Открыть меню

Словарь логиста -Б-

А ББ В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

БАЛАНС ВВОЗА И ВЫВОЗА ГРУЗОВ (inbound and outbound cargoes balance)

система показателей статистики транспорта, определяющая по отдельным пунктам и р-нам отправление, прибытие и внутрирайонные перевозки грузов. Характеризует экономику р-нов, позволяет определить их производственную базу и потребность в перевозках (районы вывоза или ввоза, производства или потребления). БАЛАНС ВВОЗА И ВЫВОЗА ГРУЗОВ разрабатывается на основе данных порайонных (внутритерриториальных) и межрайонных перевозок всех грузов и отдельных грузов, имеющих важное значение в экономике района. Оценивается как положительный, если объем отправления (вывоза) превышает объем прибытия (ввоза) — обозначается знаком «+», и как отрицательный, если объем отправления (вывоза) меньше объема прибытия (ввоза) обозначается знаком» «-».


БАЛАНСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (material balances)

балансы конкретных видов сырья, материалов, топлива, оборудования и др., характеризующие ресурсы тех или иных видов продукции по источникам их формирования и распределение ресурсов по основным направлениям их использования. Составляются, как правило, в натуральном выражении. Для изучения сложившихся межрегиональных связей используется ряд показателей, в том числе  коэффициент встречных перевозок, коэффициент вывоза продукции, коэффициент ввоза продукции, коэффициент обеспеченности района собственными ресурсами.


БАЛТИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОРСКОЙ СОВЕТ, БИМКО (Baltic and International Maritime Council, BIMCO)

международная неправительственная организация по вопросам морского судоходства (до 1985 г. — Балтийская и международная морская конференция), созданная в 1905 г.; 47 штатных сотрудников; члены в 112 странах, в том числе в России. В специальной литературе используется главным образом ее сокращенное англоязычное наименование. Рабочий язык БИМКО — английский. В БИМКО три категории членов — судовладельцы, брокеры и клубы (ассоциации по вопросам фрахта, судебной защиты и др.). Высший орган БИМКО — общее собрание — собирается один раз в два года. Руководящий орган — совет директоров. БИМКО занимается унификацией перевозочных документов (им разработаны различные проформы чартеров, свыше 20 коносаментов, форма букинг-ноты и др.), морской судоходной политикой (различные вопросы использования Мирового океана) и информационной деятельностью. Периодические издания: «BIMCO Weekly News» и другие. Штаб-квартира БИМКО в Дании.


БАРАТРИЯ (barratry)

преднамеренный ущерб, нанесенный судну или грузу капитаном (или командой судна) без ведома судовладельца, а также другие незаконные действия, причинившие ущерб судовладельцу или грузовладельцу. К актам БАРАТРИИ относятся: хищение груза капитаном или командой, умышленное потопление судна либо посадка его на мель, оставление судна в море экипажем, девиация, провоз контрабанды с целью личного обогащения членов экипажа судна и др. Риск БАРАТРИИ покрывается морским страхованием.


БЕРС-НОТ (berth note)

разновидность договора морской перевозки грузов, применяемого как в линейном судоходстве, так и в трамповом судоходстве. Линейные компании применяют ее в тех случаях, когда генерального груза не хватает для полной загрузки судна и оно догружается куда-либо массовым (трамповым) грузом, перевозимым не на линейных условиях, а на условиях, применяемых в чартерных перевозках. В трамповом судоходстве эта форма контракта применяется при фрахтовании судна под перевозку частичного груза. Перевозчики в таких случаях стремятся догрузить судно грузом попутным, подаваемым по возможности на том же причале, что и основной груз. Условия договора БЕРС-НОТЫ аналогичны таковым для букинг-нот с той разницей, что в первом обычно оговариваются нормы погрузки-выгрузки и условия расчета сталийного времени.


БЕСПЛАТНО КАК ЗАСЛАННЫЙ (free аstray)

перевозка засланного груза в место назначения, указанное грузоотправителем, за счет перевозчика (при условии, что засылка груза произошла по вине перевозчика). Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки наступает в установленном законом порядке.


БИРЖА (commodity exchange; stock exchange)

регулярная форма оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения (БИРЖА металлов и другие), товарами и изделиями народного потребления (например, хлебная БИРЖА), продажи ценных бумаг и т. п. Значительную роль на бирже играет институт посредников (дилеров и других). Характерной особенностью биржевых сделок является их заключение не по реальным товарам. Сделки имеют срочный характер (как правило, не менее, чем 6 месяцев). В 80-е гг. сложился мировой рынок фьючерсных фрахтовых сделок, центром которого является Балтийская международная фрахтовая биржа (Baltic International Freight Futures Exchange, BIFFEX). Эта БИРЖА регулярно публикует фрахтовые индексы, рассчитываемые на основе анализа фрахтовых ставок 15 наиболее грузонапряженных маршрутов международных перевозок зерна и других массовых грузов навалочных. В России к 1914 г. было 115 бирж. Первая советская БИРЖА создана в 1921 г. В 1929-1930 гг. БИРЖЫ в СССР упразднили, затем воссоздали в начале 90-х гг. В современной России основные направления деятельности БИРЖЫ регулируются Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. и другими нормативными актами.


