Открыть меню

Обучение вне рабочего процесса

Рассматривая основные методы обучения сотрудников вне рамок рабочего процесса можно выделить три основные группы:

  1. ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
  2. ФОРМАТЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
  3. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К традиционным форматам обучения можно отнести лекции и семинары. В ходе лекции (от лат. lecture — чтение) преподаватель устно передает слушателям информацию по определенной теме. Размер группы практически не ограничен: он может варьироваться от нескольких слушателей до нескольких сот или тысяч человек. Лекционная подача предназначена для нового и содержательного материала, который необходимо донести до слушателей в ограниченные сроки. Например, обучение студентов в высшем учебном заведении традиционно проходит в лекционном формате. Прослушивая лекционный материал, слушатели воспринимают его содержание как изначально истинное или максимально приближенное к таковому.

Участникам обучения отводится пассивная роль — слушателям важно лишь правильно понять учебный материал, запомнить его, а потом суметь воспроизвести. Как правило, работа с лекционным материалом заключается в конспектировании информации, воспринятой от преподавателя. В ходе лекции слушатели не имеют возможности получения от лектора обратной связи о том, правильно ли они поняли изложенный материал.

Удержать внимание учеников на необходимом для восприятия информации уровне возможно только в течение ограниченного периода времени. Обычно он не превышает 20 минут для взрослых учащихся и 10 минут для детей.

Для поддержания уровня внимания слушателей на необходимом уровне преподаватель использует различные приемы:

  • Интонирует речью, выделяет голосом наиболее важные смысловые элементы лекции;
  • Задает вопросы аудитории;
  • Использует наглядные материалы (рисунки, схемы, слайды);
  • Дает задания слушателям в письменной или устной форме.

Усвоение изучаемого материала в значительной степени зависит от его характеристик: содержания, сложности, структурированности. Немаловажным фактором эффективности обучения выступает умение слушателей работать с лекционным материалом: составлять конспекты, выделять главное и второстепенное. Но перенос знаний, полученных в ходе лекции, на практику, как правило, затруднен. Лекция не позволяет учитывать разный уровень подготовленности, профессионального опыта и способностей обучаемых, темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом. Лекционная форма подачи материала для большинства взрослых работающих людей, давно закончивших обучение, слишком тяжела, т. к. требует высокой концентрации внимания, хорошей памяти и, возможно, уже утраченных навыков учения.

Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом обучения, поскольку это самый «привычный» способ подачи материала, который не требует больших финансовых затрат.

ФОРМАТЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основное отличие активных форматов обучения от традиционных заключается в уровне активности участников. Мы будем рассматривать как собственную активность участников обучения, так и их активное взаимодействие с ведущим группы и другими участниками для получения и предоставления необходимой информации (например, обратной связи по итогам выполнения задания). Активные формы обучения позволяют учащимся за ограниченное время усвоить необходимый объем информации и закрепить его на практике.

В отличие от традиционных методов обучения, которые направлены на передачу информации, активные методы направлены на выработку умений и навыков. Второе отличие этих двух основных форм обучения находится в плоскости взаимодействия в учебном процессе: участники активно общаются не только с ведущим обучения, но и между собой.

Виды тренингов:

Виды тренинговОсновной результат
Тренинги выработки навыков и освоения знанийосвоение участниками заданных практических навыков и теоретических знаний
Командные тренингиформирование и совершенствование командного взаимодействия
Тренинги личного ростаизменения в личной сфере человека

При проведении тренинга ведущий использует разные каналы коммуникации участников:

  • Для активизации аудиального канала восприятия ведущий использует речь, голос, музыкальное сопровождение, звуки различных предметов и пр.
  • Чтобы задействовать визуальный канал восприятия ведущий ведет запись на флип-чарте, составляет схемы, рисунки, использует видеофрагменты, слайды.
  • Кинестетический канал активизируется в деятельностных упражнениях, командном взаимодействии, моделировании рабочих ситуаций.

Традиционно в тренинге используют различные методы обучения:

  • Интерактивные лекции, которые позволяют предоставить участникам тренинга теоретический материал в необходимом для дальнейшей работы объеме. Объем информации не должен превышать 10 предложений. Лекции должны содержать факты и идеи, которые с большой вероятностью неизвестны участникам тренинга, либо известные факты и идеи, представленные в новым ракурсе или форме подачи.
  • Видеолекции, которые используются как средство компактного изложения большого количества сведений, например, о свойствах нового продукта, об истории компании и т.п.
  • Элементы семинарской работы, которые позволяют использовать индивидуальный ресурс и возможности группы для решения актуальной для сотрудников компании задачи.
  • Элементы коучинга, которые дают возможность ведущему акцентировать внимание участников на важном моменте, помочь найти оптимальный путь решения задачи или выступают как способ предоставления обратной связи.

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333