Открыть меню

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА МЕНЕДЖМЕНТА

Организация, как ранее было отмечено, представляет собой открытую систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Проанализируем наиболее существенные внутренние элементы организации, отличные от внешнего окружения, рассмотрим основные характеристики ключевых элементов как частей целого, их роль в обеспечении эффективного функционирования организации.

Внутренняя среда представлена совокупностью факторов, функционирующих внутри организации. Если организация — система, созданная людьми, то ее внутренние факторы, в основном, являются результатом управленческих решений. Поэтому основные факторы самой организации, предполагают внимание руководства: цели, структура, разделение труда, управление, координация, задачи, технология и люди. Рассмотрим их основные характеристики и обсудим их взаимосвязь.

Цели. Организация — группа людей, которые имеют общие цели. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могут выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится группа. Цели разрабатываются руководителями организации в процессе планирования и доводятся до участников организации. Этот процесс позволяет участникам организации осознать, к чему они должны стремиться.

У организации могут быть разнообразные цели. Например, коммерческие организации сосредоточены на создании определенных товаров или услуг. Их цель: обеспечение производительности и прибыльности. Некоммерческие организации не ставят цель получение прибыли. Их волнуют затраты. Это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

Крупные организации, как правило, имеют много целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, коммерческие организации должны сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

Разработка целей проводится в отдельных подразделениях, так же как и в организации. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Например, подразделения по планированию могут ставить цели сокращения времени на согласование плановых процедур, доведение показателей до подразделений, сбор отчетов. Финансовые подразделения могут ставить цели сокращения расходов на обслуживание привлеченных денежных средств и т.д. Однако, ориентиром для постановки целей подразделений будут служить цели организации. Тогда как цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений и организации в целом.

Структура. Формальные организации состоят из различных уровней управления и функциональных областей (подразделений). Понятие функциональной области относится к работе, которую выполняет подразделение для организации в целом (производство, обучение персонала, планирование, финансы). Результатом логики взаимодействия уровней управления и функциональных областей становится организационная структура, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Разделение труда. Означает закрепление конкретного вида работы за специалистами, которые способны выполнить работу для организации лучше всех. Выбор схемы разделения и специализации труда, состава функциональных областей организации является важнейшим предметом управленческих решений. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми, — сверху вниз, до самого первого уровня организации — во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами.

Разделение труда происходит по вертикали и по горизонтали. По вертикали формируются уровни управленческой иерархии. По горизонтали разделяются виды труда, направленные на выполнение функций управления: планирования, организации, финансирования, учета и т.д.

Управление. Разделение труда в организации позволяет создать не только специализированные организационные единицы (рабочие места) и функциональные области (подразделения), но и иерархию уровней управления. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители среднего звена могут в свою очередь иметь несколько подчиненных из числа линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то мы говорим о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, т.е. каждому руководителю подчиняется мало людей, можно говорить о многоуровневой структуре. В целом большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой.

Координация. Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.

Задачи. Делятся на категории: работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Два других важных момента в работе — частота повторения задачи и время, необходимое для ее выполнения. Работа менеджера носит менее монотонный, повторяющийся характер, по сравнению с работой, выполняемой рабочим. Время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему.

Технология. Представляет комбинацию квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Технологии тесно связаны с целями и задачами организации. Использование конкретной технологии как средства преобразования сырья и материалов, поступающих на входе, позволяет их преобразовать в форму продукта, получаемую на выходе. Наиболее значимый компонент технологии — процесс, с помощью которого исходные сырье и материалы преобразуются в желаемый продукт. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование, следовательно, достигать поставленные цели и выполнять задачи.

Влияние технологий на управление в значительной мере определяется тремя этапами технологических преобразований: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий.

  • Промышленная революция. Получены первые результаты материальной деятельности: от разработки орудий труда и технологий до производства готовых изделий. Накапливаемые веками знания приложены к орудиям труда, производственным процессам и продуктам. Начались процессы концентрации производства, ознаменовавшей создание крупных заводов, фабрик капитала, рабочей силы и профессионального менеджмента.
  • Стандартизация и механизация труда позволили снизить стоимость продукции. Концепция стандартизации стимулировала дальнейшее повышение специализации, открыв одновременно новые широкие возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Именно на этом основано массовое производство товаров и услуг, являющееся характеристикой нашего общества. Сегодня существует очень малое количество видов товаров, которые в какой-то степени не были бы стандартизированы. Стандартизация и механизация (использование машин и механизмов вместо людей), в настоящее время широко распространены в различных сферах и отраслях производства.
  • Конвейерная сборка. Позволила рабочим собирать изделие, оставаясь на своих рабочих местах. Затраты рабочего времени на выполнение специализированных операций сократилось, что привело к снижению себестоимости продукции.

Классификация технологий.

По величине объема производства продукции:

  1. Единичное, мелкосерийное, индивидуальное производство. Предполагается изготовление только одного изделия или малой серии одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его спецификациям или является опытным образцом (уникальные виды оборудования, техники и т.д.).
  2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.
  3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примерами непрерывного производства могут служить переработка нефти, сталелитейное и медеплавильное производство, работа электростанций.

По очередности выполняемых операций:

  1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства являются типичным образцом такого вида технологии.
  2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп исполнителей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми (например, обслуживание клиентов в банке, страховой компании, которая связывает клиентов в группы лиц — производящих вклады, претендентов на кредит, страхующих имущество, получающих страховые возмещения и т.д.).
  3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство (например, производство точного измерительного прибора, стали определенной марки и т.д.).

Ни один из типов технологий не может считаться лучшим, каждый имеет свои преимущества, и соответствует выполнению определенных задач и достижению конкретных целей. Окончательно пригодность технологии определяется людьми, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются важнейшим элементом внутренней среды организации.

Люди. Организации, руководители, и подчиненные являются группами людей. Каждый из них — личность с особенными чертами и потребностями, представляющими индивидуальность, благодаря которой организации достигают намеченных целей. Руководство, вообще говоря, достигает целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой модели управления.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333