БЛОКИРОВКА ОБСЛУЖИВАНИЯ (blocking)

прекращение или замедление процесса обслуживания требований в массового обслуживания системе, связанное с выходом из строя канала или каналов обслуживания, с превышением предельно допустимых очереди величины и/или времени ожидания и т. п. Например, на складе БЛОКИРОВКА ОБСЛУЖИВАНИЯ может иметь место при поломке крана-штабелера; при выходе из строя факсимильного аппарата, по которому принимаются требования; невозможности выполнить срочный заказ в необходимые заказчику сроки (в последнем случае может произойти потеря требования) и т. д.


БОДМЕРЕЯ (bottomry)

заем под залог судна, фрахта и груза, получаемый за счет их владельцев капитаном судна в случаях крайней необходимости в денежных средствах для завершения рейса. В настоящее время БОДМЕРЕЯ встречается редко, поскольку современные возможности связи позволяют капитану получить необходимые ему средства, не прибегая к залогу. Осуществление БОДМЕРЕИ нецелесообразно еще и потому, что проценты по этому виду займа значительно выше процентов по обычному займу.


БОНУС БАЛЛАСТНЫЙ (ballast bonus)

дополнительная единовременная сумма, которую фрахтователь соглашается заплатить судовладельцу сверх арендной платы при фрахтовании в тайм-чартер, если судну предстоит значительный балластный переход из последнего порта разгрузки в пункт приемки в тайм-чартер.


БОЧКА (barrel; drum)

жесткая закрытая трансп. тара, изготовленная из дерева, металла, пластмассы и т.п. Корпус БОЧКИ (цилиндрической или параболической формы) имеет обручи или ребра жесткости (зиги). В БОЧКАХ перевозят и хранят, в основном, различные продовольственные и химические грузы. Наибольшее распространение получили БОЧКИ вместимостью 25, 50, 100, 150, 200 и 250 л. Грузы в БОЧКАХ принимаются общим счетом мест по массе брутто. Партия грузов в БОЧКАХ обычно снабжается запасной тарой на случай повреждения БОЧКИ в пути из расчета 2-5% от общего числа мест, но не менее двух БОЧЕК на четырехосный грузовой вагон. Схемы загрузки БОЧЕК в грузовые вагоны рассмотрены в § 10 раздела III Технических условий погрузки и крепления грузов МПС.


БРАК (spoilage; rejects)

продукция, сдача (реализация) которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Обнаруженный на предприятии-изготовителе в процессе производства, контроля или испытаний продукции БРАК должен быть отделен от годной продукции. Ответственность за БРАК, обнаруженный при эксплуатации или потреблении продукции, несет ее изготовитель (поставщик), если его появление не вызвано нарушением условий эксплуатации. Понятие «БРАК» тождественно понятию «забракованные изделия», если забракованные изделия (работа) включают только дефектные. Но эти понятия не тождественны, если в партии продукции, забракованной по результатам приемочного контроля статистического, содержатся и годные изделия. В зависимости от наличия неустранимых и устранимых дефектов различают исправимый и неисправимый (окончательный) БРАК. Используется также понятие коммерческого БРАКА, включающее утрату груза, засылку груза, неправильное оформление перевозочных документов, разъединение перевозочных документов и груза и др.


БРОКЕР (broker)

посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на биржах, фрахтовых рынках и т. п., действующий от имени и за счет принципала. БРОКЕРЫ выступают «чистыми» посредниками, т. к. обычно не имеют в своем распоряжении товаров. Вознаграждение БРОКЕРА (брокераж, куртаж) обычно представляет собой определенный процент от реализованных с его помощью товаров, ценных бумаг, различных услуг; может также выплачивается в виде фиксированной суммы.


БРОНИРОВАНИЕ (obtaining vehicle (warehouse) space; reservation)

1) закрепление за грузоотправителем всей или части грузоподъемности/грузовместимости транспортного средства и/или складских площадей по маршруту рейса. Б. складских площадей играет важную роль в интермодальных перевозках, когда передача груза с одного трансп. средства на др. производится с выгрузкой на склад; 2) закрепление за пассажиром места в транспортном средстве.


