Открыть меню

Словарь логиста -Д-

А  Б  В  Г    Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

ДАВНОСТЬ ИСКОВАЯ (length of time allowed for filing a claim)

установленный законодательством срок, в течение которого лицо, чье право нарушено, может обратиться в суд, арбитраж или третейский суд с требованием о защите своего права.


ДАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК СРЕДНЯЯ (average length of haul)

один из важнейших показателей работы транспорта, определяемый делением грузооборота в тонно-километрах тарифных на количество перевезенных тонн, а пассажирооборота — на количество перевезенных пассажиров. Расчет делается по каждому виду транспорта как по всем грузам, так и по отдельным их наименованиям. Наибольшая средняя ДАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК грузов — на морском транспорте, наименьшая — на автомобильном, а пассажирская — соответственно на воздушном и автомобильном транспорте.


ДАФ, ПОСТАВЛЕНО НА ГРАНИЦУ (DAF — delivered at frontier)

базисные условия поставки, согласно которым продавец поставляет товар на границу перед пунктом таможенного контроля страны, указанной в контракте. Как правило, этому условию отдается предпочтение при поставке товара автотранспортом или по железной дороге.


ДДП, ПОСТАВЛЕНО С ОПЛАТОЙ ПОШЛИНЫ (DDP — delivered duty paid)

базисные условия поставки, согласно которым продавец обязан поставить товар в указанное в контракте место назначения и оплатить таможенные пошлины. Страховые риски при доставке товара до места назначения несет продавец.


ДЕВИАЦИЯ (deviation)

отклонение судна от прямого пути следования. Во всех случаях, когда ДЕВИАЦИЯ не вызвана причинами, предусмотренными законом либо соглашением сторон, она рассматривается как нарушение судовладельцем принятых на себя обязательств, за что он несет ответственность перед фрахтователем. Как правило, законодательство различных стран, а также стандартные условия чартеров признают за судном право на ДЕВИАЦИЮ лишь в ограниченных, заранее обусловленных случаях. Обычно это отклонение от курса в целях спасения людей, судов и грузов, уклонения от угрожающей судну опасности, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика.


ДЕДВЕЙТ (deadweight)

полная грузоподъемность или макс, подъемная способность судна, определяемая как разница между весовыми водоизмещениями судна с полным грузом и порожнего (то есть масса корпуса со всеми механизмами, оборудованием и устройствами). ДЕДВЕЙТ — это масса перевозимого груза, топлива, провизии, запасов, экипажа и (для морских судов) пресной воды, пассажиров с багажом.


ДЕЗАГРЕГИРОВАНИЕ (disaggregating)

1) преобразование агрегированной математической модели в исходную модель;

2) процесс, обратный агрегированию.


ДЕК (ФРАНКО-ПРИСТАНЬ) (DEQ — delivered ex quay)

базисные условия поставки, согласно которым продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на пристани в порту назначения и оплачивает все расходы и весь риск перевозки товара до этого места, а также расходы по разгрузке товара с судна на пристань


ДЕКЛАРАЦИЯ КАПИТАНСКАЯ (captain’s declaration)

формальное извещение фрахтователей, подаваемое капитаном в письменном виде, обычно вместе с нотисом о готовности к грузовым операциям. Путем подачи КАПИТАНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, капитан судна в рамках полномочий, предоставленных ему судовладельцем, использует марджин.


ДЕКЛАРАЦИЯ ТАМОЖЕННАЯ (customs declaration)

заявление, представляемое таможне с описанием груза при его поступлении из-за границы или отправке за границу. ТАМОЖЕННЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ подразделяются на грузовые и пассажирские.


ДЕЛИВЕРИ-ОРДЕР (delivery order)

1) документ, играющий роль долевого коносамента и содержащий распоряжение о передаче определенному лицу части груза, доставленного судном по коносаменту. ДЕЛИВЕРИ-ОРДЕР выдается обычно в тех случаях, когда груз, перевезенный по одному коносаменту в адрес одного грузополучателя, подлежит выдаче различным получателям по частям;

2) документ, содержащий распоряжение владельца груза владельцу склада о выдаче определенному лицу части хранящегося у него груза. Право на получение груза возникает у получателя лишь после того, как ДЕЛИВЕРИ-ОРДЕР будет акцептован владельцем склада.


