Открыть меню

Словарь логиста -О-

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

ОБОРОТ (turn; turn-round)

1) в учете запасов — интервал времени (в днях) между поступлением материалов на склад и отпуском материалов в производство, между поступлением продукции в торговое предприятие и ее реализацией и т. д.; 2) цикл использования грузового вагона, речного судна, контейнера и т. п., измеряемый от одной погрузки до следующей. Оборот грузового вагона — время полного цикла работы вагона, измеряемое от одной его погрузки до следующей в сутках и часах. В цикл входят время на погрузку, формирование поезда, следование вагона в составе поезда к месту выгрузки; простои вагона на участках и сортировочных станциях и под выгрузкой на станции назначения и т. д. Среднее время оборота вагона на железных дорогах определяется отношением затрат времени рабочего парка вагонов к числу погруженных вагонов. Понятие оборота вагона различают для разных категорий вагонов: для транзитных груженых вагонов (от приема до сдачи в груженом состоянии), для груженых вагонов, поступивших под разгрузку и затем используемых под погрузку (от приема в груженом состоянии до погрузки) и т. д. На оборот вагона оказывает существенное влияние величина полного рейса вагона. Оборот речного судна рассчитывается в сутках путем деления тоннаже-суток (сило-суток) в эксплуатации на тоннаже-рейсы (сило-рейсы) и включает время на выполнение различных операций (ходовое время, стояночное время и т.д.). Ускорение оборота влияет на сроки доставки (грузов) и себестоимость перевозок. Структура оборота тем лучше, чем выше коэффициент использования грузоподъемности и ниже коэффициент порожнего пробега, чем прогрессивнее нормы погрузки-выгрузки.


ОБРАБОТКА В РЕЖИМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ (time sharing)

система организации работ на ЭВМ, при которой обеспечивается одновременное обслуживание нескольких пользователей, работающих на индивидуальных абонентских пунктах в режиме непосредственного доступа. Абонентский пункт, кроме терминала, может быть оборудован периферийными устройствами ввода-вывода. Каждому пользователю выделяются необходимые ресурсы: оперативная и внешняя память, внешние устройства. Время центрального процессора разделяется между пользователями таким образом, что каждый из них получает для решения задач небольшой отрезок времени через равные интервалы времени или в соответствии с системой приоритетов. ОБРАБОТКА В РЕЖИМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ может применяться в автоматизированных системах управления складом (на каждом товарном участке установлены терминалы, подключенные к Центральной ЭВМ) и т.д.


ОБРАЗЕЦ БЕСПЛАТНЫЙ (free sample)

экземпляр материальной продукции, подлежащий безвозмездной передаче потенциальному покупателю. Обычно имеет соответствующую маркировку (напр., not for sale — не для продажи).


ОБСЛУЖИВАЕМОЕ ИЗДЕЛИЕ (serviceable product)

изделие, для которого проведение технического обслуживания предусмотрено в нормативно-технической и/или конструкторской документации.


ОБСЛУЖИВАНИЕ (servicing)

элементарная операция в массового обслуживания системе. Характеризуется временем обслуживания или величиной необходимой работы — в обоих случаях случайной величиной. ОБСЛУЖИВАНИЕ может иметь самые различные интерпретации в конкретных системах.


ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ (maintenance; servicing)

комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией машиностроительной продукции и др. изделий. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ включает работы по устранению дефектов, возникших при транспортировании товара к месту продажи, при складировании; пусконаладочные работы и т.д. Послепродажное ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ подразделяется на гарантийное (на период действия гарантийного срока) и послегарантийное (планово-предупредительные, текущие, капитальные ремонты). Уровень технического обслуживания, наряду с качеством и ценой, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Хорошая организация ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ создает имидж поставщика, формирует круг «приверженцев марки».


ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ (forwarding services)

вид деятельности спец. посредников (экспедиторов и других) по предоставлению грузоотправителю дополнительных услуг, связанных с подготовкой продукции к перемещению: оформление необходимых перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты за транспортировку груза, организация погрузочно-разгрузочных работ, информация для участников трансп. процесса, страхование, консолидация мелких отправок, упрощение таможенных формальностей и т. д. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ как отдельная отрасль экономики возникло в Европе более 110 лет назад. В 1880 г. в Лейпциге состоялся первый конгресс экспедиторов европейских стран. В России в 90-е гг. реализуется гос. инновационная программа «Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания» («Терминал»). Координацию работ по ее реализации осуществляет Минтранс РФ.


