Открыть меню

Словарь логиста -Н-

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

НАГРУЗКА ВАГОНА (static and/or dynamic loading of freight car)

показатель степени использования грузоподъемности и вместимости вагона в зависимости от перевозимых грузов и дальности их транспортировки. Различают статическую и динамическую НАГРУЗКУ ВАГОНА. Статическая НАГРУЗКА ВАГОНА — количество груза (в тоннах), погруженного в вагон. Средняя статистическая НАГРУЗКА ВАГОНА определяется делением массы погруженных грузов на кол-во вагонов. Динамическая НАГРУЗКА ВАГОНА рабочего парка — количество грузов в тоннах, приходящееся в среднем на грузовой вагон рабочего парка на всем пути следования; вычисляется путем деления грузооборота нетто эксплуатационного на общий пробег грузовых вагонов рабочего парка. Динамическая нагрузка груженого вагона характеризует среднюю загрузку груженого вагона на всем пути следования и рассчитывается путем деления грузооборота нетто эксплуатационного на пробег груженых вагонов рабочего парка.


НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ (reliability of supply)

гарантированность обеспечения потребителя нужными ему материальными ресурсами в течение заданного промежутка времени, вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т. п. Задача расчета надежности снабжения решается с применением методов теории вероятностей, теории надежности, массового обслуживания теории и др. В самом общем виде НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ рассчитывается как разность 1-Ротк(t), где Ротк(t) — вероятность отказа в удовлетворении заявки потребителя. В более сложных моделях надежности снабжения учитываются также зависимости между отказами (например, имеется ли некоторый случайный фактор, могущий повлиять на надежность всех поставщиков одновременно), виды взаимодействия логистических каналов в случае отказа одного из них (все или только часть свободных в данный момент каналов переключаются на выполнение необслуженной заявки; происходит ли прерывание выполнения текущей заявки и переключение занятого канала на выполнение необслуженной приоритетной заявки и т. д.) и другие факторы.


НАКЛАДНАЯ (materials issue ticket; consignment note; waybill)

документ бухгалтерского учета (форма № 87), которым оформляется выдача и прием товарно-материальных ценностей. Содержит полное наименование организации (предприятия), выдавшей ее; дату и номер, сведения об отпущенных (принятых) товарно-материальных ценностях; подписи ответственных лиц и т. д.


НАКЛАДНАЯ АВИАГРУЗОВАЯ (air waybill AWB)

перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки между грузоотправителем и воздушным перевозчиком в международном сообщении. НАКЛАДНАЯ АВИАГРУЗОВАЯ включает следующие реквизиты: код перевозчика, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, код валюты, код вида оплаты, массу брутто груза (в фунтах или кг), класс тарифа (С — спец. грузовой тариф (корейт), М — мин. тариф, R — тариф со скидкой и т.д.). НАКЛАДНАЯ АВИАГРУЗОВАЯ имеет фирменный знак и наименование авиакомпании и серийный номер.


НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ДОРОГ, ДОРОЖНЫЙ НАЛОГ (highway-user tax; road tax)

денежная сумма, отчисляемая в бюджет в виде надбавки к цене горюче-смазочных материалов, сбора за получение водительских прав, налога на приобретение автомобиля (зависит от массы автомобиля и/или мощности двигателя) и т.п. Используется при формировании дорожного фонда.


НАМСО, ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ СНАБЖЕНИЯ НАТО (NATO Maintenance and Supply Organization, NAMSO)

создана в 1958 г. по предложению США и в соответствии с резолюцией Совета НАТО. Членами НАМСО (данные 1996 г.) являются 15 стран-членов НАТО (кроме Исландии); годовой бюджет 500 млн. долл. Цель НАМСО — обеспечение логистической поддержки военной техники, находящейся на вооружении НАТО, как в мирное, так и в военное время; координация работ по формированию заказов предприятия оборонной промышленности по более чем 30 видам военной техники, организация хранения и доставки военной техники заказчикам. Высший орган НАТО — Совет директоров, включающий председателей стран-членов НАТО, представителя Генерального секретаря НАТО и представителя Командующего объединенными силами НАТО в Европе; имеются два постоянных комитета (логистики и фин.). Исполнительный орган НАМСО — Агентство по снабжению (NAMSA). Штаб-квартира НАМСО находится в г. Капеллен (Люксембург).


