Открыть меню

Коучинг. Часть 2.

ВИДЫ КОУЧИНГА

В современной практике выделяются различные виды коучинга, которые можно разделить на три группы:

По области применения коучинга:

  • карьерный коучинг;
  • бизнес-коучинг;
  • коучинг личной эффективности.

По участникам коучинга:

  • индивидуальный коучинг;
  • корпоративный (групповой) коучинг.

По наличию директивности:

  • директивный коучинг;
  • недирективный коучинг.

КоучингКарьерный коучинг

Суть метода заключается в том, что специалист-коуч во время индивидуальных занятий помогает обрести ощущение уверенности, надежности, которых не хватает в точках принятия карьерных решений. Помогает оценить уровень развития своей карьеры, понять, в каком направлении необходимо развиваться, и к чему стремиться.

Бизнескоучинг

В бизнес-коучинге действия коуча или менеджера, обученного коучингу, четко ограничены рамками решения конкретных бизнес-задач. Возможности и внутренние ресурсы сотрудника максимально используются в интересах бизнеса.

Коучинг личной эффективности или Lifeкоучинг

Ориентирован на то, чтобы помочь человеку наиболее полно самореализоваться в жизни, определить приоритеты и достичь поставленных целей. Если ответом на вопрос «Поможет ли вам проработка данной темы добиться выполнения поставленной бизнес-задачи?» является «Нет», с этой темой следует обращаться к Life-коучу.

Индивидуальный коучинг

Предполагает индивидуальную работу с клиентом по решению поставленных задач. В процессе индивидуальной коуч-сессии можно повысить уровень личных продаж, «разрулить» сложные отношения в коллективе, обучиться делегированию и т. д.

Корпоративный (групповой) коучингКоучинг

Проводится работа с группой для повышения эффективности компании и каждого ее сотрудника. Английский бизнесмен и консультант сэр Джон Уитмор, который ввел понятие «коучинг» в бизнес-менеджмент, указывает на то, что цель корпоративного коучинга — это создание «самообучающейся организации», и для ее достижения необходимо использовать системный подход, позволяющий осмыслить стратегию и динамику всей организации. В настоящее время наблюдается определенное противостояние приверженцев разных форм проведения коучинга. Многие коучи придерживаются мнения, что единственно возможная форма работы с клиентом – индивидуальная, однако, существуют специалисты, практикующие оба вида коучинга и заявляющие о высокой эффективности группового взаимодействия. Майлз Дауни, директор Лондонской Школы Коучинга утверждает, что «групповой коучинг работает только тогда, когда люди являются командой или им необходимо стать командой. Коучинг команды становится ценным вкладом, когда у команды есть общая привлекательная и стимулирующая цель».

Директивный коучинг

Это форма коучинга, при которой коуч руководит, приказывает, инструктирует. Директивный подход подразумевает, что коуч заранее знает ответ или, по крайней мере, способен его найти. Таким образом, коуч решает проблему за другого человека и, посредством давления и настойчивых указаний, показывает клиенту путь к найденному решению.

Недирективный коучинг

Работа коуча по созданию условий для изменения количественных и качественных характеристик деятельности клиента, расширения его внутренних границ, а также по содействию в поиске новых оригинальных способов решения поставленных задач. Изменения происходят благодаря осознанию клиентом особенностей использования своих знаний и умений. При недирективном подходе коуч помогает человеку решить проблему самостоятельно, а возможных вариантов решения может быть бесконечно много.

Работа с клиентом

Каким же образом строится процесс взаимодействия коуча и клиента? Основная процедура коучинга – диалог. Коуч задает ряд эффективных вопросов и внимательно выслушивает ответы клиента. Во время беседы происходит выявление ресурсов и потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению, получая возможность реализовать намеченное.

Алгоритм проведения коучинга:

  1. Определение целей проведения коучинга. Установление правил взаимодействия клиента и коуча.
  2. Анализ текущей ситуации.
  3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей их достижения.
  4. Составление плана действий.
  5. Контроль и поддержка клиента в процессе реализации намеченного плана.

Вся работа коуча и клиента строится на целях, которые ставит перед собой клиент. Именно поэтому коучу особенно важно помочь клиенту правильно сформулировать эти цели. В первую очередь, необходимо определить, что клиент хочет получить от встречи с коучем, какого результата он хочет добиться. Для этого можно задать, например, такие вопросы:

  • У нас есть 30 минут, чего бы Вы хотели успеть достичь за это время?
  • Чего Вы ждете от нашей встречи?
  • Что для Вас было бы полезно успеть сделать на этом занятии?

Полученный ответ будет определять направление процесса работы коуча и клиента во время занятия. После определения целей, относящихся к процессу взаимодействия, необходимо определить конечные и промежуточные рабочие цели.

Конечная цель – определяет задачу в финале работы. Например: «получить назначение на должность директора по маркетингу», «привлечь крупного клиента», «стать лидером на рынке». Такие задачи редко контролируются только самим клиентом, ведь невозможно предвидеть все ходы, которые предпримут соперники.

Конечная цель –это вдохновение.

Промежуточная рабочая цель – цель, определяющая этапы достижения конечной цели. Промежуточные цели поддаются контролю. Постановка промежуточных целей позволяет добиться конкретных результатов. Промежуточная цель – это детали.

Конечная цель напрямую будет связана с мечтой, а промежуточные цели будут этапами продвижения к этой мечте.

Для того чтобы поддерживать неподконтрольную конечную цель, Джон Уитмор рекомендует следить за тем, чтобы промежуточные цели соответствовали характеристикам SMART, PURE и CLEAR.

SMART — расшифровка этой аббревиатуры означает, что цели должны быть конкретными (Specific), соизмеримыми (Measurable), достижимыми (Achievable), реалистичными (Realistic) и четко укладываться во временные рамки (Time).

PURE — означает, что цели должны быть позитивными (Positive), понятными (Understandable), уместными (Right), этичными (Ethical).

CLEAR — означает, что цели должны быть сложными (complicated), легальными (legal), безопасными для окружающей среды (environmental), приемлемыми в целом (acceptable), письменно формулируемыми (readable).

Если цель не является РЕАЛИСТИЧНОЙ, то исчезает надежда, а если цель не является СЛОЖНОЙ, то исчезает мотивация. Таким образом, все цели должны вписываться между этими двумя категориями.

Очень важно ставить ПОЗИТИВНЫЕ цели. Что происходит при такой, например, негативной формулировке цели: «Мы не должны плестись в хвосте всех регионов продаж»? На чем сосредоточивается внимание? Конечно же, на том, что мы плетемся в хвосте!

Если я скажу: «Не думайте о красном шаре», что сразу приходит на ум?.. Негативные цели легко переформулируются в противоположные позитивные, например: «Мы намерены стать в лиге четвертыми или выше», или: «Я намерен блокировать первый мяч, но могут быть сложности»… То, что цели должны быть ЛЕГАЛЬНЫМИ, ЭТИЧНЫМИ и НЕ НАНОСЯЩИМИ УРОН ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, может звучать как проповедь, но у каждого человека свое отношение к этим понятиям, поэтому для приведения всех сотрудников к единому знаменателю есть лишь один путь — следование высочайшим стандартам…

Необходимо также убедиться, что все цели ПОНЯТЫ, потому что очень часто неверные предположения могут искажать представления некоторых людей даже о тех целях, в определении которых они принимали непосредственное участие.

КОУЧИНГ 1 часть             КОУЧИНГ 3 часть

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333