ДЕМЕРЕДЖ (demurrage)

денежное вознаграждение, уплачиваемое судовладельцу фрахтователем за простой судна под грузовыми операциями сверх времени, предусмотренного в договоре фрахтования судна. Обычно в чартерах ставка ДЕМЕРЕДЖА предусматривается в виде определенной суммы, подлежащей уплате за каждый день простоя судна либо за 1 тонну вместимости судна в день.


ДЕС, ФРАНКО-СУДНО (DES — delivered ex ship)

базисные условия поставки, согласно которым продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения и несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в порт назначения. Если судно не может войти в порт назначения в базисные условия поставки, согласно которым продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения и несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в порт назначения. Если судно не может войти в порт назначения в назначенное время (например, из-за перегруженности порта), продавец обязан оплатить демередж. Покупатель оплачивает все расходы по разгрузке товара.


ДЕТАЛЬ (part)

изделие, изготовленное из материала одной марки без применения сборочных операций.


ДЕФЕКТ (defect)

каждое отдельное несоответствие изделия или выполненной работы установленным требованиям. Изделие, имеющее хотя бы один ДЕФЕКТ, является дефектным. По степени значимости различают критические, значительные и малозначительные ДЕФЕКТЫ. При критическом ДЕФЕКТЕ использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо. Значительным является ДЕФЕКТ, существенно снижающий качество продукции, но допускающий ее использование. Малозначительный ДЕФЕКТ не влияет существенно на использование продукции и ее долговечность. ДЕФЕКТ, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно, называется устранимым, в противном случае ДЕФЕКТ неустраним. ДЕФЕКТ может быть явным и скрытым. Для явного ДЕФЕКТА в нормативных документах, обязательных для контроля, установлены правила, методы и средства определения; если они не установлены, ДЕФЕКТ считается скрытым.


ДЕФИЦИТ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (material resources shortage)

нехватка ресурсов материальных для выполнения заказов поставщиками и посредниками для изготовления и поставки или для удовлетворения спроса населения на товары народного потребления вследствие недостаточного развития производства, недопоставок, ограниченности ассортимента, глобального истощения сырьевых ресурсов и др., Устранение дефицита возможно, например, путем повышения эффективности материальных ресурсов, вовлечения в оборот запасов неликвидных средств производства, улучшения взаимодействия торговых предприятий с промышленностью и так далее. Явление ДЕФИЦИТА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, как показывает мировая практика, свойственно и командной, и рыночной экономике, хотя в обоих случаях его сущность различна. Полное удовлетворение спроса по ассортименту, количеству и в требуемые сроки в ряде случаев невозможно и теоретически, так как связано со значительными затратами. Например, снижение вероятности дефицита в системе снабжения запасными частями с 0,05 до 0,03 вызовет необходимость расширить в 3 раза номенклатуру складируемых запасных частей, что связано с ростом затрат на формирование и хранение запасов, транспортно-заготовительных расходов и потребует значительных капитальных вложений в развитие складского хозяйства. Иначе говоря, затраты на снижение дефицита в некоторой точке превзойдут возможные потери от дефицита. Производственные потребители с целью снижения потерь от дефицита создают страховые запасы средств производства, формируют резерв поставщиков-дублеров и так далее.


ДИЛЕР (dealer)

торговый или биржевой посредник, действующий, как правило, от своего имени и за свой счет. В логистической цепи ДИЛЕР занимает положение, наиболее близкое к конечным потребителям. ДИЛЕР, являющийся единственным представителем фирмы в данном регионе и наделенный исключительными правами по реализации ее продукции, называется эксклюзивным. ДИЛЕР, сотрудничающий с фирмой, продукцию которой он реализует, на условиях франшизы, называется авторизованным.


