Открыть меню

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МАСТЕРСТВО МЕНЕДЖЕРА

Деятельность менеджера. Менеджеры в организациях занимают двойственное положение: с одной стороны, они руководят людьми, работающими в организациях; с другой, — они сами являются сотрудниками этих организаций. Данное противоречие проецируется на деятельность менеджера: менеджеры формулируют цели развития организаций, они же организуют труд людей и производство для выполнения целей. Этим противоречием порождается многообразие деятельности менеджеров.

Среди многообразия задач, стоящих перед менеджментом, мы выделяем в качестве важнейшей — управление людьми. Для выполнения этой задачи, необходимо понимать специфику, предмет и средства труда менеджеров.

Специфика труда менеджера заключается, преимущественно, в умственном, творческом характере этого труда, в процессе которого постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, организация совместной деятельности — это главный смысл труда менеджера.

Предмет труда менеджера — информация, использование которой позволяет принимать решения, необходимые для изменения состояния объекта управления.

Средства труда менеджера — средства, позволяющие работать с информацией. Результат деятельности менеджера оценивается по степени достижения поставленной цели. Чтобы функционировать, менеджер должен обладать особыми качествами и компетенциями, иметь специальные знания и способности к использованию их в повседневной работе при управлении организацией.

На содержание и результаты труда менеджера оказывают влияние различные факторы, которые влекут важнейшие изменения в труде менеджеров. Среди таких факторов мы выделяем:

  • стремительное развитие технологий. Интернет и электронные коммуникации неузнаваемо изменили способы ведения бизнеса и осуществления деятельности менеджеров. Многие организации используют цифровые технологии, чтобы связать между собой своих работников и партнеров, рассредоточенных по всему миру. Благодаря новым технологиям у людей появилась возможность выполнять свою работу любом удобном месте. Многие компании все чаще передают выполнение отдельных функций на аутсорсинг, что также требует координации деятельности организаций;
  • гибкость процесса труда. Менеджеры все чаще наделяют сотрудников дополнительной властью в расчете на то, что они будут самостоятельно использовать открывающиеся возможности и решать проблемы по мере их возникновения. Структуры становятся более плоскими, а работники низших уровней принимают решения, основываясь на общедоступной информации и руководствуясь миссией и ценностями организации. Практикуется широкий обмен знаниями вместо их накопления у менеджеров, и все сотрудники компании с помощью современных технологий поддерживают связь с более широким кругом коллег. Наиболее ценными являются быстро обучаемые сотрудники, обменивающиеся знаниями с другими, готовые работать в ситуациях повышенного риска, нестабильности и неопределенности. Сотрудники организации рассчитывают, что на протяжении своей карьеры они будут работать над разными проектами и в разных должностях, а не оставаться узкими специалистами в какой-то одной области;
  • виртуализация процесса труда. Менеджмент вынужден трансформировать отдельные функции, координировать работу людей и контролировать результаты в условиях гибкого графика работы, удаленного доступа к компьютерным сетям, виртуальных команд и т.д.;
  • формирование новых компетенций менеджеров по результату происходящих изменений, переосмысление подходов к организации, направлению и мотивации персонала. Передовые управленческие практики предполагают отказ от командования и контроля в пользу управления адаптивными организациями;
  • распространение лидерства по всем уровням управления организацией, предполагая передачу подчиненным дополнительных властных полномочий, чтобы стимулировать их творческие способности и генерирование новых идей. В новых условиях успех зависит от сотрудничества между функциональными подразделениями и иерархическими уровнями;
  • способности к экспериментам и научению приобретают ключевое значение, и менеджеры должны поощрять подчиненных обмениваться информацией и знаниями.

Мастерство менеджера. Для исполнения деятельности менеджер должен обладать широким спектром навыков:

  • познавательные — явные способности воспринимать организацию как единое целое и выделять взаимосвязи ее частей: мышление менеджера, его умение получать, обрабатывать и использовать поступающую информацию для достижения целей организации. Менеджер должен представлять себе роль каждого подразделения в организации и положение компании в отрасли. Это предполагает наличие способностей к стратегическому мышлению, выявлению долгосрочных перспектив и решению проблем развития;
  • работы с людьми и умение взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в отношении руководителя к сотрудникам. Менеджер с данными навыками, мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации;
  • технические — специальные знания и умения по использованию методов, технологий и оборудования, необходимых для организации производства, исследований и разработок;

Наряду с навыками менеджерам могут быть свойственны и недостатки, которые становятся особенно заметными в условиях быстрых изменений, нестабильности и кризисов. В нестабильное время менеджеры должны при­менять свои навыки и способности, максимально способствуя развитию организации. К числу факторов, препятствующих достижению искомых результатов:

  • низкие навыки руководства коллективами;
  • неумение создавать рабочие отношения;
  • отсутствие сотрудничества и командной работы;
  • неэффективные навыки и методы коммуникаций.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333