БУКИНГ-НОТ (booking note)

разновидность договора морской перевозки грузов в линейном судоходстве. В отличие от фрахтового контракта, в основе которого лежат условия рейсового чартера, в основе БУКИНГ-НОТ лежат условия линейного коносамента. Согласно рекомендации БИМКО БУКИНГ-НОТ должен содержать следующие основные условия перевозки: наименование перевозчика, грузовладельца, судна (обычно с правом замены), род и количество груза и место его размещения (в трюме, на палубе), место отправления и место назначения, предполагаемое время погрузки, фрахтовую ставку, форму коносамента. БУКИНГ-НОТ может заключаться как на единичную отправку, так и на большую партию груза, перевозимую несколькими отправками в течение обусловленного срока. БУКИНГ-НОТ — средство заблаговременного бронирования места на судне в линейном сообщении. БУКИНГ-НОТ оформляется в виде двустороннего соглашения.


БУКИРОВКА, БУКИНГ (booking)

бронирование агентом всей или части грузовместимости судна (в последнем случае владелец судна выделяет агенту квоту от грузовместимости – так называемый, аллотмент). БУКИНГ производится заблаговременно, причем грузоотправитель вправе давать ориентировочные данные о массе и габаритах отправки, однако оговариваются предельные сроки, в которые он обязан предоставить уточненные данные. В ряде случаев (перевозка грузов опасных, грузов негабаритных и др.) агент должен запросить согласие принципала. После принятия груза к перевозке агент присваивает БУКИНГУ порядковый номер и включает ее в специальный реестр, так называемый букинг-лист (booking list), который закрывается после исчерпания аллотмента.


БУНКЕР (bin; bunker; storage bunker)

1) устройство (в форме усеченного конуса, пирамиды и т.п.), предназначенное для хранения грузов навалочных. Груз засыпается в БУНКЕР через широкую верхнюю часть и разгружается через узкую нижнюю. Груз из БУНКЕР может подаваться на весоизмерительное и/или фасовочное устройство. По способу установки БУНКЕРЫ делятся на наземные, полузаземленные и подземные; по материалу, из которого они изготовлены — на деревянные, железобетонные, металлические и смешанной конструкции; 2) помещение на водном судне для хранения топлива; 3) запас топлива на водном судне (бункерное топливо).


БЭРБОУТ-ЧАРТЕР (barebout charter)

разновидность димайз-чартера, от которого БЭРБОУТ-ЧАРТЕР отличается тем, что судно сдается в аренду без экипажа и судовладелец никакого участия в его формировании не принимает. Содержание БЭРБОУТ-ЧАРТЕРА определяется ст. 213 Кодекса торгового мореплавания РФ (1999). В соответствии с п. 2 ст. 15 упомянутого Кодекса право плавания под российским государственным флагом может быть предоставлено иностранному судну, зафрахтованному в БЭРБОУТ-ЧАРТЕР. Эта форма фрахтования судов на время широко используется для осуществления финансовых операций, связанных с приобретением судов в рассрочку. В этом случае БЭРБОУТ-ЧАРТЕР служит в качестве договора аренды-покупки, по которому владелец/продавец сохраняет за собой формальное право владения судном до полной выплаты фрахтователем обусловленной договором арендной платы, включающей в себя его стоимость. После этого право собственности на судно переходит к фрахтователю.


БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ (СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА) (time budget)

система показателей, характеризующих использование грузовых вагонов и других транспортных средств по различным элементам оборота. Учет БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ водных судов ведется по двум основным разделам: эксплуатационный период и внеэксплуатационный период. БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ парка локомотивов эксплуатируемого (среднесуточный) определяется делением локомотиво-часов на локомотиво-сутки и учитывается по типам тяги (электровозы, тепловозы и т. д.) в границах участков обращения локомотивов. БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ вагонов рабочего парка учитывается как в целом по вагонному парку, так и по элементам оборота. Он определяется в вагоно-часах путем умножения среднесуточной величины парка на число суток в рассматриваемом периоде и на 24 (число часов в сутках). Элементы оборота включают затраты времени в поездах на участках (в движении на перегонах, на промежуточных станциях); на станциях (под грузовыми и техническими операциями).


БЮРО ПО ПРОБЛЕМАМ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В СТРАНАХ АСЕАН (ASEAN Food Handling Bureau)

основано в 1981 г.; 6 коллективных членов, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Официальный язык — английский. Текущая работа ведется в различных комитетах, подкомитетах и рабочих группах, входящих в состав Бюро. Цель Бюро — анализ каналов товародвижения в странах-членах (применительно к продовольственным товарам) и подготовка рекомендаций по их совершенствованию; формирование и ведение автоматизированных баз данных по проблемам хранения и транспортирования зерна, рыбы, фруктов, овощей, продуктов животного происхождения; содействие подготовке специалистов в соответствующих областях. Периодические издания: «ASEAN Food Handling Newsletter» и др. Штаб-квартира Бюро находится в Куала-Лумпур (Малайзия).


А ББ В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333