ОБЫЧАИ ПОРТА (customs of the port)

сложившееся на практике толкование тех или иных условий в области коммерческой эксплуатации флота морского. В торговом мореплавании ОБЫЧАИ ПОРТА регулируют взаимоотношения участников перевозки, связанные с организацией погрузочно-разгрузочных операций, распределением затрат по ним, нормированием грузовых работ и исчислением сталийного времени. ОБЫЧАИ ПОРТА применяются в тех случаях, когда это обусловлено договором морской перевозки, а также в силу того, что норма права, подлежащая применению при разрешении вопросов, возникающих во взаимоотношениях сторон, отсылает их к ОБЫЧАЯМ ПОРТА. Если ОБЫЧАИ ПОРТА не противоречат действующему законодательству страны применения, они считаются безусловными.


ОГОВОРКА АВАРИЙНАЯ (average clause)

условие страхования, предусматривающее франшизу; является стандартной оговоркой по судам и грузам. Может содержаться в полисе. В полисах по неморскому страхованию в АВАРИЙНОЙ ОГОВОРКЕ обычно указывается, что убытки подлежат возмещению пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости объекта страхования.


ОГРАНИЧЕНИЯ (constraints)

запись условий, в которых действительны расчеты, использующие модель математическую. Обычно представляя собой систему уравнений и неравенств, они в совокупности определяют область допустимых решений. Совместность системы ограничений — обязательное условие разрешимости модели. На практике в качестве ОГРАНИЧЕНИЯ часто выступают ресурсы сырья и материалов, капитальные вложения, возможные варианты расширения предприятий, потребности в продукции производственно-технического назначения. Использование ОГРАНИЧЕНИЙ открывает возможность приблизительного, прикидочного решения некоторых оптимизационных задач: меняя ограничения, можно оценить диапазон значений, в пределах которых находятся решения задачи.


ОПЕРАЦИЯ (operation)

1) элементарная часть процесса функционирования экономической системы, стабильная по содержанию и имеющая самостоятельную цель. Характеризуется множествами входных ресурсов, количественных и качественных характеристик продуктов, получаемых в результате ее выполнения, а также допустимых технологических способов; 2) совокупность действий, направленных на достижение некоторой цели. Математически ОПЕРАЦИЯ описывается следующими множествами: начальных условий, характеристик внешней среды, альтернативных стратегий, предназначенных для достижения цели (или целей) ОПЕРАЦИИ, характеристик этих целей, т. е. ожидаемых результатов.


ОПЕРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ (logistical operation)

самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального потока и/или информационного потока. ОПЕРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ может быть задана множеством начальных условий, параметров внеш. среды (переменных, не управляемых с точки зрения данной логистической системы; эти переменные могут быть фиксированными, случайными фиксированными и неопределенными), альтернативных стратегий, характеристик целевой функции. ОПЕРАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ могут быть классифицированы на внешние (направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта) и внутренние (в рамках реализации функции производства), ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ первого типа в значительно большей степени, чем второго, подвержены влиянию ряда случайных переменных (колебания рыночной конъюнктуры, невыполнение поставщиками обязательств по поставкам и другие), порой должны производиться в условиях частичной или полной неопределенности. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ могут быть односторонними или двусторонними (связанными с переходом права собственности на товар, рисков страховых с одного лица на др.), с добавленной стоимостью или без таковой (термин «ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ с добавленной стоимостью» (value-added logistics) широко используется в зарубежной литературе по логистике; он может обозначать различные услуги, оказываемые потребителям распределительными центрами — раскрой, фасовка и т. д., операции кастомизации машиностроительной продукции — комплектация легковых автомобилей различными дополнительными принадлежностями и т. д., сборка в распределительном центре продукции, которую выгоднее перевозить в разобранном виде с целью уменьшения издержек транспортных и исключения несохранных перевозок (например, мебель). К числу ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ относятся дробление (грузового потока), комплектация, обандероливание, консолидация, пакетирование, перевалка, погрузка, разгрузка, транспортирование, упаковывание, уплотнение, фасование, хранение, штабелирование, кантование, сортирование, взвешивание, некоторые операции предпродажного технического обслуживания машиностроительной продукции, выполняемые в торговых предприятиях, и т. д.


