Открыть меню

Словарь логиста -П-

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ (ППП) (application package)

система программ для ЭВМ, предназначенная для решения задач в определенной области. На рынке имеется большое количество ППП, предназначенных для решения задач в логистических системах: управления перевозками, контроля за состоянием запасов, управления складами и т.д.


ПАРК ЛОКОМОТИВОВ (locomotive fleet)

Различают ПАРК ЛОКОМОТИВОВ инвентарный и эксплуатируемый. ПАРК ЛОКОМОТИВОВ инвентарный — количество локомотивов, принадлежащих МПС. По назначению делятся на поездные (грузовые и пассажирские) и маневровые; по конструктивному устройству и типу двигателя — на электровозы, которые по роду питания делятся на постоянного, переменного тока и двойного питания, тепловозы и паровозы. ПАРК ЛОКОМОТИВОВ инвентарный определяется по состоянию на момент и выражается числом локомотивов по их типам. Показатель используется при характеристике технической вооруженности железных дорог, а также для определения фактического наличия локомотивов на дороге. ПАРК ЛОКОМОТИВОВ эксплуатируемый — количество локомотивов, непосредственно занятых перевозками, а также на пр. работе продолжительностью до 24 часов.


ПАРК ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (rolling stock)

количество тех или иных видов подвижного состава в физических единицах, находящихся на балансе транспортных предприятий (на дату или в среднем за период). Среднесуточное наличие за период определяется как простая арифметическая делением величины ПАРКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА в предприятиях за период на число календарных дней в периоде. ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ дается в группировке по типам: грузовые, легковые, автобусы, специального назначения с подразделением по виду используемого топлива (бензиновые, дизельные, на сжиженном газе) и по маркам, а также техническому состоянию (исправные, неисправные). ПАРК АВТОМОБИЛЕЙ, кроме того, характеризуется по грузоподъемности и грузовместимости. ПАРК ВАГОНОВ грузовых инвентарный — кол-во вагонов парка МПС, приписанных и находящихся на балансе железной дороги. Учитывается на первое число каждого года с распределением по роду, осности, году постройки, техническим характеристикам. ПАРК ВАГОНОВ ГРУЗОВЫХ наличный — ежесуточное, по состоянию на конец отчетных суток наличие вагонов в каждом подразделении (станция, отделение, железная дорога, сеть). За декаду, месяц и др. периоды парк определяется как среднесуточная величина. Учет ведется двумя способами параллельно: балансовым и постанционным с разделением на парк в распоряжении дороги и вне её распоряжения (в аренде, на новостройках, рабочий парк, нерабочий парк). ПАРК ВАГОНОВ ПАССАЖИРСКИХ: вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров в местном и пригородном сообщении, обращаются преимущественно в пределах дороги приписки, а вагоны, курсирующие в поездах прямого сообщения, в пути следования также обслуживаются работниками депо приписки, которые несут ответственность за техническое состояние вагонов. Различают парк, находящийся в Распоряжении дороги и вне ее распоряжения (в запасе МПС, в спец. формированиях МПС, в аренде). Парк, находящийся в распоряжении дороги, группируют на рабочий парк (в пассажирских и неграфиковых поездах, ожидании постановки в поезда) и нерабочий парк (неисправные, для спец. надобностей, занятые жильем и служебными помещениями).


ПАРК СУДОВ (vessel fleet)

различают ПАРК СУДОВ морских и речных. ПАРК СУДОВ морских классифицируют по характеру перевозок — пассажирские, грузо-пассажирские и грузовые (сухогрузные, наливные); по назначению — транспортные, служебно-вспомогательные, портовые и технические; по наличию двигателя — самоходные и несамоходные; по виду двигателя — пароходы, теплоходы, дизель-электроходы, с турбинными двигателями; по материалу корпуса — металлические, деревянные, железобетонные, композитные и другие. ПАРК СУДОВ речных подразделяют: по назначению — на транспортные, технические и вспомогательные; по составу перевозок — на пассажирские, грузопассажирские и грузовые (сухогрузные и наливные); по способу движения — на самоходные и несамоходные (передвигающиеся при помощи др. судов); по гидрометеорологическим условиям р-на плавания — на суда плавания «река – море», суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания и для озеровидных бьефов крупных рек, суда для плавания на магистральных реках и больших притоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек; по дальности перевозки и приписки — на местные (пригородные и внутригородские) и транзитные; по материалу корпуса — на металлические (сварные и клепаные), деревянные, композитные (деревянные в композиции с металлом) и железобетонные.


ПАРОХОДСТВО (steamship line)

транспортная организация, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов по водным путям. В ее ведении находятся флот, порты-пристани и судоремонтные предприятия. ПАРОХОДСТВО несет ответственность перед грузоотправителями и грузополучателями за своевременную доставку и сохранность грузов.


ПАРТИЯ ИЗДЕЛИЙ ОПТИМАЛЬНАЯ (optimal batch)

партия, при которой затраты в расчете на одно изделие минимальны. При решении задачи выбора оптимальной партии принимается, что себестоимость продукции складывается из трех компонент: прямых затрат на изготовление — они остаются неизменными при изменении размера партии, и поэтому при расчете можно ими пренебречь; издержек хранения запасов — в расчете на единицу изделия они постоянны, а абсолютная сумма расходов изменяется пропорционально величине запаса; затрат на переналадку оборудования, его простой при смене партии — эти затраты независимы от размера партии, но в расчете на ед. изделия уменьшаются при увеличении размера партии. Следовательно, чем больше размер партии, тем меньше затраты на переналадку, но тем больше затраты на запасы незавершенного производства. В простейших случаях оптимум можно найти прямым счетом, однако, в реальных условиях производства это возможно с применением методов программирования машем.


