Открыть меню

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Система управления — совокупность органов, взаимодействие которых позволяет реализовать функции управления организацией: планирование производства, мотивация и стимулирование сотрудников, контроль над использованием ресурсов и т. д.

Структура управления — совокупность органов управления, которые находятся в определенном соотношении и соединены коммуникационными каналами.

Система управления характеризуется:

  • соответствием целям организации;
  • техническим оснащением;
  • составом, направленностью элементов;
  • соподчинением звеньев по уровням управления;
  • специализацией функций управления;
  • централизацией или децентрализации полномочий;
  • характером внутренних и внешних связей;
  • стабильностью или изменчивостью поведения;
  • восприимчивостью к внешним влияниям.

Принципы построения системы управления:

  • сопряженность целей, функций, полномочий;
  • компетентность персонала;
  • допущение неформальных связей;
  • обеспечение эффективного контроля;
  • гибкость и адаптивность.

Система управления находится в постоянном изменении. Это может быть рост (увеличение числа элементов, связей между ними) и развитие (рационализация функций, процедур и пр.). Рост ведет к увеличению численности управленческого персонала и количества внутренних взаимосвязей. Это может быть сокращение размеров и деградация (сокращение количества элементов, изменение их размеров и качества и т.д.).

Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Границы между этими подсистемами весьма условны. Взаимодействие между ними осуществляется управленческим аппаратом посредством механизма управления.

Элементы системы управления:

  • Управляющая подсистема принимает и транслирует управленческие решения, посредством планирования, мотивации, стимулирования и контроля оказывает влияние на их выполнение. Имеет иерархическую структуру, элементы которой находятся в соподчинении. К понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта можно включить элементы, которые связаны с выработкой решений. Субъектом является лицо, способное к выбору деятельности, исполняемой роли для себя и для других, к выработке целей и способов их достижения. Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности. Сила и глубина воздействия управляющей подсистемы должна соответствовать восприимчивости управляемой.
  • Управляемая подсистема воспринимает управляющие воздействия и преобразует в соответствии с ним поведение объекта, на который оно направлено (личные интересы, цели работников и т.д.). В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, может принадлежать то к управляющей, то к управляемой подсистеме. К понятию «управляемая подсистема» близко понятие «объект управления», однако они не тождественны. К объекту управления следует относить те элементы организации (а не только системы управления), которые воспринимают управленческое воздействие и подчиняют ему свое поведение и развитие. Так, в качестве объекта можно рассматривать группу людей, отдельную личность, процесс, отношения людей и т.д.

Объект управления возникает не сам по себе, а только в случае использования его в этом качестве. Объект выполняет определенную роль в конкретном отношении. Объект отличается от субъекта функцией, а не субстанцией, поэтому одно и то же образование в одной ситуации бывает субъектом управления, а в другой его объектом. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже; но он более активен и динамичен. Объект, наоборот, обладает инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия.

В развитии объекта управления может наступить момент, когда дальнейшее движение продолжается по нескольким направлениям. Возникает неопределенность, называемая энтропией. Чем больше существует вариантов, тем выше степень энтропии, и тем сложнее управлять. Энтропия зависит также от степени приемлемости вариантов решений теми, кто должен их исполнять.

  • Управленческий аппарат — субъект управленческой деятельности, который имеет организационное и юридическое оформление в виде руководящей должности или совокупности должностей, образующих подразделение организации. Это может быть отдельный руководитель или группа руководителей. Субъект управления генерирует и реализует решения, регламентирующие функционирование объекта управления.

От субъекта управления следует отличать субъектов управленческой деятельности: людей, в которых персонифицируются управленческие отношения; руководителей и сотрудников подразделений управления.

Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным, необходимо выполнение ряда условий:

  • подсистемы должны соответствовать друг другу;
  • управляющая и управляемая подсистемы должны быть совместимыми друг с другом;
  • в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью;
  • управляющая и управляемая подсистемы должны

осуществлять между собой обратную связь, определенным образом реагируя на информацию, полученную от другой стороны;

  • управляющая и управляемая подсистемы должны быть заинтересованны в четком взаимодействии.

Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, его реакцию на управляющее воздействие. Эта реакция может проявляться как готовность выполнения соответствующих требований, бездействия, противодействия, формальных действий, сотрудничества. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персона соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления.

  • Механизм управления — совокупность способов и средств воздействия управляющей подсистемы на деятельность управляемой подсистемы. Механизм управления состоит из административных, экономических, организационных и иных методов управления.

Механизм управления должен:

  • соответствовать целям и задачам объекта управления;
  • учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;
  • предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;
  • находиться под контролем;
  • планомерно развиваться.

Признаки эффективности механизма управления:

  • оперативность, надежность, качество принимаемых решений при минимуме, связанных с этим, затрат времени;
  • экономия расходов на содержание аппарата управления;
  • улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, снижение доли работников управления в совокупном персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, развития социально-психологических качеств менеджеров.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333