ОПЕРАЦИЯ НАЧАЛЬНО-КОНЕЧНАЯ, СТОЯНОЧНАЯ ОПЕРАЦИЯ (terminal operation)

применяемый при формировании тарифных схем термин, включающий различные логистические операции в месте отправления и в месте назначения груза (погрузка, разгрузка, взвешивание и т. д.)


ОПИСЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ (inventory register)

ведомость, в которой фиксируют данные снятия остатков товарно-материальных ценностей в натуральном выражении. ОПИСЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ составляется по каждому виду и месту нахождения инвентаризуемых ценностей в присутствии материально ответственных лиц. По материальным ценностям, находящимся на ответственном хранении, составляются отдельные ОПИСИ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫЕ. В ОПИСИ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ указывают наименование объекта описи, его учетный код, количество и вес в единицах измерения, принятых в учете, местонахождение, техническую характеристику или свойственные ему признаки, цену, сумму.


ОПЛАТА ФРАХТА (payment of freight)

определяется чартером. В практике торгового мореплавания обычно применяют следующие способы расчетов по фрахту: 1) в зависимости от кол-ва груза: а) за погруженное кол-во груза, когда коносамент в плане ОПЛАТА ФРАХТА является окончательным доказательством перевезенного кол-ва груза; б) за доставленное количество груза, когда груз при выгрузке пересчитывается (перевешивается) и фрахт оплачивается за пересчитанное, т. е. фактически доставленное, количество груза; 2) в зависимости от времени оплаты: а) полная ОПЛАТА ФРАХТА по доставке и выгрузке груза, т. е. по выполнении судовладельцем своих обязательств. (Учитывая, однако, что залоговое право на груз судовладельцы могут реализовать лишь до тех пор, пока груз находится под их контролем, в чартерах обычно оговаривается обязанность фрахтователя выплатить 90 % фрахта при начале выгрузки либо в ее процессе и лишь 10 % после полной сдачи груза); б) полная ОПЛАТА ФРАХТА при подписании коносаментов, т. е. авансирование фрахта; в) промежуточные варианты, т.е. частичная ОПЛАТА ФРАХТА при подписании коносаментов или через обусловленный период времени после их подписания с доплатой остатка в последующий период рейса либо по его завершении.


ОПЦИОН (option)

право выбора между альтернативными условиями договора. В чартерах обычно встречаются условия о грузовом и географическом ОПЦИОНЕ.


ОПЦИОН ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ (geographical option)

право фрахтователей, оговоренное в чартере, выбрать порт(ы) погрузки и/или выгрузки из числа обусловленных в чартере. В отношении каждой группы портов (порты погрузки, порты выгрузки) ОПЦИОН ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ может быть использован (заявлен) только один раз, после чего фрахтователь утрачивает право выбора. ОПЦИОН ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ должен заявляться не позже обусловленного в чартере срока с таким расчетом, чтобы судно не совершало лишних переходов вследствие позднего номинирования порта. Опциональные порты, из которых может быть номинирован порт погрузки или выгрузки, оговариваются в чартере путем перечисления ряда портов или иным путем. ОПЦИОН ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ широко применяют при заблаговременном, массовом фрахтовании тоннажа, если программа отгрузки товара фрахтователем еще не ясна в деталях или при фрахтовании на длительные сроки, например, на ряд последовательных рейсов.


ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МЕЖДУНАРОДНАЯ, ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO)

специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами международного сотрудничества в области гражданской авиации. Цель ИКАО — разработка международных стандартов в области гражданской авиации, повышение безопасности полетов, обобщение опыта подготовки кадров и др. Основана в 1944 г., функционирует с 1947 г. Высший орган — ассамблея, созываемая один раз в три года. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).


ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ, ИМО (International Maritime Organization, IMO)

Международная межправительственная организация, входящая в число специализированных учреждений ООН (до 1982 г. — Межправительственная морская консультативная организация). Создана в 1958 г. Цель этой организации — содействие сотрудничеству государств по техническим вопросам судоходства, соблюдение норм безопасности мореплавания и другое. Высший орган ИМО — ассамблея, созываемая один раз в два года. В промежутках между сессиями деятельностью ИМО руководит совет, избираемый ассамблеей. Административный рабочий орган ИМО — секретариат со штаб-квартирой в Лондоне (Великобритания).


ОРДЕР НА ОБРАБОТКУ ГРУЗОВ (load handling order)

документ, выдаваемый организацией, занимающейся обработкой грузов, для перевозки или иной обработки грузов, за которую она несет ответственность.


ОРДЕР ПОГРУЗОЧНЫЙ (shipping order)

первичный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приемки на судно. ОРДЕР ПОГРУЗОЧНЫЙ выписывается в нескольких экземплярах и содержит след, сведения: наименование, род и количество груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование грузоотправителя и грузополучателя; наименование портов отправления и назначения; название судна; дату составления ПОГРУЗОЧНОГО ОРДЕРА. При погрузке на палубу ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРДЕР должен содержать оговорку о согласии на это грузополучателя. Судну вручается два экземпляра ПОГРУЗОЧНОГО ОРДЕРА, на одном из которых после погрузки груза расписывается представитель судовой администрации. Этот экземпляр ПОГРУЗОЧНОГО ОРДЕРА является так называемой штурманской распиской и служит основанием для выписки коносамента.


ОСТАТКИ ОЖИДАЕМЫЕ (in-stock balance forecast)

предполагаемая величина остатков на начало текущего периода. Расчет их производится исходя из фактического наличия запасов на начало текущего периода, ожидаемых поступлений и расхода материальных ресурсов до начала след, периода. Данные о фактических остатках берутся из карточек складского учета товаров и оборотных ведомостей. Ожидаемое поступление — поступление материалов в текущем периоде; расход берется за тот же период.


ОТБОР РИСКОВ (selection of risks)

меры страховщика по целенаправленному формированию прибыльного страхового портфеля путем привлечения на страхование объектов определенного рода и уклонения от страхования др. объектов. Ставки страховых премий не всегда точно учитывают особенности объектов страхования, поэтому страховщики вынуждены отказываться от страхования объектов с заниженными ставками. ОТБОР РИСКОВ диктуется также необходимостью сбалансированности страхового портфеля, достижения оптимального соотношения между максимальными обязательствами по одному страховому случаю и размером страхового фонда. С этой целью необходимо учитывать, как размер страховых сумм, так и скопление объектов страхования на данной территории.


ОТГРУЗКА (shipping)

передача изготовленной продукции перевозчику для доставки потребителю или непосредственно потребителю в месте изготовления. Датой отгрузки считается дата приема продукции перевозчиком, зафиксированная в перевозочных документах, или дата акта сдачи продукции потребителю в месте ее производства. Под ОТГРУЗКОЙ может также пониматься отправка продукции не в адрес конечного потребителя, а в адрес снабженческо-сбытовой организации или другого посредника. ОТГРУЗКА учитывается, как правило, в натуральных показателях.


ОТПРАВКА (shipment)

единица наблюдения перевозок грузов, представляющая собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю. В юридическом смысле отправка в процессе транспортирования является неделимой. В установленном законом порядке может быть произведена ее переадресовка, реконсигнация и т. д. Различаются след, категории отправок: пакетные, контейнерные, вагонные, маршрутные, групповые, судовые, сборные и мелкие отправки. В статистике перевозок грузов по каждой отправке учитываются также категория скорости, род груза, провозная плата и т.д.


ОТПРАВКА МЕЛКАЯ (less-than-carload, LCL; less-than-full load; less-than-truckload, LTL; small shipment)