ПАРТИЯ ПОСТАВКИ ОПТИМАЛЬНАЯ (Economic Order Quantity, EOQ)

объем партии поставки товаров и изделий народного потребления, отгружаемый поставщиком по заказу потребителя и обеспечивающий для потребителя мин. значение суммы двух составляющих — транспортно-заготовительных расходов и затрат на формирование и хранение запасов.


ПАРТИЯ ПРОДУКЦИИ КОНТРОЛИРУЕМАЯ (inspection lot)

совокупность единиц продукции одного наименования, типоразмера, исполнения, произведенная в течение определенного интервала времени в одних и тех же условиях и представляемая для контроля. Произведенная продукция может находиться в процессе изготовления, добывания, ремонта, хранения, транспортирования, эксплуатации.


ПЕНЯ (penalty)

вид неустойки, применяемый в случае просрочки договорных обязательств. Как правило, ПЕНЯ взыскивается в % к сумме просроченных обязательств за каждый день просрочки. Период начисления ПЕНИ может быть ограничен определенным сроком, по истечении которого взыскивается разовый штраф. Использование ПЕНИ предусмотрено в некоторых случаях нарушения договора поставки, при задержке поставщиком распоряжения об использовании продукции, принятой на ответственное хранение, и т. д.


ПЕРЕАДРЕСОВКА (diversion)

изменение места назначения принятого к перевозке или находящегося в процессе транспортировки груза. Порядок переадресовки определяется уставами, правилами перевозки и др. нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования.


ПЕРЕВАЛКА БОРТОВАЯ, ОВЕРСАЙД-ДЕЛИВЕРИ (overside delivery)

перевалка грузов с одного судна на другое по варианту «борт-борт». Обычно в чартерах делается оговорка о праве грузополучателя принять в порту разгрузки груз непосредственно в лихтеры, минуя склады. При этом лихтеры должны принимать груз с такой скоростью, с какой судно может выдавать его.


ПЕРЕВЕЗЕНО ГРУЗОВ (freights carried index)

показатель статистики перевозок грузов, отражает кол-во грузов в тоннах, перевезенных в отчетном периоде предприятием транспорта общего пользования. Расчет показателя ПЕРЕВЕЗЕНО ГРУЗОВ для различных видов транспорта имеет свои особенности. Для пароходства этот показатель рассчитывается как сумма грузов чистого отправления и грузов входных, принятых им для продолжения перевозки. На железных дорогах этот показатель определяется по-разному. Например, для некоторых дорог объем перевозок нельзя определить только показателями «ОТПРАВЛЕНО ГРУЗОВ» или «ПРИБЫЛО ГРУЗОВ» (не учитываются транзитные перевозки); поэтому в данном случае показатель ПЕРЕВЕЗЕНО ГРУЗОВ рассчитывается как сумма грузов, отправленных дорогой и принятых ею от соседних дорог (назначением на данную или другую дорогу). Показатель ПЕРЕВЕЗЕНО ГРУЗОВ может быть определен и по конечному моменту учета перевозок, в данном случае он равен сумме грузов, прибывших на данную дорогу и сданных ею на соседние дороги такой же ширины колеи под разгрузку или для дальнейшей перевозки.


ПЕРЕВОЗКА ПАКЕТНАЯ (unitized loads transportation)

транспортирование грузов, сформированных из отдельных мест в таре (ящиках, мешках, бочках) или без тары (доски, шпалы, трубы, тарная дощечка), скрепленных между собой с помощью универсальных или спец. пакетирующих средств на поддонах или без них. Средства крепления фузов в пакеты должны иметь пломбы с наименованиями грузоотправителя, контрольные ленты и так далее.


ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ (nonoptimal transportation)

перевозки, которые увеличивают затраты труда и средств по сравнению с затратами рациональной организации транспортировки. К ним относятся: встречные, чрезмерно дальние, излишние, кружные. Встречными называются перевозки, когда на одном и том же транспорте или др. видах транспорта однородная продукция перевозится п противоположном направлении. Такие перевозки могут быть явно встречными — грузы одновременно перевозятся в противоположных (встречных) направлениях по одному и тому же участку пути; скрыто встречными — однородные фузы перевозятся в противоположных направлениях по разным участкам пути. Чрезмерно дальние — перевозки, при которых продукция завозится в пункты назначения из отдаленных районов, хотя имеется возможность завоза из близко расположенных пунктов. Излишними — перевозки грузов в пункт назначения, где однородная продукция производится в достаточном кол-ве. Повторными — перевозки, когда груз от грузоотправителя следует не прямо к потребителю, а завозится на промежуточную базу, а с базы или склада поступает на тот же вид транспорта для перевозки в транзитных количествах на другие базы или непосредственным потребителям. Кружными — перевозки, осуществляемые не по кратчайшим расстояниям. Нерациональные перевозки приводят к излишним транспортным издержкам, дополнительной зафузке транспортных путей и т. д.


ПЕРЕВОЗКИ КОНТЕЙНЕРНЫЕ (container carriage)

перевозка грузов в контейнерах различными видами транспорта. При КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ускоряется оборот трансп. средств, улучшается сохранность грузов, уменьшаются издержки трансп. КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ позволяют ускорять погрузочно-разгрузочные работы и передачу грузов грузополучателям; экономить тару, осуществлять поставку нетранзитных партий продукции непосредственно от предприятий-изготовителей, минуя склады снабженческо-сбытовых организаций.