ДИМАЙЗ-ЧАРТЕР (demise charter)

договор аренды судна, по которому судовладелец передает фрахтователю судно на обусловленный срок в полное его владение с передачей прав контроля над командой (на время аренды экипаж судна, включая его командный состав, становится служащими фрахтователя). Фрахтователь принимает на себя все расходы по эксплуатации судна, включая зарплату экипажу, страхование, и выплачивает судовладельцу арендную плату, обычно помесячно. Экономическое содержание арендной платы по ДИМАЙЗ-ЧАРТЕРУ сводится, таким образом, к возмещению судовладельцу его капитальных затрат на приобретение судна и к выплате прибыли. Фрахтователь обязан поддерживать судно в должном состоянии, выполнять и оплачивать за свой счет периодические и аварийные ремонты по судну, использовать его только в рамках договора. Разновидностью ДИМАЙЗ-ЧАРТЕРА являете бэрбоут-чартер.


ДИНАМИКА ТОВАРООБОРОТА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА (producer goods turnover indices)

показатели, отражающие изменение стоимости или физического объема оптовой реализации средств производства во времени (темпы роста, темпы прироста).


ДИСПАЧ (dispatch money)

вознаграждение, премия, уплачиваемые судовладельцем фрахтователю за досрочное освобождение судна из-под грузовых операций. Обычно ставка фрахта отражает условия рейса судна, предусмотренные сторонами в чартере, в том числе и продолжительность его стоянки под грузовыми операциями. Досрочное освобождение судна из-под грузовых операций обеспечивает его владельцу экономию средств и делает оправданным передачу части этих средств фрахтователю в виде вознаграждения.


ДИСПАША (claims adjustment)

расчет распределения расходов по общей аварии между судном, грузом и фрахтом, составляемый диспашером. Место и порядок составления ДИСПАША указываются в коносаменте (см. Перевозочные документы). Для составления ДИСПАША необходимо заявление страховщика, грузовладельца или иной заинтересованной стороны с приложением всех документов, касающихся страхового случая и подтверждающих сумму убытков и расходов.


ДИСПАШЕР (average adjuster)

специалист в области морского права, составляющий расчет распределения расходов между судном, грузом и фрахтом (диспашу).


ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (procurement scheduling)

система централизованного оперативного руководства, регулирования и контроля процесса обеспечения производства необходимыми ему ресурсами материальными. ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ выполняет следующие функции: контроль за планами снабжения и принятием необходимых мер в случае их нарушения; контроль за продвижением грузов и погрузочно-разгрузочными работами; оперативный контроль за приемкой продукции и подачей ее на рабочие места. Функции ДИСПЕТЧИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ в зависимости от объема и характера их деятельности могут выполнять отдельные лица, бюро и группы, оперативно-диспетчерские отделы и другие подразделения.


ДИСТРИБЬЮТОР (distributor)

посредник, осуществляющий оптовые (реже оптово-розничные) торговые операции с товарами и изделиями народного потребления или с ценными бумагами. В логистической цепи дистрибьютор обычно занимает промежуточное положение между производителем и дилерами, которые работают с конечными потребителями. Может действовать от своего имени и за свой счет.


ДИСЦИПЛИНА ДОГОВОРНАЯ (delivery discipline)

соблюдение обязательств, предусмотренных договором (соглашением). В хозяйственной практике договоры служат средством формирования плана, взаимной увязки производственных программ, регулирования отношений между ними в связи с осуществлением процессов купли-продажи товаров, реализации продукции, выполнения работ и услуг и так далее. ДИСЦИПЛИНА ДОГОВОРНАЯ — важнейшее условие ритмичной работы предприятий, улучшения материально-технического обеспечения производства, ускорения оборачиваемости оборотных средств, сокращения запасов товарно-материальных ценностей.


ДИСЦИПЛИНА ОБСЛУЖИВАНИЯ (discipline of service; dispatching rule)

комплекс правил (алгоритм) обслуживания заявки в вычислительной, логистической и других системах. Разнообразие ДИСЦИПЛИН ОБСЛУЖИВАНИЯ, например, в современных вычислительных системах, связано с тем, что их поддержание осуществляется комплексом аппаратных (система прерывания) и программных средств. Наиболее простой ДИСЦИПЛИНОЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ является порядок «первым пришел — первым обслужен»), при котором никаким заявкам не даются преимущества перед другими. Более гибкая ДИСЦИПЛИНА ОБСЛУЖИВАНИЯ реализуется путем введения приоритетов системы с использованием относительных и абсолютных приоритетов, а также их комбинаций.


ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ (contract of marine insurance)

разновидность договора страхования, по которому одна сторона (страховщик) принимает на себя за обусловленное вознаграждение (страховую премию) обязанность возместить убытки др. стороны (страхователя), происшедшие вследствие предусмотренных ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ опасностей или случайностей (страхового случая), которым подвергается застрахованное судно или груз. Объектом морского страхования может быть всякий связанный с торговым мореплаванием имущественный интерес, в частности судно, груз, фрахт, ожидаемая от груза прибыль, вознаграждение лиц судового экипажа, а также риск, принятый па себя страховщиком. Во всех случаях наличие и содержание ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ могут быть доказаны исключительно документами — полисом и тому подобное.


ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ (contract of carriage by sea)

разновидность договора перевозки, определяющая условия перевозки морем грузов. Основное содержание ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ грузов заключается в том, что перевозчик обязуется принять от грузоотправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить обусловленную провозную плату (фрахт). ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ грузов может содержать также условия погрузки, перевозки; права, обязанности и пределы ответственности сторон при различных обстоятельствах, которые могут возникнуть в процессе транспортировки, порядок уплаты фрахта и разрешения споров. Во всех случаях наличие ДОГОВОРА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ должно быть подтверждено документом.


ДОРОГА ЖЕЛЕЗНАЯ (railroad; railway)

1) структурная административно-территориальная единица железнодорожного транспорта общего пользования. 2) совокупность рельсового пути, сооружений, устройств, машин и оборудования, входящих в комплексное транспортное предприятие, предназначенное для перевозок пассажиров, грузов, багажа и почты. Различают ДОРОГИ ЖЕЛЕЗНЫЕ общего пользования, или магистральные; промышленного транспорта (подъездные или технологические пути промышленных, торговых предприятий и так далее); городские (трамвай, метрополитен). По ширине колеи различают ширококолейные (в России — 1520 мм, за рубежом — в основном 1435 мм) и узкоколейные (1000 мм, 891 мм и другие); по роду тяги — электрические, дизельные, газотурбинные и паровозные.


ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ (highway; motor road)

специально оборудованные пути, приспособленные для движения автотранспорта грузового и пассажирского. ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ подразделяются на дороги общего пользования, ведомственные и частные. ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ общего пользования являются государственной собственностью (федеральной, республиканской, краевой и т.д.). ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ведомственные — дороги, находящиеся, как правило, на балансе предприятий и организаций (подразделяются на подъездные, технологические, патрульные и другие). ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ магистральные — дороги, являющиеся федеральной собственностью и соединяющие Москву со столицами независимых государств, столицами республик в составе России, административными центрами краев и областей. Наименование ДОРОГ АВТОМОБИЛЬНЫХ общего пользования включает, как правило, названия конечного и начального населенных пунктов, расположенных на ней. В зависимости от расчетной интенсивности движения ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ подразделяются на категории.


ДОСМОТР ТАМОЖЕННЫЙ (customs examination)

действия таможенных властей по осмотру трансп. средств, грузов и багажа с целью контроля за выполнением законов о внешней торговле.


ДОСТАВКА (delivery)

процесс перевозки груза в место назначения. Сроки доставки зависят от ряда факторов, в том числе, от разновидности груза, категории скорости, вида отправки. Доставкой также называется транспортировка груза с терминала в месте назначения, с базы оптовой торговли или со склада поставщика в адрес конечного потребителя, организуемая экспедитором, органом МТО или самим потребителем. В этом случае различают централизованную доставку и выборку продукции потребителем (самовывоз).


