Открыть меню

Словарь логиста -А-

  АА  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

АБАНДОН (ABANDONMENT)

1) отказ от имущественных прав, например, отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика (при условии выплаты последним полной страховой суммы). АБАНДОНОМ является также отказ грузополучателя от поступившего в его адрес груза; отказ грузоотправителя от доставленного в место назначения, но не врученного грузополучателю груза (в последнем случае грузоотправитель обычно заранее делает распоряжение об АБАНДОНЕ); в ряде перевозочных документов, например, в стандартной накладной UPC имеется для этого специальная графа); 2) по определению Американской ассоциации маркетинга (АМА) снятие продукции с производства и/или с продажи в результате сокращения спроса.


АВАНС ФРАХТА (FREIGHT ADVANCE)

денежная сумма, выдаваемая фрахтователем по требованию судовладельца (капитана) на оплату судовых расходов в порту погрузки. АВАНС ФРАХТА выдается в тех случаях, когда это предусмотрено чартером (в сумме, обычно не превышающей одной трети фрахта). Сумма аванса записывается в коносамент и удерживается в дальнейшем из фрахта. Обычно в коносамент в качестве АВАНСА ФРАХТА вносится сумма оплаченных агентом судовых расходов, отраженная в акцептованном капитаном судна дисбурсментском счете.


АВАРИЯ (AVERAGE)

в страховании транспорта и морском праве под этим термином понимаются потери и убытки, связанные с транспортным происшествием, а также чрезвычайные расходы и пожертвования, произведенные в целях предохранения и/или спасения судна, груза и фрахта от опасности. В соответствии с природой этих убытков и принципом распределения ответственности аварии подразделяются на общие и частные.


АВАРИЯ ОБЩАЯ (GENERAL AVERAGE)

убытки и потери вследствие понесенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов и пожертвований в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Эти расходы подлежат распределению между участниками перевозки пропорционально стоимости принадлежащего им спасенного имущества. Таким образом, к АВАРИИ ОБЩЕЙ могут быть отнесены лишь те расходы, при понесении которых одновременно имели место четыре условия: общая опасность, преднамеренность, разумность, чрезвычайность.


АВАРИЯ ЧАСТНАЯ (PARTICULAR AVERAGE)

все прочие (не вошедшие в общую аварию) убытки и расходы, могущие возникнуть во время рейса, распределению между участниками перевозки не подлежат и падают на того, кто их потерпел.


АВТООПЕРАТОР (AUTOMATIC OPERATOR)

автомат, машина, включающая исполнительное устройство в виде манипулятора или совокупность манипулятора, устройства передвижения и управляющего устройства.


АГРЕГИРОВАНИЕ (AGGREGATING)

1) преобразование исходной математической модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений (агрегированную модель). Такая модель дает приближенное описание исследуемого объекта или процесса в сравнении с исходной моделью. Построение агрегированной модели целесообразно в тех случаях, когда непосредственное изучение или определение результирующих показателей исходной модели невозможно, а также для получения приближенного или точного решения исходной модели с помощью операции дезагрегирования, процесса итеративного агрегирования; 2) последовательное укрупнение показателей при разработке планов материально-технического обеспечения, нормирования расхода и запасов материальных ресурсов и т. д. Процесс, обратный АГРЕГИРОВАНИЮ, — дезагрегирование.


АКВИЗИЦИЯ (ACQUISITION)

1) вид деятельности экспедиторов и агентов по привлечению новых клиентов и заключению договоров страхования и договоров перевозки. При этом предполагается, что число (сумма) новых договоров должны быть не меньше, чем число (сумма) прекращающихся (расторгаемых) договоров. Агент, основной деятельностью которого является АКВИЗИЦИЯ, называется аквизитором; 2) приобретение одной фирмы другой путем покупки контрольного пакета акций поглощаемой фирмы, ее основных фондов и т. д.


АКТ КОММЕРЧЕСКИЙ (CARRIER’S STATEMENT, FREIGHT CLAIM)

документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для предъявления претензии или иска перевозчику, грузоотправителю и другое. АКТ КОММЕРЧЕСКИЙ составляется при обнаружении несоответствия груза или багажа перевозочным документам, при повреждении груза, при обнаружении бездокументного груза и т.д. АКТ КОММЕРЧЕСКИЙ может быть составлен в месте отправления, в месте назначения груза или в пути следования. Порядок составления АКТА КОММЕРЧЕСКОГО устанавливается правилами перевозки, действующими на отдельных видах транспорта общего пользования. Отказ в составлении АКТА КОММЕРЧЕСКОГО может быть обжалован в установленном порядке.


