Открыть меню

Групповое мышление

Групповое мышление проявляется, когда участники группы настойчиво поддерживают групповые решения, которые по факту не только малопродуманные, но и нередко просто вредны для высокой эффективности группы.

Наиболее яркий исторический пример группового мышления – война во Вьетнаме, которая не принесла США ничего, кроме разочарования, а цели ее явно не соответствовали целям внешней политики США того времени. Дело в том, что кабинет президента Л. Джонсона отличался удивительной сплоченностью, это была истинная группа единомышленников, которые очень ценили принадлежность к команде президента и свои прекрасные отношения. В итоге, решение об участии США в этой войне было принято единогласно, а отказаться от кампании США смогли, лишь понеся значительные потери и вызвав бурю негодования среди населения.

gruppovoe-myshlenie_2

Признаки группового мышления:

Инакомыслие подавляется или сдерживается;

Группа начинает чувствовать, что она неуязвима, и с точки зрения морали действует правильно;

Сомнения отбрасываются в сторону, как будто их не существует;

К врагу как к человеку слабому, глупому и аморальному относятся с пренебрежением;

Возникает ложное ощущение согласия.

В тренинге, при наличии авторитарного лидера (особенно если это функциональный руководитель участников тренинга), группа может принимать решения более рискованные, при этом всякие другие варианты будут жестко пресекаться. В такой ситуации от тренера требуется проявить дипломатическое мастерство, ведь согласиться с неверными выводами группы совершенно невозможно – от этого пострадает процесс обучения. При этом публично опровергнуть позицию лидера тоже неэффективно.

Особенно опасным эффект группового мышления может быть на стадии лабилизации, когда группа активно сопротивляется новому знанию.

Действительно, в дружных коллективах зачастую бывает сложно пройти так называемую стадию лабилизации. Когда участники группы очень хорошо относятся друг к другу, в коллективе развиты отношения поддержки и взаимопомощи, нелегко бывает показать обучающимся, что им есть чему учиться. Даже по итогам ролевой игры в начале тренинга они могут говорить, что все было сделано прекрасно и правильно.

gruppovoe-myshlenie_1

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333