ПЕРЕВОЗКИ СМЕШАННЫЕ (inteimodal transport)

перевозка грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки одним видом транспорта другому без участия грузовладельца. Договор перевозки грузов в ПЕРЕВОЗКАХ СМЕШАННЫХ с грузоотправителем от имени всех перевозчиков, принимающих участие в его осуществлении, заключает первый перевозчик. Договор считается заключенным с момента приемки груза к перевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней. Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю. Условия передачи грузов с одного вида транспорта на другое в портах перевалки определяются узловым соглашением.


ПЕРЕВОЗКИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ (general haulage; trucking)

перевозки, при которых предприятие автомобильного транспорта общего пользования обеспечивает доставку грузов (с транспортно-экспедиторским обслуживанием) от одного грузоотправителя всем грузополучателям или одному грузополучателю от всех грузоотправителей, а также перевозки автотранспортом общего пользования по завозу (вывозу) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани), аэропорты и регулярные междугородные перевозки.


ПЕРЕВОЗЧИК (carrier)

юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортирования грузов, пассажиров и др., действующее на основании соответствующих нормативных и других актов или имеющее на такую деятельность соответствующее разрешение. Услуги ПЕРЕВОЗЧИКА могут предоставляться в рамках договора перевозки или на других условиях, предусматривающих права, обязанности и ответственность сторон (перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и других), и оформляются в необходимых случаях перевозочными документами. Прибыль ПЕРЕВОЗЧИКА образуется как часть дохода от реализации продукции транспорта, формируемого в свою очередь в виде цены на эту продукцию, оплачиваемой на различных условиях. Законодательством ряда стран предусмотрено залоговое право ПЕРЕВОЗЧИКА на переданные ему для перевозки грузы в обеспечение провозных и других платежей. В США ПЕРЕВОЗЧИКОМ считается фирма (предприятие) транспорта общего пользования, принимающая различные грузы от практически неограниченного круга грузоотправителей по твердым тарифам; специализированное предприятие транспорта общего пользования (for hire carrier; contract carrier), осуществляющее перевозки грузов определенного вида, и/или на определенной территории, и/или обслуживающее ограниченный круг потребителей (оплата перевозки как по твердым, так и по договорным тарифам); иные юридические или физические лица (private carrier) при наличии у них специального разрешения (деятельность последней группы перевозчиков законодательством регулируется только в вопросах безопасности перевозки и страхования, применение твердых тарифов не предусмотрено). При выборе ПЕРЕВОЗЧИКА могут использоваться различные критерии, важнейшими из которых являются качество обслуживания и цена. Качество обслуживания является комплексным критерием и может определяться, так же и при выборе и оценивании поставщика, с помощью методов операций исследования.


ПЕРЕМЕННЫЕ ЭНДОГЕННЫЕ (endogenous variables)

переменные модели эконометрические, которые в силу принятых теоретических предпосылок зависят от внутренней структуры объекта.


ПЕРЕПИСЬ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ (freight cars and containers accounting)

единовременная регистрация вагонов или контейнеров на всей сети железных дорог, новостройках, подъездных путях предприятий. ПЕРЕПИСЬ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ проводится, как правило, в мае по определенной программе, предусматривающей станцию и дорогу переписи, номер вагона (контейнера), его род, грузоподъемность, время постройки или капитального ремонта и др. путем сплошной проверки. ПЕРЕПИСЬ КОНТЕЙНЕРОВ проводится одновременно на железнодорожном, морском и речном транспорте.


ПЕРИОД ВНЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ (non-operating period)

часть бюджета времени морских и речных трансп. судов, выраженная в судо-сутках или тоннаже-сутках. ПЕРИОД ВНЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ на речном транспорте — время от момента появления льда на реках, т. е. закрытия навигации в осенний период, до очищения реки ото льда, т.е. открытия следующей навигации; в течение этого времени транспортные суда могут находиться на доковании в резерве без команды, капитальном ремонте, ожидании зимнего ремонта при долгосрочной постановке на отстой. ПЕРИОД ВНЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ на морском транспорте — время, в течение которого суда находятся в подготовке к ремонту, в ремонте, отстое и консервации.


ПЕРИОД НАВИГАЦИОННЫЙ (navigation period)

календарное время, в течение которого эксплуатируются суда флота речного. Определяется с момента выхода судов с зимнего отстоя до постановки их на следующий зимний отстой. Длительность НАВИГАЦИОННОГО ПЕРИОДА для отдельных пароходств исчисляется как средняя величина календарного времени работы судов в году в сутках. По самоходному флоту определяется делением сило-суток в эксплуатации на мощность судна, по несамоходному флоту — делением тоннаже-суток в эксплуатации на тоннаж судна.


ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ (operating period)

часть бюджета времени водных судов; время их нахождения на транспортных и нетранспортных работах в навигационный период. Для речных пассажирских, грузопассажирских и грузовых судов ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ — это ходовое время в груженых и порожних рейсах, для буксирных судов — время буксировки груженых и порожних судов и плотов, а также время в порожних рейсах, время нахождения на вспомогательных работах (рейдовая работа трансп. флотом и буксирами), в навигационном ремонте, в резерве, на других работах нетранспортного характера (помощь аварийным судам, буксировка технического флота и т.д.); для несамоходных судов — время нахождения на трансп. работе, т. е. в груженых и порожних рейсах, время пребывания в навигационном ремонте, а также на работах нетранспортного характера. В продолжительность ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ всех видов флота включается дорейсовое и послерейсовое время. Средняя продолжительность ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ — показатель использования (во времени) флота (судна) на водном транспорте. Рассчитывается делением тоннаже-суток в эксплуатации на суммарную грузоподъемность флота (судов).


