Открыть меню

Коучинг. Часть 1.

КоучингТермин «коучинг» является аналогом английского слова «coaching», которое происходит от слова «coach» (тренер, тренировать). Тимоти Гэллвей определил коучинг как искусство создания   —   с помощью беседы и поведения — среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение. Коучинг не учит, а помогает учиться. Другими словами, коучинг помогает раскрыть потенциал человека с целью его максимальной эффективности в персональной и профессиональной деятельности. Коучинг применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто добился определенных результатов, но стремится достичь большего.

На каждой встрече с коучем, клиент выбирает тему, вокруг которой будет строиться диалог, в ходе которого коуч слушает, дает обратную связь и задает вопросы. Такое взаимодействие позволяет прояснить ситуацию и помогает клиенту перейти к действиям. Коучинг помогает быстрее принимать обдуманные решения, концентрируя внимание на вопросе и возможных вариантах ответа на него. Коучинг фокусируется на том, где, с точки зрения решения вопроса, клиент находится в данный момент, и на том, что он собирается сделать, чтобы достичь поставленной цели в ближайшем будущем.

«Одна из основных функций коуча помочь клиенту улучшить его внутренний диалог; это позволит клиенту учиться и быть свободным даже тогда, когда коуча нет рядом.»                                                                                                           Тимоти Гэллвей

«Коучинг – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека».                                                                                                                                                                                                                                                  Майлз Дауни

СПЕЦИФИКА КОУЧИНГА И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Чтобы понять, чем коуч отличается от других специалистов, представьте, что вы хотите научиться плавать. Для того чтобы добиться этой цели вы можете нанять консультанта, психолога, наставника или коуча. При работе с вами консультант будет объяснять, как это делается, психолог будет выяснять, почему вы боитесь плавать, наставник прыгнет в воду и покажет, как нужно плавать. Коуч же воодушевит вас на то, чтобы вы самостоятельно вошли в воду и начали грести руками, сам же будет плыть или идти рядом, до тех пор, пока вы не почувствуете себя в воде уверенно, и продолжите самостоятельно развивать необходимые навыки.Коучинг

Итак, коуч сопровождает клиента и следит за тем, чтобы его цели и желания воплощались в жизнь. Коуч не работает с проблемами, не обращается к прошлому и не выявляет причины существующего поведения. Коуч помогает продвигаться вперед, устанавливать свои личные и профессиональные цели. Коуч не ограничивает клиента объемом собственных знаний и, основываясь на ресурсах клиента, расширяет тем самым его возможности.

ИСТОРИЯ КОУЧИНГА

История возникновения коучинга уходит своими корнями в 80-е годы ХХ века, когда финансовый консультант Томас Леонард понял, что его наиболее успешные клиенты нуждаются в чем-то большем, нежели простом финансовом сопровождении. Для них было жизненно важно определиться с тем, чего они хотели от своей жизни, и в какие сроки планировали этого достичь, но самостоятельно справиться с этой задачей они не могли. Томас Леонард ввел понятие «коуч», заимствовав его из спорта, и добился выдающихся результатов, создав новое направление в организационном консультировании.

В начале 90-х годов ХХ века термин «коучинг» был введен в бизнес-терминологию английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором. Благодаря его книге «Коучинг — новый стиль менеджмента и управления персоналом», это направление было импортировано в бизнес-среду, где успешно развивается по сей день.

НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ КОУЧИНГА

Коучинг применяется для решения широкого круга проблем и задач в различных областях жизни и деятельности теми, кто стремится к постоянному развитию, формулированию и достижению новых и амбициозных целей. Коучинг является одним из инструментов развития творческого мышления.

Цель коучинга — это максимальное увеличение результативности в личной и профессиональной деятельности человека.

В литературе, посвященной коучингу, выделяют две основные трактовки этого подхода:

  1. Коучинг как стиль управления в организации.
  2. Коучинг как индивидуальное консультирование руководителей.

КОУЧИНГ КАК СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

В поиске наиболее эффективных моделей руководства и управления человеческими ресурсами современные организации отказываются от традиционного менеджмента и практикуют коучинг как новый подход к управлению персоналом. При таком подходе сотрудники компании становятся носителями огромного творческого потенциала — ведь каждый человек способен на самостоятельное решение многих задач, проявление инициативы, ответственности в принятии решений. Менеджер организует процесс взаимодействия с сотрудниками таким образом, чтобы они полностью осознавали все существующие реалии (как внешнего мира, так и внутреннего мира самого человека), их «плюсы» и «минусы». При таком подходе подчиненные сами выбирают наиболее эффективные пути решения и берут на себя ответственность за качественное выполнение стоящих перед ним задач. Главное в коучинге — повышение осознанности каждой личности с целью реализации потенциала компании в целом.

Выделим наиболее очевидные возможности применения коучинга на рабочем месте:

  • мотивация персонала;
  • оценка и аттестация;
  • делегирование полномочий;
  • выполнение задания;
  • решение проблем;
  • планирование и контроль;
  • вопросы взаимоотношений;
  • развитие персонала;
  • создание команды;
  • групповая работа и т.д.

Коучинг в организации может носить и менее формальный характер, представляя собой обычный разговор. Пожалуй, самое важное — это постоянное осознание и использование основополагающих принципов коучинга во время многочисленных контактов руководителя с подчиненным.

Использование коучинга как стиля управления в организации действительно эффективно, однако, обращаясь к этому методу, следует помнить, что он применим только если:

  • организация поощряет самостоятельность, ответственность и предприимчивость сотрудников;
  • для организации действительно важны способность сотрудника к новаторству и наличие чувства персональной ответственности за результат.

КОУЧИНГ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Многим руководителям трудно обсуждать какие-то вопросы с подчиненными в силу различных причин (например, этических, моральных или статусных), а с руководителями своего ранга – в силу необходимости сохранять коммерческую тайну в условиях конкуренции. Работа с коучем позволяет устанавливать доверительные отношения при условии полной конфиденциальности. При таком подходе коучинг является творческим партнерством, где каждый несет равную ответственность за процесс. В начале совместного пути клиент обозначает цели, и все дальнейшее взаимодействие клиента и коуча базируется на их достижении. Этот процесс стимулируется вопросами и позволяет клиенту исследовать новые пути к успеху и реализовывать свои мечты и желания.

Итак, коучинг – это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала и ресурсов человека с целью максимального повышения его эффективности в личной и профессиональной деятельности. Коучинг представляет собой набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный рядом специфических приемов и направленный на достижение конкретных целей и результатов.

КОУЧИНГ 2 часть             КОУЧИНГ 3 часть

© 2017 Ростовская Школа Логистики · ИП Матвеев Валерий Владимирович
ОГРНИП 315619600050333