ДОСТАВКА ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ (centralised delivery)

обеспечение продукцией потребителей предприятиями (объединениями) территориальных органов МТО по согласованным графикам транспортом общего пользования или транспортом системы МТО. ДОСТАВКА ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ — одна из услуг, обеспечивающая экономию затрат на содержание автотранспорта и сокращение расходов на трансп.-экспедиторское обслуживание; при этом повышается коэффициент использования грузоподъемности трансп. средств, сокращаются непроизводительные расходы, увеличивается коэффициент использования парка трансп. средств по времени, сокращается потребность в кол-ве трансп. средств. Показателем степени развития ДОСТАВКИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ при снабжении складском является отношение объема централизованно доставленной продукции к общему объему отправленных грузов. ДОСТАВКА ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ полностью освобождает предприятия и организации от участия в транспортировке грузов и обеспечивает доставку ресурсов материальных в кол-ве, объеме и ассортименте, а также в сроки, определяемые потребностями производства. ДОСТАВКА ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ может быть предусмотрена договорами поставки.


ДОХОДЫ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (incomes of wholesale intermediaries)

Денежные средства, образующиеся в определенный период от реализации товарно-материальных ценностей, внутрисистемного отпуска, оказания услуг (выполнения работ), за счет внереализационных доходов и др. ДОХОДЫ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ должны возмещать расходы снабженческо-сбытовых организаций и обеспечивать получение прибыли. ДОХОДАМИ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ являются также поступления средств на возмещение издержек транспорта по продукции, на которую установлены цены франко-станция назначения. При оказании потребителям дополнительных услуг (по реализации запасов неликвидных средств производства, разрезке, расфасовке, раскрою, упаковке продукции и другое) взимается вознаграждение по утвержденным в установленном порядке тарифам, а при их отсутствии — в размерах, определенных договором. Внереализационные ДОХОДЫ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ не планируются и образуются за счет взыскания штрафов, пени, неустоек и других источников.


ДОХОДЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ПЕРЕВОЗОК (common carriers income)

сумма средств, полученных за перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, за сдачу в аренду подвижною состава, за оказанный грузоотправителям и пассажирам дополнительные услуги по перевозкам и так далее. Например, на железных дорогах используется ряд показателей, характеризующих доходность грузовых, багажных и пассажирских перевозок как размер дохода, получаемого с единицы перемещения грузов или пассажиров (10 тонно-километров или 10 пассажиро-километров), а также доходность выполнения начальной и конечной операций с грузами (погрузка или разгрузка 1 т груза).


ДРП СИСТЕМА (Distribution Requirements Planning, DRP)

толкающая система управления распределением продукции. К числу ее важнейших функций относятся, в частности, контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса системы МРП. При работе по СИСТЕМЕ ДРП на первом этапе осуществляется агрегированное планирование с использованием прогнозов и данных о фактически поступивших заказах. На втором этапе осуществляется формирование графика производства, дезагрегирование плана производства с указанием конкретных дат, кол-ва комплектующих изделий, готовой продукции. На третьем этапе с помощью системы МРП производится расчет потребности в ресурсах материальных и производственных мощностях под график производоства. СИСТЕМА ДРП может служить базой для интегрального планирования логистических и маркетинговых ф-ций и их увязки, позволяет прогнозировать рыночную конъюнктуру, оптимизировать издержки логистические, планировать поставки и запасы на различных уровнях (центральный — региональные склады). Важная функция СИСТЕМЫ ДРП — планирование транспортных перевозок. В СИСТЕМЕ ДРП обрабатываются заявки на транспортно-экспедиторское обслуживание, составляются и корректируются в реальном масштабе времени графики перевозок. Графики работы складов служат основой для расчета потребности в продукции транспорта; корректировка потребности осуществляется с учетом оперативной обстановки.


ДРП II СИСТЕМА (Distribution Resource Planning, DRP II)

расширенный вариант ДРП СИСТЕМЫ, рассматриваемый как ее второе поколение. В отличие от системы ДРП прогнозирование в ДРП II СИСТЕМЕ может быть средне- и долгосрочным. В ДРП II СИСТЕМЕ осуществляется также разработка средне- и долгосрочных планов загрузки производственных мощностей и складов, использования рабочей силы и другие.

А  Б  В  Г    Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333