Открыть меню

Словарь логиста -Э-

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

ЭДИФАКТ (electronic data interchange for administration, commerce and transport, EDIFACT)

стандарт электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте. Над созданием этого стандарта более 10 лет работали Американский комитет по стандартам при Американском национальном институте стандартов и Экономическая комиссия ООН по упрощению торговых операций, в результате чего в 1987 г. был утвержден международный стандарт ИСО 9735, названный ЭДИФАКТ, который регламентирует электронный обмен документами в сферах административной, коммерческой и трансп. деятельности. В 1988 г. сессия Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН приняла спец. решение по вопросу внедрения правил ЭДИФАКТ, которые в том же году получили статус правил ООН. В ЭДИФАКТ выделены четыре основных компонента, подлежащих стандартизации при подготовке документов для передачи по каналам связи. Это элементы данных (data elements), стандартные группы элементов данных (standard data segments), стандартные сообщения (standard messages) и правила создания форматов документов (syntax rules). Элементы данных представляют собой самые мелкие, не поддающиеся делению части информации, например, дата документа, название места назначения, сумма налога на добавленную стоимость. Более 600 элементов данных, используемых в междунар. торговле и на транспорте, опубликованы в специальном справочнике UNTDID, а также утверждены в качестве специального стандарта (ИСО 7372). Периодическое пополнение этого справочника осуществляется под руководством Секретариата ЕЭК.


ЭКВИВАЛЕНТ ДВАДЦАТИФУТОВЫЙ, ДФЭ (twenty-foot equivalent unit, TEU)

 условная единица учета парка контейнеров и контейнерных перевозок, за которую принят интермодальный контейнер ИСО размерами 20 х 8 х 8 футов (6058 х 2438 х 2438 мм) типа 1СС. В ДФЭ (TEU) также рассчитываются показатели грузооборота портов, контейнерных терминалов; грузовместимость судов-контейнеровозов и т. п. В статистике перевозок грузов контейнер ИСО типа 1А принимается за 2 ДФЭ, контейнер ID — за 0,5 ДФЭ и т. д. В ДФЭ может также планироваться работа агента, осуществляющего букировку (квота грузовместимости трапспортного средства, доходная ставка в расчете на ДФЭ).


ЭКОНОМИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (saving in material resources consumption)

совокупность показателей эффективности материальных ресурсов, отражающих снижение удельного расхода сырья и материалов, сокращение отходов производства, снижение материалоемкости продукции и т. п. ЭКОНОМИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ достигается за счет применения прогрессивных норм расхода материальных ресурсов, внедрения безотходных технологий, использования новых видов сырья и материалов. ЭКОНОМИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ достигается на начальной стадии жизненного цикла изделия за счет выработки оптимальных требований к конструкции и технологии изготовления; для этой цели могут использоваться методы функционально-стоимостного анализа, моделирования имитационного и другие.


ЭКСПЕДИТОР (freight forwarder)

физическое или юридическое лицо, являющееся, как правило, агентом перевозчика, действующее на основе договора поручения и организующее транспортно-экспедиторское обслуживание, но не принимающее непосредственного участия в перевозочном процессе. Важную роль ЭКСПЕДИТОРЫ играют в оформлении мелких отправок, не соответствующих нормам транзитным, и их консолидации. ЭКСПЕДИТОРЫ участвуют также в оформлении перевозочных документов, претензионно-исковой работе и т.д. Во внешней торговле ЭКСПЕДИТОРЫ, обслуживающие морской флот, могут также называться транспортными брокерами или фрахтовыми брокерами (shipping broker; chartering broker). Эти брокеры участвуют также в выполнении таможенных формальностей и других операциях, получая при этом вознаграждение по соглашению сторон. Организационными, правовыми, техническими и др. вопросами деятельности ЭКСПЕДИТОРОВ занимается международная организация ФИАТА (Federation Internationale des Associations des Transporteurs et Assimiles) (штаб-квартира — г. Берн, Швейцария), которая объединяет ЭКСПЕДИТОРОВ и других юридических лиц, осуществляющих транспортно-экспедиторское обслуживание; участвует в решении вопросов, касающихся организации контейнерных перевозок, страхования транспорта, разработки и совершенствования перевозочных документов и т. п. Деятельность ФИАТА осуществляется через специализированные комиссии.


ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИЗДЕЛИЯ (maintenance; use)

использование изделия, реализация, поддержание и восстановление его качества. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИЗДЕЛИЯ включает в себя использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и текущие ремонты.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (material resources utilization rate)

отношение полезного результата, полученного при использовании средств и предметов труда, к затратам. Отражает качественный итог использования ресурсов материальных. Уровень ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ характеризуют две группы показателей. Одна из них выражает соотношение расхода материальных ресурсов и произведенной продукции, вторая — соотношение продукции и примененных средств производства. Важнейшим показателем первой группы является материалоемкость. Для анализа эффективности отдельных групп и видов материальных ресурсов применяются показатели удельного расхода, выражающие отношение затрат этих материальных ресурсов к объему производимой продукции. Другая группа показателей уровня ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ включает показатели эффективности основных фондов (фондоотдача, фондоемкость).


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

 

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333