ПЛАТА АРЕНДНАЯ (lease payment, rental rate)

денежное возмещение стоимости арендованных основных фондов; осуществляется арендатором в виде рентных платежей арендодателю по договору; определяется исходя из стоимости арендованных средств, среднеотраслевой рентабельности, финансовых возможностей арендатора, длительности аренды, состояния (износа) арендованных фондов. Сумма АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ — произведение соответствующей ставки на полную первоначальную (восстановительную) стоимость фондов.


ПОГРУЗКА (loading)

1) показатель, характеризующий объем грузов, загруженных в транспортные средства на железнодорожном транспорте — в вагоны рабочего парка. Измеряется числом погруженных физических вагонов и тонн. Один из основных показателей грузовой работы железных дорог. Учет ПОГРУЗКИ ведется ежесуточно отдельно по колее широкой (1520 мм), сахалинской (1067 мм), западно-европейской (1435 мм), узкой (1000 мм и менее). За период, превышающий суточный, ПОГРУЗКА в отчетности и при анализе обычно приводится в среднесуточном выражении. В ПОГРУЗКУ не включаются вагоны, занятые при сортировке мелких отправок и контейнеров, если масса транзитных отправок, загруженных в вагон, вместе с отправками собственного приема станции превышает 50%; вагоны, занятые при перегрузке по неисправностям и в некоторых других случаях, когда занятие вагона не связано с появлением нового груза на эксплуатируемой сети железных дорог. Поэтому наряду с показателем ПОГРУЗКА исчисляется показатель «ЗАНЯТО ВАГОНОВ»;

2) логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортном средстве.


ПОДАЧА МАТЕРИАЛОВ ЦЕХАМ И УЧАСТКАМ ТРАНЗИТНАЯ (direct delivery of materials to the point of use)

доставка непосредственно производству материалов, при которой поступающие на предприятие материальные ресурсы не разгружаются на общезаводских складах, а подаются непосредственно на места потребления производственного цеха.


ПОДДЕРЖКА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ (logistic support)

тыловое обеспечение вооруженных сил (снабжение армии боеприпасами, обмундированием, продовольствием; обеспечение военной техники запасными частями; оказание помощи раненым и заболевшим и их эвакуация, организация военных перевозок и т.п.). В системе КАЛС под ПОДДЕРЖКОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ понимается анализ эксплуатационной технологичности военной техники, обучение личного состава правилам обращения с ней, организация снабжения запасными частями и размещения военных заказов, автоматизация диагностики неисправностей и технического обслуживания военной техники, подготовка инструкций и руководств по эксплуатации и т.д. Термин «ПОДДЕРЖКА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ» применяется и в других странах НАТО, в том числе в Великобритании, где имеется (данные 1995 г.) специальный орган, ответственный за материально-техническое обеспечение вооруженных сил — Управление ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКОЙ (Directorate of Logistic Support). В середине 90-х гг. произошло расширение значения этого термина, и он стал использоваться также для обозначения широкого круга вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением гражданских предприятий. Термин «ПОДДЕРЖКА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ» используется не менее 6 раз в статье, посвященной логистике, в Американской энциклопедии.


ПОДДОН (pallet)

горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки, вилочного погрузчика, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки и перевозки грузов.


ПОДДОН ЕВРОПЕЙСКОГО СТАНДАРТА, ЕВРОПОДДОН (Euro-pallet)

четырехзаходный поддон размерами 800×1200 мм. В соответствии с § 6 раздела 27 Правил перевозок грузов МПС размеры пакета на ЕВРОПОДДОНЕ при перевозке в крытом вагоне не должны превышать 840×1240 мм.


ПОЗИЦИЯ СУДНА (position of vessel)

указываемый в чартере период времени, в течение которого судно должно быть подано под погрузку. Обычно позиция обусловливается двумя датами — начальной и конечной.


ПОКАЗАТЕЛИ ПОСТАВОК (producer goods delivery indices)

показатели, характеризующие объем, структуру, ритмичность (равномерность) поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывается путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции рассчитывается путем сопоставления фактического объема поставленной продукции в соответствии с предусмотренным в договорах ассортиментом. Аналогично рассчитывается показатель выполнения обязательств по поставкам с учетом сроков.


ПОЛИС (policy)

документ, выдаваемый страхователю страховщиком в Удостоверение заключения договора страхования, содержащий его условия. При морском страховании ПОЛИС обычно содержит след, данные: наименование сторон в договоре, а также лиц, уполномоченных на получение страхового возмещения, характеристику страхуемого имущества с указанием его стоимости, а по грузам — и способа перевозки (в трюме, на палубе); пункты отправления, назначения и захода судна; условия страхования; размер страховой суммы и страховой премии. В морском страховании различают рейсовые и генеральные ПОЛИСЫ. Рейсовым ПОЛИСОМ ответственность страховщика определяется продолжительностью одного рейса судна от порта погрузки до порта назначения. По генеральным ПОЛИСАМ, применяемым обычно при страховании грузов, страховщик принимает на себя ответственность за убытки по застрахованным грузам, отправляемым или получаемым страхователем в течение определенного периода времени. В генеральном ПОЛИСЕ обязательно указывается срок его действия, объем и пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и ряд др. спец. условий. Оценка застрахованного имущества может быть установлена заранее и окончательно согласована между страховщиком и страхователем при оформлении ПОЛИСА. Такой ПОЛИС называется таксированным. ПОЛИС, в котором опека застрахованного имущества не носит окончательного характера, а при гибели полной имущества устанавливается документально, носит название нетаксированного.