НАРЯД (order)

акт на поставку, задание поставщику обеспечить поставку продукции в указанном ассортименте, кол-ве и в требуемые сроки. Поставщику выдается либо НАРЯД с указанием конкретного потребителя, либо групповой НАРЯД с указанием фондодержателя. НАРЯД служит основанием для выдачи разнарядки. Сроки выдачи НАРЯДА предусмотрены в условиях поставки и в других нормативных актах.


НАЦЕНКА, НАДБАВКА, НАКИДКА (markup)

1) часть стоимости реализуемой продукции, представляющая собой специфический вид цены за услуги посредника по реализации продукции, ее подготовке к потреблению производственному и т.п.; 2) увеличение цены, связанное с внесение потребителем изменений в принятый к исполнению заказ; 3) часть страхового тарифа, используемая для покрытия расходов, связанных с проведением страховых операций. Рисковая НАДБАВКА используется для создания страхового фонда для выплат по операциям, риск которых превышает средний уровень; 4) часть грузовых тарифов.


НЕДОБОР (undercharge)

результат неправильного применения тарифов и ошибок при расчете провозной платы; сумма, недоплаченная за перевозку. Если НЕДОБОР превышает определенную сумму, то он подлежит взысканию с грузоотправителя (грузополучателя).


НЕДОГРУЗ (underloading)

неполное использование грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и/или грузовместимости транса средства. За НЕДОГРУЗ виновная сторона (грузоотправитель, экспедитор и т.д.) уплачивает штраф. Может быть законодательно предусмотрено освобождение виновной стороны от ответственности за НЕДОГРУЗ при условии восполнения допущенного недогруза в течение определенного периода времени (обычно — текущей декады) и в некоторых других случаях. НЕДОГРУЗ также называется неполное использование объема и/или грузоподъемности тары (контейнера и т. п.)


НЕДОПОСТАВКА (underdelivery)

поставка продукции в меньшем количестве, чем предусмотрено договором поставки или принятым к исполнению нарядом на данный период. Кол-во продукции, недопоставленное поставщиком или невыбранное потребителем в определенном периоде, подлежит восполнению соответственно в след, периоде. По продукции, не распределенной в плановом порядке, восполнение производится в пределах срока действия договора. Восполнение НЕДОПОСТАВКИ производится в номенклатуре того периода, в котором она допущена. Восполнение НЕДОПОСТАВКИ другим наименованием, входящим в данную номенклатуру промышленной продукции, допускается с согласия потребителя.


НЕДОСТАЧА (materials missing, short delivery)

несоответствие между кол-вом товарно-материальных ценностей, указанным в карточках складского учета, перевозочных документах, и фактическим наличием их. НЕДОСТАЧА устанавливается при инвентаризации или оперативной проверке путем взвешивания, обмера, поштучного счета фактического наличия и сопоставления с данными документов. Основными причинами НЕДОСТАЧИ материалов являются: естественная убыль при хранении и транспортировке; отгрузка или отпуск готовой продукции в меньших количествах, чем указывается в документах; несоблюдение установленных правил хранения; хищения и другое. НЕДОСТАЧА в пределах норм естественной убыли или вследствие стихийных бедствий списывается на издержки обращения или производства. В других случаях стоимость НЕДОСТАЧИ товарно-материальных ценностей относится в установленном порядке на виновных лиц. При обнаружении НЕДОСТАЧИ составляется акт коммерческий (в определенных случаях) или акт общей формы. Последний составляется получателем продукции с участием поставщика или перевозчика, а в случае их отказа — комиссией, образуемой покупателем.


НЕУСТОЙКА (penalty)

денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. НЕУСТОЙКА может быть установлена в виде твердой суммы дополнительного платежа, в % к сумме неисполненного обязательства. Разновидностями НЕУСТОЙКИ являются штраф и пеня. Стороны договора поставки вправе повысить размеры НЕУСТОЙКИ (договорная НЕУСТОЙКА). В отдельных случаях с виновной стороны могут быть взысканы убытки в полной сумме сверх НЕУСТОЙКИ (кумулятивная НЕУСТОЙКА), например, при поставке продукции производственно-технического назначения ненадлежащего качества. Для взыскания НЕУСТОЙКИ установлены сокращенные сроки исковой давности.