АКТ О НЕИСПРАВНОСТЯХ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА (CARGO IRREGULARITY REPORT; CIR)

документ, оформляемый перевозчиком в присутствии грузополучателя немедленно по обнаружении ущерба, нанесенного грузу, перевозка которого произведена воздушными судами одного или нескольких перевозчиков. Подписывается перевозчиком и грузополучателем.


АКТ О ПРИЕМКЕ МАТЕРИАЛОВ (ACCEPTANCE PROTOCOL)

документ для оформления приемки товарно-материальных ценностей в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки оформления актов предусмотрены инструкциями о порядке приемки и изделий народного потребления по кол-ву и качеству.


АКТИВЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ (INTANGIBLE ASSETS)

применяемое в системе национальных счетов понятие, включающее имущество, не имеющее вещественной формы, но приносящее доход (промышленная собственность, хозяйственные связи, франшиза и т. д.).


АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ (ANALYSES OF VARIANCE)

статистический метод установления структуры связи между результативным признаком и факторными признаками. В первоначальном виде метод предложен (в 1925 г.) Р. А. Фишером. Решение задачи измерения связи опирается на разложение суммы квадратов отклонений наблюдаемых значений результативного признака от общей средней на отдельные части, обусловливающие изменение этого признака.


АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ (FACTOR ANALYSIS)

раздел многомерного стат. анализа. АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ имеет ряд практических приложений в логистике, включая анализ хозяйственной деятельности торговых предприятий, прогнозирование значений экономических показателей и т. д.


АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ, ФСА (VALUE ANALYSIS; VALUE ENGINEERING)

исследование вариантов конструирования нового или усовершенствования выпускаемого изделия; разработки программного продукта, услуги и другого с точки зрения их соответствия выполняемым функциям при заданном уровне издержек производства, стоимости разработки и т. д. ФСА зародился в США в конце 40-х гг. XX века, его создателями считаются фирмы «Дженерал Электрик» и «Форд». Основными направлениями ФСА являются стандартизация комплектующих изделий, применение более дешевых материалов и снижение материалоемкости продукции, установление оптимальных требований к качеству изделия и технологии его производства. Проведение ФСА предполагает тесное взаимодействие с поставщиками материалов, комплектующих изделий и другие мероприятия. В США, например, ряд крупных фирм разработал специальные вопросники, рассылаемые поставщикам в рамках программ ФСА. В этих вопросниках содержатся следующие вопросы: можно ли внести в конструкцию поставляемого комплектующего изделия изменения, которые позволили бы удешевить конечную продукцию; можно ли удешевить комплектующее изделие путем использования материала-заменителя; можно ли упростить технологию изготовления комплектующего изделия без ухудшения его качества и т. д. В ряде случаев готовность участвовать в программах ФСА головной фирмы является одним из критериев выбора и оценивания поставщика и вычисления его рейтинга.


АРЕНДА (LEASING; RENTING; HIRING)

имущественный наем, договор, по которому собственник имущества (арендодатель) предоставляет арендатору имущество во временное пользование за определенное вознаграждение — арендную плату. Различают долгосрочную аренду (лизинг), среднесрочную (рентинг) и краткосрочную (хайринг).


АССОРТИМЕНТ (ASSORTMENT; RANGE OF PRODUCTS)

совокупность товаров и изделий народного потребления, услуг, объединенных в группы по какому-либо признаку. Различают АССОРТИМЕНТ услуг, АССОРТИМЕНТ промышленной продукции и АССОРТИМЕНТ торговый. АССОРТИМЕНТ подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый АССОРТИМЕНТ продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности — сортиментом.


АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА МЕЖДУНАРОДНАЯ, ИАТА (INTERNATIONAL AIR TRANSPORT ASSOCIATION, IATA)

международная неправительственная организация (устав ИАТА подписан в Гаване представителями 50 авиакомпаний из 31 страны 19 апреля 1945 г.). Деятельность ИАТА финансируется в основном за счет членских взносов авиакомпаний и сводится к регулированию коммерческой работы воздушных перевозчиков, разработке образцов перевозочных документов, условий перевозок пассажиров, почты, багажа и грузов, согласованию тарифов, участию совместно с Международной организацией гражданской авиации в разработке проектов законодательных актов, формулировке требований к изготовителям авиационной техники, оборудованию аэропортов. В настоящее время членами ИАТА являются более 200 организаций. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале (Канада).


АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛОГИСТИКИ, ЕЛА (EUROPEAN LOGISTICS ASSOCIATION, ELA)

международная организация, координирующая исследования и разработки в области логистики в Европе. Образована в 1984 г. в результате объединения Европейского логистического форума (Амстердам, Нидерланды) и группы логистических обществ ФРГ. Зарегистрирована в Швейцарии. Членами ЕЛА являются 36 национальных обществ логистики ряда европейских стран, в т. ч. России. Задачи ЕЛА: создание общеевропейского банка данных по логистике; проведение логистических исследований и их координация; разработка программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области логистики; подготовка рекомендаций по проблемам логистики для Европейской комиссии и для нац. правительств; разработка и ведение многоязычного терминологического словаря по логистике (в 1992 г. опубликован в двух томах вариант этого словаря на английском, немецком, французском, голландском и испанском языках. Один раз в два года ЕЛА проводит международную конференцию по логистике (с последующим изданием ее трудов). В 1996 г. ЕЛА учредила Европейский аттестационный совет по логистике, присваивающий квалификации специалистам в области логистики. ЕЛА разработала и опубликовала аналитические обзоры по проблемам логистических издержек в европейских странах, снабжения, сбыта, утилизации отходов и др. ЕЛА выпускает видеофильмы, освещающие передовой опыт логистики (в 1996 г. выпущено 3 видеофильма). Органом ЕЛА является ежемесячный журнал «Logistics Europe», рассылаемый индивидуальным членам соответствующих национальных организаций, входящих в ЕЛА. Штаб-квартира ЕЛА в Брюсселе (Бельгия).


АССОЦИАЦИЯ МАРКЕТИНГА ЕВРОПЕЙСКАЯ (ЕАМ) (EUROPEAN MARKETING ASSOCIATION)

основана в 1969 г.; коллективные члены в 26 европейских и 20 неевропейских странах, в т. ч. в России. Рабочий язык — английский. Цель ЕАМ — координация маркетинговых исследований в Европе, развитие европейского и международного сотрудничества по маркетингу, разработка правовых и этических норм деятельности маркетологов. Периодические издания: «Joural of International Marketing and Marketing Research» и другие. Штаб-квартира Ассоциации в Великобритании.


АССОЦИАЦИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ НАЦИОНАЛЬНАЯ (NATIONAL ASSOCIATION OF PURCHASING MANAGEMENT)

основана в 1915 г. (до 1968 г. – Национальная ассоциация агентов снабжения); 45 штатных сотрудников, 37 000 индивидуальных членов. Цель Ассоциации — содействие подготовке специалистов по управлению закупками. Ассоциации предоставлено право аттестации специалистов и присвоения звания «Сертифицированный менеджер по закупкам». Периодические издания: «International Journal of Purchasing & Materials Management» и другие. Штаб-квартира Ассоциации в штате Аризона (США).


АССОЦИАЦИЯ РЕЦИКЛИРОВАНИЯ И РЕКУПЕРАЦИИ ЕВРОПЕЙСКАЯ (EUROPEAN RECOVERY AND RECYCLING ASSOCIATION, ERRА)

основана в 1989 г.; 8 коллективных членов. Цель Ассоциации — содействовать проведению научно-исследовательских работ по рециклированию упаковки и рекуперации различных видов энергии. Ассоциацию возглавляет Генеральный секретарь. В составе Ассоциации имеется совет (10-25 членов). Штаб-квартира Ассоциации в Брюсселе (Бельгия).


АТТЕСТАЦИЯ ПРОДУКЦИИ (ATTESTATION)

система организационно-технических и экономических мероприятий, обеспечивающих градацию продукции по категориям качества. В бывшем СССР АТТЕСТАЦИЯ ПРОДУКЦИИ проводилась сначала по трем, а с 1984 г. — по двум категориям качества.


АУТТЭРН-РИПОРТ (OUTTURN REPORT)

документ, которым в портах ряда стран фиксируется кол-во доставленного и сданного судном груза и выявленные при этом потери. В некоторых портах этот документ называется сертификатом, по независимо от названия и формы он содержит сведения о результатах сдачи груза по каждой коносаментной партии. АУТТЭРН-РИПОРТ обычно оформляется тальманом, принимающим груз от имени грузополучателей, либо самим получателем груза, а иногда и стивидором. В портах некоторых стран выгружаемые с судна грузы поступают на склады портовой администрации или таможни, и официальный их подсчет производится при выдаче с этих складов получателям. Только после этого судну (или его агенту) выдается документ, подтверждающий результат сдачи груза. В некоторых портах, где действует указанный порядок сдачи-приемки груза, судну по окончании выгрузки выдается предварительный АУТТЭРН-РИПОРТ, который, однако, юридической силы не имеет. При предъявлении претензий на несохранную перевозку АУТТЭРН-РИПОРТ служит подтверждающим документом.


 

  АА  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333