ПОРОК ВНУТРЕННИЙ (inherent vice)

присущие застрахованному или перевозимому грузу свойства, могущие привести к его порче или гибели (взрывоопасность, самовозгораемость и т.п.)


ПОРТ БЕЗОПАСНЫЙ (safe port)

понятие, обычно применяемое в чартерах, с помощью которого определяется сторона, на которую возлагается ответственность за ущерб, причиненный в порту судну и/или грузу. Чтобы быть признанным безопасным, порт должен удовлетворять трем условиям безопасности: быть безопасным в навигационном, в политическом отношении (отсутствует риск задержания судна или груза, повреждения или захвата в связи с операциями военного характера), а также безопасным для груза, который судно перевозит или предполагает перевезти. Порт должен быть безопасным во всех трех отношениях не вообще, а именно тогда, когда там находится судно. БЕЗОПАСНЫЙ ПОРТ — это место, куда судно может войти и откуда оно может выйти в груженом состоянии без ущерба для себя и перевозимого груза. Порт может быть, например, признан небезопасным в физическом смысле, если в нем по каким-либо причинам вышло из строя навигационное оборудование или в нем не оказалось буксиров для швартовых операций, необходимых в данном порту судну данного класса и т.п. Судовладелец вправе отказаться от направления судна в небезопасный порт.


ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ (backlog of unfilled orders)

1) совокупность заказов, имеющихся на определенную дату; рассчитывается на уровне отдельной фирмы, народного хозяйства в целом и др. Объем ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ зависит от общеэкономической ситуации, уровня загрузки производственных мощностей и другое. Например, при снижении уровня загрузки производственных мощностей сроки выполнения заказов сокращаются. Объем ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ — один из важнейших показателей рыночной экономики. В США этот показатель регулярно рассчитывается Министерством торговли и публикуется в соответствующем бюллетене;

2) план ассортиментной поставки продукции по видам. Составляется на основе актов на поставку продукции с учетом спроса потребителей, производственных возможностей изготовителей. Создает основу для заключения договоров поставки продукции.


ПОРУЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЕ (forwarding order)

документ, вручаемый грузовладельцем экспедитору и представляющий собой заказ на выполнение им транспортно-экспедиторского обслуживания. ПОРУЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЕ обычно содержит след, сведения: наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, наименование груза, его количество, род упаковки, маркировку, время и место отправки, путь следования и виды используемого транспорта, указания относительно документации, страхования и пр. сведения, необходимые для выполнения экспедитором заказанных ему услуг.


ПОСТАВКА (delivery)

продажа продукции оптовым покупателям: торговым предприятиям — для последующей продажи; промышленным организациям и предприятиям — для переработки и производственного потребления, организациям, предприятиям сферы нематериальных услуг — для внерыночного потребления. ПОСТАВКА может быть транзитной, когда товар минует оптовое звено, и складской, когда товар поступает на оптовую базу и лишь затем в магазин. В транзите выделяется поставка с участием в расчетах (организуемый транзит), когда все расчеты с поставщиком принимает на себя оптовая торговля, и без участия в расчетах, когда расчеты возлагаются на розничную торговлю. По признаку конечного использования выделяют три товарных фонда: рыночный фонд — поставка товаров в розничную торговлю; фонд промышленной переработки — поставка товаров промышленным предприятиям для переработки их в другие изделия народного потребления; внерыночный фонд — поставка товаров промышленным потребителям, использующим эти товары в качестве материалов вспомогательных, поставка в фонд снабжения армии и военизированных организаций и т. д.


ПОСТАВКИ НЕОТФАКТУРОВАННЫЕ (unbilled deliveries)

поставки товаров и средств производства, на которые от поставщика не поступили счета-фактуры или заменяющие их документы.


ПОСТАВЩИК (supplier; vendor)

юридическое лицо, обеспечивающее какими-либо товарами другое юридическое лицо на определенных условиях. ПОСТАВЩИКОМ может быть изготовитель продукции или посредник, получающий продукцию от изготовителя или другого посредника. Потребитель по каждому виду сырья, комплектующих изделий может пользоваться услугами одного поставщика или нескольких поставщиков.


ПОТЕРИ ОТ ДЕФИЦИТА (shortage costs; stockout costs; backorder costs)

убытки, которые несет поставщик (предприятие-изготовитель или посредник) и/или предприятие-потребитель из-за недопоставки или срыва поставки. Убытки поставщика могут выражаться суммой штрафа за недопоставку (если отсутствуют обстоятельства, освобождающие поставщика от ответственности, разницей между стоимостью обычной и экстренной доставки продукции потребителю и т.д. Убытки предприятия-потребителя выражаются в простое производства, неэкономичной замене материалов и т.д. Кроме того, потери, которые несет потребитель, могут также заключаться в ухудшении его имиджа, потери части клиентов и т.п. По этой причине часто используется показатель качества обслуживания.


