документ, подтверждающий факт досмотра груза на таможне и являющийся основанием для начисления таможенной пошлины.


РОТАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ (geographical rotation)

условие чартера о направлении судна под погрузку или выгрузку в несколько портов в порядке их географической последовательности. Ротация может быть прямой, когда первым портом захода становится первый по ходу судна порт из числа обусловленных. Чартером может быть предусмотрена обратная либо даже ломаная ротация. Поскольку оба указанных случая могут привести к увеличению пробега судна, они обычно отражаются на размере ставки фрахта.


РЯД ВРЕМЕННОЙ (time series)

совокупность наблюдений, выполненных в хронологическом порядке и, как правило, через равные промежутки времени. Для анализа ВРЕМЕННОГО РЯДА применяются метод скользящих средних, позволяющий обнаружить лежащие в основе изменений тренды, модели авторегрессии — скользящего среднего и другие.


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

 

 

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333