Открыть меню

ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Существует несколько основных аспектов поведения людей, которые следует учитывать в процессе управления организацией: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; поведения руководителя.

  1. Поведение отдельных людей является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. Нет в мире двух людей, у которых было бы одинаковое сочетание характеристик. Число потенциальных характеристик людей практически бесконечно, и вероятность, что два человека будут вести себя одинаково в одной и той же ситуации — нулевая. Люди отличаются способностями, к выполнению какой- либо работы, потребностями, ожиданиями результатов своего поведения, восприятием окружающего мира и отношением к нему, совокупностью ценностей.

Способности человека индивидуальны, раскрывают присущие ему качества. Различия в способностях частично объясняются наследственностью, к ним относятся интеллектуальные способности и некоторые физические данные. Но обычно эти способности, в основном, приобретаются с опытом (в процессе получения знаний). Организации почти всегда пытаются воспользоваться различиями в способностях при решении вопроса, какую должность и какую работу будет выполнять конкретный работник. Отбор человека, который лучше других способен выполнять определенную работу, является средством увеличения выгоды от специализации.

На практике на поведение человека влияют и другие факторы, которые вынуждают человека вести себя не так, как можно было бы предположить, исходя из оценки его способностей. Это одна из причин, почему многие организации предпочитают расширять способности конкретного работника к выполнению специфической задачи путем соответствующего обучения. Способности, вероятно, относятся к характеристикам, которые легче поддаются изменениям.

Предрасположенность дает представление об имеющемся потенциале человека в отношении выполнения конкретной работы. Являясь результатом сочетания как врожденных качеств, так и приобретенного опыта, предрасположенность открывается по отношению к определенной области (спорт, музыка, живопись). Предрасположенность в определенной области обычно облегчает приобретение способности эффективно выполнять конкретную деятельность. Предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту. Если руководитель не сможет правильно оценить предрасположенность человека к определенной работе, время и расходы, понесенные в связи с его обучением, будут потрачены впустую.

Потребность есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. К базисным потребностям относятся, в основном, потребности физиологические (потребность в пище, питье, тепле), а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или группе людей. Многие люди, как представляется, имеют потребность к власти и влиянию, но это может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их базисные потребности. Если они не удовлетворены, человек бессознательно будет стремиться к их удовлетворению.

Для управления это означает, что организация должна стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к реализации целей организации.

Ожидания. Основываясь на опыте и оценке ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Сознательно или подсознательно, они решают, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их сегодняшнее поведение. Если люди не ожидают, что поведение, которого ждет от них организация, приведет к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей, они, вероятно, не будут работать эффективно.

Восприятие — чувство, которое сильно влияет на ожидания и на все остальные аспекты поведения. Для практических целей мы определяем восприятие как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие очень важно, потому что именно оно определяет, что такое «реальность» для конкретного индивидуума. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Не существует двух людей, которые могли бы воспринять что-то совершенно одинаково. Восприятие определяет — испытывает ли человек потребность и каковы его ожидания в данной ситуации. То, что происходит в действительности, влияет на поведение только в той мере, в какой это воспринимается самим человеком.

Отношение к окружающему миру формирует субъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на поведение. Отношение к работе становится важным фактором, определяющим, как люди будут реагировать на изменения условий организации и стимулирования труда.

Ценности. В то время как отношение является конкретным убеждением или чувством в преломлении к тем или иным аспектам окружающей среды, ценности представляют общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни. Ценность всегда предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом. Ценности — индивидуальные характеристики, приобретаются посредством обучения и врспитания.

Руководители организаций имеют ценности, существующие в культуре организации и общества. Ценности формируют образцы поведения руководителей, дают ощущение отношения к организации и отражаются в ее целях и политике. Большинство руководителей высшего звена, уверенные в желательности высоких этических норм, выражают этические ценности в своих письменных обращениях и твердо внедряют правила, регулирующие этику поведения.

Каждая организация, сознательно или несознательно, устанавливает свою собственную систему ценностей. Эта система составляет организационную культуру организации. Организация стремится иметь свои традиции и нормы поведения.

Приведенные характеристики определяют не только личность человека и особенности его поведения, но и отражают характер приспособления данного лица к окружающей среде. То есть, личностные характеристики и внешнее окружение, в совокупности, определяют поведение личности.

Таким образом, руководители должны совершенствовать свои способности, так направлять поведение работников, чтобы добиться целей организации, используя черты людей, желательные для выполнения данной задачи, и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт. Рабочая среда — совокупность всех внутренних факторов, которые приспособлены к потребностям организации. Кроме характеристик личности, два аспекта окружающей среды настолько сильно влияют на характер поведения работника, что необходимо о них упомянуть. Это — группы и управленческое лидерство.

  1. Поведение людей в группах. Группы могут оказывать влияние на поведение конкретных людей. Признание эффекта воздействия группы на поведение человека — начало поведенческой школы в управлении. Благодаря многочисленным возможностям социального взаимодействия, группы формируются как в плановом порядке, так и спонтанно. Группой являются организация и ее подразделения.

Члены группы формируют групповые ценности и нормы поведения (стандарты поведения), признаваемые приемлемыми. Чем большей человек ценит принадлежность к группе, тем больше его поведение будет совпадать с групповыми нормами. Групповые нормы могут способствовать или противодействовать достижению формальных целей организации. Группы, через групповые ценности и нормы, влияют на поведение отдельного человека.

  1. Поведение руководителя. Чтобы быть эффективным менеджером, необходимо быть лидером и влиять на поведение людей, заставляя их вести себя в надлежащим образом. Лидерство осуществляется посредством стиля, отражающего ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, его самооценку и личность. Эффективность стиля зависит от ситуации, которая включает содержание выполняемой работы и индивидуальные характеристики подчиненных. Эффективность стиля лидерства, который избран руководителем, в значительной степени определяет, насколько хорошо сможет менеджер мотивировать работников на достижение целей и создать коллектив для работы организации.

В управленческой практике факторы внутренней среды организации должны анализироваться как элементы одной системы влияния на поведение организации.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333