ПОТЕРИ ТОВАРНЫЕ (operation and natural losses)

естественная убыль товаров при перевозках, хранении и продаже в пределах установленных норм естественной убыли, а также сверхнормативная убыль.


ПОТОК ИНФОРМАЦИОННЫЙ (information flow)

совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК соответствует материальному потоку и может существовать в виде, например, бумажного или электронного документа. Информационный поток характеризуется направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т. д. В логистике различают также горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной, выходной ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ. Если перечисленные выше характеристики ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА известны заранее, то под него можно зарезервировать ресурсы связи, выбрав оптимальный режим его транспортирования. Управление ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОКОМ заключается, например, в ограничении скорости передачи до величины, соответствующей скорости приема; в ограничении объема ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА до величины пропускной способности отдельного узла и/или участка пути. Затраты на обработку информационного потока являются важной составляющей издержек логистических.


ПОТОК МАТЕРИАЛЬНЫЙ (material flow)

продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК имеет, таким образом, размерность «Объем (количество, масса)/время». Формой существования МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА могут быть грузооборот склада, грузовой поток и др. В случае, когда МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК отнесен не к временному интервалу, а к моменту времени, он переходит в запас. Например, грузовой поток, рассматриваемый в заданный момент времени, является запасом в пути. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ подразделяются на внутренние по отношению к данной логистической системе и внешние по отношению к ней. Каждому МАТЕРИАЛЬНОМУ ПОТОКУ соответствует некоторый информационный поток, но это соответствие, вообще говоря, не является взаимно однозначным, изоморфным. Данные информационного потока могут не соответствовать фактическому состоянию МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА (недопоставка, ассортиментное несоответствие и др.). МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК и информационный поток могут быть синхронными, т. е. совпадающими по времени, и асинхронными, т. е. несовпадающими (запаздывание, опережение одного по отношению к др.). В реальных логистических системах МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК и информационный поток могут частично опережать и запаздывать по отношению к друг другу. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК на микрологистическом уровне обычно складывается из нескольких составляющих. Например, на предприятии оптовой торговли МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК может состоять из потока на участке разгрузки, участке хранения, участке комплектации. Характеристиками МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА являются также ритмичность, детерминированность, интенсивность и другие. Логистические операции, выполняемые над некоторым МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОТОКОМ, имеют характер случайных событий (например, подача железнодорожного вагона на подъездной путь предприятия оптовой торговли, наличие в момент подачи свободной погрузочно-разгрузочной техники), отдельные параметры которых можно вычислить с помощью математического аппарата теории вероятностей, массового обслуживания теории, графов теории и т.д. Моделью математического МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА может быть, например, многомерный случайный процесс и т.п.


ПОТОК МАТЕРИАЛЬНЫЙ ВХОДНОЙ (inbound material flow)

материальный поток внешний, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды.


ПОТРЕБИТЕЛЬ (consumer; customer)

физическое или юридическое лицо, использующее товары и изделия народного потребления, услуги, продукцию транспорта, продукцию произвопственно-технического назначения, научно-техническую продукцию и др. для удовлетворения личных нужд или для изготовления других товаров, оказании других услуг и т.д. В рыночной экономике в интересах потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, действуют поставщики, посредники и перевозчики, требования рынка в значительной мере определяют структуру логистических каналов. ПОТРЕБИТЕЛЬ может получать нужные ему товары непосредственно от поставщиков или через посредников.


ПОШЛИНЫ ТАМОЖЕННЫЕ (customs duties)

налоги, взимаемые таможней при пропуске товаров через таможенную границу. Перечень облагаемых ТАМОЖЕННЫМИ ПОШЛИНАМИ товаров и ее ставки сводятся в таможенный тариф. Различаются ввозные и вывозные ПОШЛИНЫ ТАМОЖЕННЫЕ. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ взимаются либо по твердым ставкам за единицу измерения товара (специфические пошлины), либо в процентах от цены товара (адвалорные пошлины), либо комбинированным методом.


ПРЕМИЯ СТРАХОВАЯ (insurance premium)

вознаграждение, выплачиваемое страхователем страховщику по договору страхования. СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ начисляется в определенном проценте от страховой суммы, называемом ставкой премии. Размер ставки премии зависит от условий страхования.


ПРЕТЕНЗИЯ (claim)

требование кредитора должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа и т. п. В соответствии с действующим претензионным порядком должнику сначала предъявляется ПРЕТЕНЗИЯ, затем, если должник в установленный срок не дал обоснованного ответа на ПРЕТЕНЗИЮ, спор может быть передан в суд. Действующим законодательством установлены сроки предъявления ПРЕТЕНЗИИ по договору поставки, договору перевозки и т. п., а также в розничной торговле по товарам и изделиям народного потребления (в том числе по тем, на которые установлен гарантийный срок).


ПРИБЫЛО ГРУЗОВ (frights arrived index)

показатель статистики перевозок грузов, характеризует конечный момент процесса перевозок и охватывает грузы, перевозка которых по эксплуатируемой сети путей сообщения в отчетном периоде завершена. Показатель ПРИБЫЛО ГРУЗОВ включает не только грузы, выданные грузополучателям после завершения процесса перевозки, но и сданные другим перевозчикам. Основным источником для расчета показателя ПРИБЫЛО ГРУЗОВ являются перевозочные документы.