предъявленный по одному перевозочному документу груз, не позволяющий использовать целиком грузоподъемность подвижного состава (средств производства), не соответствующий норме транзитной. При этом мелкой считается отправка партии груза массой от 20 кг до 5 т, занимающая до 1/3 вместимости четырехосного вагона, малотоннажной — отправка массой от 10 до 20 т, занимающая до 1/2 вместимости вагона. В начале 80-х гг. на советских железных дорогах наблюдалась тенденция сокращения удельного веса МЕЛКОЙ ОТПРАВКИ в связи с передачей их части на контейнерные перевозки, однако в конце 80-х гг. начался обратный процесс, связанный с развитием кооперативного движения, малых предприятий и т.д. Средняя масса МЕЛКОЙ ОТПРАВКИ в 80-е гг. составляла 1300 кг, а уровень использования грузоподъемности вагона не превышал 25 %, МЕЛКУЮ ОТПРАВКУ перевозят в сборных вагонах (pool car), подразделяемых на прямые, перегрузочные и др. Ускорение доставки МЕЛКОЙ ОТПРАВКИ в сборных вагонах может быть достигнуто концентрацией грузовых потоков на основе применения различных методов, в том числе методов оперативно-календарного планирования. Понятие МЕЛКОЙ ОТПРАВКИ используется и на других видах транспорта общего пользования.


ОТПРАВЛЕНО ГРУЗОВ (freights shipped index)

показатель статистики перевозок грузов; характеризует объем продукции отраслей сферы материального производства, предъявленной к перевозке и отправленной по назначению. Показатель ОТПРАВЛЕНО ГРУЗОВ характеризует начальный этап перевозочного процесса и дается в группировке по категориям отправок, родам грузов, и по видам транспорта общего пользования. Основным источником для расчета показателя ОТПРАВЛЕНО ГРУЗОВ являются перевозочные документы.


ОТПУСК БЕЗНАРЯДНЫЙ (unauthorised shipment)

реализация продукции, распределявшейся в плановом порядке, потребителю, которому данная продукция в плановом периоде не была выделена, а также использованием предприятием-изготовителем продукции для собственных нужд или на промышленную переработку сверх выделенных фондов. В 1987 г. организациями Госснаба СССР было получено 46 млн. 301 тыс. руб. в виде штрафов за БЕЗНАРЯДНЫЙ ОТПУСК, или 4,54% всех взысканных ими штрафов.


ОТПУСК ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ (inwards shipment)

отпуск товаров со складов одной снабженческо-сбытовой организации другой в пределах одной системы снабжения. Понятие ОТПУСК ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ широко применялось в рамках командной экономики. ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ ОТПУСК допускался только в экономически обоснованных границах в пределах плана, так как он был связан с доп. расходами, вызываемыми излишними перевалками грузов, увеличением сроков доставки грузов непосредственным потребителям.


ОТПУСК ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (finished goods issue)

сдача готовой продукции транспортным организациям для дальнейшей отправки потребителю (получателю). ОТПУСК ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ со склада оформляется на бланке. В нем указываются необходимые реквизиты: основание на отгрузку, цена и кол-во продукции.


ОТПУСК МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВО (raw materials issue to workshops)

одна из заключительных стадий материально-технического обеспечения на предприятии. ОТПУСК МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВО производится со склада отдела снабжения предприятия при наличии оформленных в установленном порядке документов на право получения материалов; только тем лицам, которые имеют на это право. Материалы могут быть отпущены только после проведения количественной и качественной проверки поступивших грузов; выдача материалов должна производиться путем взвешивания, обмера, подсчета; необходима тщательная проверка соответствия отпускаемых материалов затребованным.


ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА (industrial waste; reclamation materials; scrap)

остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе изготовления товаров и утратившие полностью или частично потребительские свойства. К ним относятся продукты физико-химической переработки сырья; продукты добычи и обогащения полезных ископаемых, получение которых не является целью производственного процесса; вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод и другого. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА делятся на используемые и неиспользуемые. За рубежом потребитель в ряде случаев пользуется правом включения в договор поставки условия о возврате (полностью или частично) используемых отходов поставщику. Если же отходы образуются в малом кол-ве, то потребители в целях их реализации обычно прибегают к услугам посредников: разъездных торговцев (scrap peddlers), собирающих как ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА, так и отходы потребления от частных лиц и продающих эти отходы дилерам, имеющим, как правило, склады и специализированное оборудование для сортировки и первичной переработки отходов. Дилеры отправляют укрупненные партии отходов на перерабатывающие предприятия. Крупные предприятия нередко пользуются услугами брокеров, организующих поставки отходов на перерабатывающие предприятия. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА нередко реализуются на условиях тель-кель.


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333