НЕФТЕБАЗА (oil terminal)

комплекс сооружений и объектов, основными из которых являются: резервуарный парк, состоящий из подземных, полуназемных и наземных баков для раздельного хранения темных и светлых нефтепродуктов и масел; приемные и раздаточные устройства; сеть трубопроводов, котельная, водопровод для целей пожарной защиты и др. Резервуары могут быть цилиндрическими (вертикальными и горизонтальными), сферическими, прямоугольными и др. Для приема нефтепродуктов с железной дороги к НЕФТЕБАЗЕ обычно прокладывают подъездной путь. Для перекачки нефти с НЕФТЕБАЗЫ на танкер или приема нефти из танкера на НЕФТЕБАЗУ вдоль причала прокладывают трубопровод с рядом приемо-раздаточных колодцев. Производительность и темпы погрузки-разгрузки зависят от транспортной характеристики перекачиваемого нефтепродукта и мощности насосных установок.


НИША (niche)

сегмент рынка (совокупность потребителей, характеризуемая однотипной реакцией на предлагаемую продукцию), контролируемый данным поставщиком, в рамках которого он является ведущим.


НОМЕНКЛАТУРА ГРУЗОВ ЕДИНАЯ ТАРИФНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ (freight clаssification guide; uniform freight classification)

базисный перечень грузов для всех видов транспорта общего пользования, обеспечивающий увязку автоматизированных систем обработки данных о перевозках грузов и взаимодействие перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями при определении провозной платы. ЕДИНАЯ ТАРИФНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА ГРУЗОВ построена по производственно-отраслевому принципу — грузы, имеющие примерно одинаковое назначение при производстве или потреблении, объединены в соответствующие разделы и тарифные группы. Разделов насчитывается 11, групп — 69. В группы 1-7 входит продукция сельского хоз-ва, в группы 8-69 — продукция промышленности. Тарифные группы делятся на тарифные позиции (их насчитывается 247). ЕДИНАЯ ТАРИФНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА ГРУЗОВ была введена в 1960 г. Действующая редакция ЕДИНОЙ ТАРИФНО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ГРУЗОВ (кол-во тарифных групп в ней составляет 73, тарифных позиций — 266) опубликована в 1997 г.


НОМЕНКЛАТУРА КАЛЬКУЛЯЦИОННЫХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ (manufacturing and distribution costs list)

перечень издержек производства и сбыта товарной продукции, работ и услуг по статьям калькуляции. Каждая статья номенклатуры определяет вид затрат по их целевому назначению и отношению к технологическому процессу производства. Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов определяет, сколько и каких расходов произведено не только на изготовление и сбыт всей товарной продукции, но и отдельного ее вида, выполненной работы и оказанной услуги. В промышленности установлена следующая типовая номенклатура калькуляционных статей расходов: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; топливо и энергия на технологические цели; основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальное страхование; расходы на подготовку и освоение производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы; потери от брака; прочие производственные расходы; внепроизводственные расходы. Все расходы без внепроизводственных составляют производственную себестоимость, а с включением внепроизводственных — полную себестоимость продукции.


НОМЕНКЛАТУРА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (manufactured products range)

систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении. НОМЕНКЛАТУРА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ содержит принятые в учете единицы измерения и установленные органами государственной статистики (шифры) позиций, применяемые при автоматизированной обработке информации.


НОРМА ЗАКАЗНАЯ (minimum order size)

минимальное количество продукции, принимаемое поставщиком к производству по одному заказу. Величина НОРМЫ ЗАКАЗНОЙ определяется технико-экономическими параметрами производства. За выполнение малотоннажных и мелкопартионных заказов потребители производят доплату к оптовым ценам. Укрупнение мелкопартионных заказов до НОРМЫ ЗАКАЗНОЙ могут осуществлять различные посредники, организующие складские поставки на межрайонные подсортировочные базы.


НОРМА ТРАНЗИТНАЯ (carload; truckload; minimum quantity shipped)

минимальная масса груза, принимаемого к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком. НОРМА ТРАНЗИТНАЯ зависит от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и вида продукции.


НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ (rates of natural loss)

разработанные на научной основе и утвержденные в установленном порядке предельные объемы потери массы или объема перевозимых грузов или складируемых товарно-материальных ценностей под воздействием естественной убыли (усушка, утруска и другое), за которые перевозчик, торговое предприятие или склад не несет ответственности. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ обычно зависят от расстояния перевозки, количества перевалок, вида тары, времени года и исчисляются отдельно по каждому виду транспорта, участвующему в перевозке. Установленные в % к товарообороту НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ являются предельными величинами и относятся на издержки обращения; потери сверх НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ относятся на материально ответственных лиц; списываются при инвентаризациях. В страховании и претензионно-исковой работе НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ могут использоваться для определения страховой стоимости грузов и товарно-материальных ценностей при наступлении страхового случая. При наступлении страховых случаев на складе размер естественной убыли может исчисляться в % к отпущенной продукции за межинвентаризационный период и к остаткам (продукции) на конец инвентаризационного периода с учетом гарантийного срока хранения. НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ не применяются при наличии признаков хищения, баратрии и др. При включении в условия страхования ответственности за недостачу применяется франшиза или недостача уменьшается с учетом НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ.


НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ (loading/unloading standard rates)

условия, определяющие количество единицы массы или объема груза, подлежащих погрузке-выгрузке за единицу времени. Регулируются различными нормативными актами или на договорной основе. Устанавливаются раздельно для механизированного и немеханизированного способов погрузки-выгрузки и в зависимости от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и его типа. НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ для грузов негабаритных устанавливаются по соглашению сторон. НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ на различных видах транспорта общего пользования имеют свою специфику. Например, на морском транспорте НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ могут устанавливаться в целом для судна или на каждый рабочий люк, фиксироваться в чартерах в ед. массы или объема за час, рабочий день, сутки; либо оговариваться, что грузовые операции должны производиться по обычаям портов. Время, связанное с грузовой обработкой судов, может определяться также по судо-часовым нормам (кол-во погруженного или выгруженного из судна груза в течение часов общего времени его грузового обслуживания). Судо-часовые нормы подразделяются на общие и специальные и устанавливаются с учетом конструкции и грузоподъемности судов, рода перевозимого груза и его упаковки, технического оснащения и грузооборота причала. На автомобильном транспорте в основные НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ также включено время, необходимое для маневрирования автомобилей и оформления перевозочных документов. В дополнительные НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ включено время на взвешивание и перевешивание груза, обмер объема, пересчет грузовых мест и т. д.


НОРМЫ ПРОСТОЯ (free time standards; free time stipulated for loading/unloading)

время, в течение которого с подвижным составом (средством транспорта), прибывшим к месту погрузки-выгрузки, должны быть выполнены необходимые грузовые и технические операции. НОРМЫ ПРОСТОЯ регламентируются правилами перевозок и другими нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования. На морском транспорте НОРМЫ ПРОСТОЯ устанавливаются в виде сталийного времени; за досрочное освобождение судна из-под грузовых операций фрахтователь получает от судовладельца диспач. При всех обстоятельствах грузоотправитель (грузополучатель) за задержку транспортного средства под погрузкой-выгрузкой несет имущественную ответственность перед перевозчиком, если не докажет, что эта задержка произошла не по его вине.


НОРМЫ РАСХОДА (rate of use; usage rate)

максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции установленного качества, выполнение технологических операций и т. д. НОРМЫ РАСХОДА могут быть классифицированы, например, по степени детализации (сводные и специфицированные), по объекту нормирования (пооперационные, подетальные, поиздельные, поузловые) и т. д. В общем виде НОРМЫ РАСХОДА определяются как сумма чистого веса изделия (или веса материала, входящего в его состав) и величины отходов производства и прочих потерь. НОРМЫ РАСХОДА используются при прогнозировании потребности в продукции производственно-технического назначения. К числу важнейших показателей прогрессивности норм расхода относятся повышение коэффициента использования материалов и снижение материалоемкости продукции.


НЭТ-ТЭРМЗ (net terms)

условие фрахтования судна, по которому оно считается свободным от расходов по погрузке и выгрузке грузов.


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333