ПРИЧАЛ (berth)

элемент портового комплекса, представляющий собой часть береговой линии порта, оборудованный причальными устройствами для швартовки и стоянки одного судна и устройствами для перегрузочных работ или для посадки и высадки пассажиров. По расположению различают береговой и плавучий (дебаркадер) ПРИЧАЛ; по назначению — грузовой, пассажирский и грузо-пассажирский ПРИЧАЛ; по специализации — ПРИЧАЛ отправления и ПРИЧАЛ прибытия или для посадки и высадки пассажиров.


ПРИЧАЛ ГОТОВЫЙ (ready berth)

встречающееся в чартерах условие, в соответствии с которым фрахтователь обязан предоставить судну причал и приступить к грузовым операциям по прибытии судна.


ПРОДУКЦИЯ ГОТОВАЯ (finished goods)

продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад готовой продукции или отгруженная потребителю. В качестве ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ могут рассматриваться также сырье, полуфабрикаты. В зависимости от цели производства ПРОДУКЦИЯ ГОТОВАЯ делится на основную, сопряжению и побочную; в зависимости от назначения — на валовую, товарную и т.д.


ПРОДУКЦИЯ НЕКОНДИЦИОННАЯ (substandard product)

продукция, не отвечающая требованиям стандартов, технических условий или образцам, которая не может быть доведена до установленной кондиции, но пригодна для использования в народном хозяйстве.


ПРОДУКЦИЯ НЕХОДОВАЯ (slow mover)

продукция ограниченного спроса, медленно оборачивающаяся на складе или в торговом предприятии; продукция группы C. Запасы НЕХОДОВОЙ ПРОДУКЦИИ, вообще говоря, выгоднее хранить на центральном складе. Однако одна и та же продукция, например, в зависимости от региона или времени года, может одновременно входить и в группу C и в группу A (ходовая продукция). По этой причине иногда оказывается выгоднее выполнить заявку на НЕХОДОВАЯ ПРОДУКЦИЯ (при ее отсутствии у дилера, к которому обратился потребитель) за счет внутрисистемного отпуска, а не за счет обращения на центральный склад.


ПРОДУКЦИЯ РЕАЛИЗОВАННАЯ (sales)

продукция предприятия-изготовителя, поступившая в отчетном периоде в хоз. оборот и оплаченная потребителем. ПРОДУКЦИЯ РЕАЛИЗОВАННАЯ рассчитывается как сумма объемов изготовленной в отчетном периоде товарной продукции, остатков нереализованной продукции, остатков продукции отгруженной, по которым срок оплаты не наступил; продукции, находившейся на ответственном хранении у потребителей на начало и конец периода.


ПРОДУКЦИЯ ТОВАРНАЯ (commercial output; marketable output)

продукция промышленного предприятия, изготовленная и предназначенная к продаже потребителям. ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ включает готовую продукцию, отпущенные на сторону полуфабрикаты, выполненные по заказам других предприятий услуги. В отличие от валовой продукции промышленного предприятия ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ не включает изменение остатков незавершенного производства, а также полуфабрикаты, предназначенные для потребления производственного самим предприятием. В ТОВАРНУЮ ПРОДУКЦИЮ включается повторный счет перенесенной стоимости средств производства. ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ определяется в оптовых ценах и используется при расчете себестоимости продукции, фондоотдачи и т.п.


ПРОДУКЦИЯ ЧИСТАЯ (net output)

показатель, характеризующий вновь созданную стоимость на промышленном предприятии. ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ отличается от валовой продукции промышленного предприятия на величину стоимости средств производства потребленных. Практически ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ рассчитывается как разность валовой продукции (товарной продукции промышленного предприятия) и суммы материальных затрат, включая амортизацию основных фондов.


ПРОДУКЦИЯ ЧИСТАЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (net product of wholesaling)

стоимостный показатель, отражающий результат затрат живого труда в материально-техническом обеспечении. Не имеет натурально-вещественной формы. Рассчитывается исключением из валовой продукции материальных затрат: канцелярских, типографских, почтовых расходов, амортизации основных фондов, недоамортизированной стоимости основных фондов, расходов по таре (за вычетом доходов по операциям с тарой). Включает зарплату занятых в отрасли без каких-либо удержаний и прибавочный продукт, который является следствием продолжения процессов производства в сфере обращения.


ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА (vehicle’s performance)

сводный обобщающий показатель, отражающий объем работы, выполняемой транспортным средством в единицу времени (час, сутки и др.). ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ автомобиля измеряется: для грузовых автомобилей — количеством тонно-километров (тонн) в среднем на 1 т грузоподъемности; для автобусов — количеством пассажиро-километров (пассажиров) в среднем на одно место вместимости. Определяется как отношение величины объема выполненной работы (тонно-километров, пассажиро-километров) к величине соответственно автотонн, автобусо-мест. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ грузового вагона измеряется в эксплуатационных тонно-километрах нетто за одни вагоно-сутки. Рассчитывается как отношение величины грузооборота нетто эксплуатационного к величине рабочего парка в вагоно-сутках. Зависит от нагрузки вагона, коэффициента порожнего пробега грузовых вагонов, скорости движения поездов, рейса вагонов груженых, простоев на станциях под грузовыми и транспортными операциями. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ локомотива — объем работы, приходящийся в среднем на один локомотив эксплуатируемого парка в сутки. Определяется делением величины грузооборота брутто на величину эксплуатируемого парка в локомотиво-сутках за отчетный период. Зависит от массы поезда брутто, скорости движения локомотива средней, средней продолжительности простоев на станциях оборота, приписки и смены локомотивных бригад, длины участков обращения локомотива. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ морского судна — объем работы морского грузового судна в единицу времени; измеряется количеством тонно-миль, приходящихся на 1 т грузоподъемности в среднем в сутки. Определяется как отношение грузооборота в тонно-милях к величине времени нахождения в эксплуатации в тоннаже-сутках. Зависит от грузоподъемности, времени и пробега судна. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ речного судна — объем работы, приходящейся на 1 судно в единицу времени, определяет, сколько тонно-километров (пассажиро-километров) за сутки эксплуатации или хода с грузом (пассажирами) приходится на единицу грузоподъемности, 1 кВт мощности или 1 пассажирское место. Рассчитывается как отношение общего количества выполненных тонно-километров к общему количеству тоннаже-суток на перевозках. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ транспортного самолета (вертолета) измеряется количеством тонно-километров загрузки самолета коммерческой в среднем на 1 самолет (вертолет). Определяется как отношение выполненного грузооборота коммерческой загрузки в тонно-километрах к среднему списочному числу транспортных самолетов (вертолетов). Зависит от степени использования вместимости (грузоподъемности) самолетов (вертолетов), расстояния и времени их полетов.


ПРОКАТ (leasing)

форма обеспечения потребностей предприятий, научно-исследовательских и других организаций в технических средствах путем выдачи их в аренду. Осуществляется на основе договоров между выдающими и получающими технические средства предприятиями и организациями, в которых указываются сроки, размеры и порядок возмещения расходов по организации проката, ответственность за сохранность полученных средств и за соблюдение договора, порядок получения и возврата, технического обслуживание и другие условия.


ПРОСТОЙ ВАГОНОВ (terminal time; load/unload time)

затраты времени вагонами на станциях под грузовыми и техническими операциями, определяется на основе непосредственного учета по вагонам рабочего парка в целом и отдельно по цистернам и вагонам рефрижераторных поездов и секций, а также по категориям простоя: транзитный (без переработки и с переработкой) и под грузовыми операциями. К транзитному ПРОСТОЮ ВАГОНОВ без переработки относится время нахождения на станции вагонов, с которыми на участках или сортировочных станциях не проводится маневровая работа. К транзитному ПРОСТОЮ ВАГОНОВ с переработкой относится время нахождения вагонов на станции, прибывающих в подлежащих расформированию поездах; вагонов и групп вагонов, с которыми на станции проводится маневровая работа, и т.п. К грузовому ПРОСТОЮ ВАГОНОВ относится время нахождения на станции вагонов, с которыми производится погрузка, разгрузка, сортировка мелких отправок и т.п. Учет ПРОСТОЯ ВАГОНОВ может вестись номерным способом (вагонооборот — до 50 вагонов в сутки) и безномерным (вагонооборот — свыше 50 вагонов в сутки).


ПРОЦЕСС ЛОГИСТИЧЕСКИЙ (logistics process)

упорядоченная на оси времени последовательность логистических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место. Формой существования ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА может быть, например, перевозочный процесс, технологический процесс грузопереработки на складе, процесс снабжения промышленного предприятия сырьем и материалами и т.п. ПРОЦЕСС ЛОГИСТИЧЕСКИЙ характеризуется следующими основными параметрами: а) управляющие воздействия (например, инструкции, приказы, цены на продукцию, тарифы транспортные); б) возмущающие воздействия, нарушающие функциональную связь между управляющими воздействиями и выходными переменными; могут быть внешние и внутренние (недопоставка, нарушение сроков доставки, искажение или запаздывание управляющего воздействия и т.п.); в) выходные переменные или регулируемые величины, т.е. параметры, достижение которых является целью ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (например, доходы транспортного предприятия от перевозок, уровень надежности снабжения и т.д.). Выходная переменная оценивается по некоторому критерию оптимальности. Отклонение фактического значения выходной переменной от требуемого значения можно оценить с помощью функции потерь. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС является оптимальным, если математическое ожидание функции потерь обращается в минимум. В реальных условиях выходная переменная так или иначе влияет на управляющие воздействия, т.е. осуществляется обратная связь. На практике математической моделью ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА в ряде случаев с той или иной степенью точности можно рассматривать, например, марковский процесс с дискретными состояниями и непрерывным временем (множество состояний процесса конечно или счетно; процесс переходит из одного состояния в др. скачкообразно под влиянием потоков однородных событий). ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС может быть описан с помощью блок-схемы, на которой в виде условных обозначений показаны типы операций, технологические режимы, средства технического оснащения, материальные и трудовые затраты; в виде технологической карты, маршрутной карты и т.п.


ПРОЦЕСС МАРКОВСКИЙ (Markov process)

случайный процесс, протекающий в системе, когда для любого момента tn вероятностные характеристики процесса в будущем зависят только от его состояния в момент tn и не зависят от того, как и когда система пришла в это состояние.


ПУЛ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЕВРОПЕЙСКИЙ (European Rаilway Wagon Pool)

основан в 1953 г.; коллективные члены (ж.-д. компании) в 9 европейских странах. ЕВРОПЕЙСКИЙ ПУЛ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ содействует обмену и совместному использованию участников пула определенной пропорции принадлежащего им парка грузовых вагонов. Структура ЕВРОПЕЙСКОГО ПУЛА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ включает комитет, бюро и два постоянных подкомитета. Штаб-квартира ЕВРОПЕЙСКОГО ПУЛА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ в Брюсселе (Бельгия).


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

 

 

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333